Воронеж. 02.10.2012. Агентство Бизнес Информации (ABIREG.RU) – Эксклюзив – На днях Hilton Worldwide принимал в Воронеже работу трех подрядчиков, подготовивших по номеру в гостинице в соответствии со стандартами мирового оператора. Из этих претендентов будет выбран один, который займется отделочными работами во всех 148 номерах. Как идет строительство Hampton by Hilton в Воронеже, что уже сделано, с какими трудностями приходится сталкиваться, в эксклюзивном интервью Абирегу рассказал главный инвестор проекта – российский миллионер, председатель совета директоров ГК «Спортмастер» Дмитрий Дойхен.
- Какие выводы вы уже сделали о воронежском проекте? Как он развивается?
- Особенных выводов нет, мы и год назад понимали, что проект должен быть успешный. Сейчас просто все дальше утверждаемся в соответствии с графиком, с планом, и нас это только радует. Рабочие моменты есть, но основное - деньги, сроки и общее качество, в общем, соответствуют намеченному плану. Меньше чем через год произойдет ввод гостиницы, и мы всех заранее приглашаем на церемонию открытия.
- Вы только приехали в Воронеж, по какому поводу?
- Мы сейчас определяемся с выбором компании, которая будет отвечать за оборудование всех 148 номеров и заниматься отделкой. И сегодня три компании представляли свои пилотные проекты. Номера у всех компаний были полностью сделаны в соответствии со стандартами Hampton by Hilton. Мы их посмотрели, сделали выводы. Представитель Hilton Worldwide продолжит работу, компания относится к этому с особой педантичностью. Все элементы отделки должны соответствовать европейским сертификатам качества. В конце концов, будет выбран поставщик, но не исключено, что у других компаний будут выбраны какие-то отдельные элементы. Для Hilton Worldwide это стандартная ситуация, при выборе компании-подрядчика они всегда руководствуются условиями цены, качества, сроков. Это создает жесткую конкуренцию, но результат себя оправдывает.
- К какому классу будет относиться гостиница?
- У Hilton Worldwide нет понятия звезд, у них есть понимание уровня – это может быть чуть выше уровень, чуть ниже. Hampton by Hilton по европейским стандартам считается гостиницей класса три звезды. Однако по уровню отделки, качества материалов, это, конечно, ближе к 4 звездам. Хотя по ценам отель 3-звездочный. Так, средняя цена номера составит порядка 4, 5 тыс. рублей.
- Все трое претендентов уложились в смету?
- Да, все компании выполнили техническое задание, которое дает Hilton Worldwide, а у него, повторюсь, очень жесткие параметры. Производителям не надо было ничего особенного придумывать, а лишь соответствовать требованиям.
- Учитывается ли ваше мнение при выборе подрядчиков, цветовых решений и т.д.? В чем заключается ваша роль, кроме инвестирования?
- Hilton прописал практически все до нюансов, и дает рекомендации, например, использования нескольких цветовых решений. А мы выбираем то, что нам кажется наиболее подходящим. При обсуждении каких-то технических вещей нам делают акцент на том, что считают нецелесообразным, и наоборот, и объясняют, почему. Понятно, что мы прислушиваемся, ведь у них огромный опыт управления гостиницами, больше 3000 отелей уже построено по всему миру. Окончательное решение остается за инвесторами, но если что-то будет выходить за рамки проекта, бренд будет настаивать и предлагать какие-то варианты. В основном все измеряется не только стоимостью, но и качеством изделия.
- Вы не пожалели, что связались с гостиничным бизнесом?
- Нет, даже об этом и не думаю. Сейчас задача запустить проект, наладить работу. Во всем мире гостиницы уровня 3 звезд намного рентабельнее пятизвездочных. Многим нравится строить гостиницы 5 звезд, это, может быть, красиво, приятно, статусно. Но я считаю, что статусность к бизнесу не имеет никакого отношения. Предпочитаю заниматься вещами массовыми, которые востребованы людьми. У нас нет сомнений, что все получится. Другой вопрос, что где-то могут быть сделаны какие-то ошибки, может быть с местом не угадаем, или еще что-то. Значит, будем учиться на этом и строить другие гостиницы с учетом предыдущих ошибок. Этот проект может быть массовым, мне это нравится и хочется строить большую сеть, тогда перспективы расширяются.
- Когда вы начнете получать отдачу от своих вложений?
- Как только запустится гостиница, это произойдет следующей осенью, пойдет первый доход. Но окупаемость у гостиничного бизнеса достаточно длительная, порядка 8-10 лет. Но у меня и нет цели «отбивать» проект за два-три года. Для этого надо открывать палатки, там сразу все окупается, а я считаю это не перспективным. Да и мне это не так интересно. На самом деле в России подобные проекты редкость, мы одни из первых, и нам это очень нравится.
- Вы контролируете не только жизненно-важные этапы в проекте, но и более мелкие? На каком этапе вы приедете в следующий раз в Воронеж?
- Я достаточно часто прилетаю в Воронеж. В следующий раз я хочу приехать, когда будет запуск теплового контура. Это может быть середина – конец ноября.
- Какие нюансы ведения гостиничного бизнеса вы для себя выяснили, ведь это новое для вас дело?
- Из неприятных нюансов я бы отметил, что у нас в стране очень мало квалифицированных специалистов. Например, управляющего отелем мы ищем по всей стране. Приходится просто всю страну переворачивать. За границей готовят управляющих отелями, где студенты проходят путь от официанта, повара, уборщика, полностью изучают всю экономику и жизнь отеля. В Европе все профессии, связанные с гостиничным бизнесом, считаются престижными. У нас, к сожалению, наоборот. Даже если не говорить про управление отелем, у нас элементарно не хватает технического персонала! Мы не можем найти главного инженера, который будет управлять всеми гостиничными инженерными системами. В России много людей с высшими образованиями, но профессионалов в полном смысле нет.
- В Воронеже и нет учебных заведений, которые бы готовили таких специалистов…
- Да, к сожалению. Было бы здорово, если бы у вас обратили на это внимание, открыли один факультет и пригласили зарубежных преподавателей. А мы готовы на базе отеля предоставлять практику. Людей надо готовить к высокому уровню, чтобы они умели делать свою работу и получать от этого удовольствие. Пока это наша общая проблема.
-А что бы вы отметили из положительных моментов ведения этого бизнеса?
- У нас подобралась хорошая команда, я очень доволен. Это один из немногих проектов, где все выполняется вовремя, укладываются в заложенные бюджетом деньги. Это большой плюс, ведь в любой стройке всегда меняется бюджет в 1,5-3 раза. Здесь такого нет, и это радует.
- Разрешительная документация - это тоже общая беда. Здесь проблем не возникает?
- Нас эти вопросы беспокоят, конечно, мы же в России живем. Но мы их как-то решаем. Наши нормативы где-то не совпадают с западными, приходится договариваться. У нас хорошие отношения с губернатором, мэром, и нас поддерживают. В Волгограде тоже все хорошо идет, даже быстрее чем в Воронеже. Я считаю, что мы далеко не в худшей ситуации. Взять ту же «Икею», когда в Самаре три года магазин просто не открывали. Это говорит об отношении властей.
- В чем конкретно поддержка будет выражаться?
- Главное, чтобы нам не мешали. Это, конечно, шутка. На самом деле было дано указание всем службам оказывать нам содействие, и, в общем, так и происходит. И это радует. К сожалению, сейчас ситуация в стране такая, что губернатор и мэр земельными ресурсами не располагают. Сейчас какой город не возьми – нет свободной земли, вся роздана бывшими руководителями в частную собственность. Поэтому участки под застройку мы в основном покупаем с рынка. Такова жизнь. В чем город нам помогает - это коммуникации, согласования и т.д. А больше ничего не и требуется.
- В Воронеже не получится первый блин комом?
- Нет, думаю, в Воронеже точно не будет комом. Проект не будет самым быстрым, потому что он первый, и мы многие вещи делаем в первый раз, следующие проекты будут проходить быстрее. Сейчас пока идет все если не на 5 с плюсом, то на твердую четверку.
- В Волгограде будут те же самые стандарты строительства и выбора подрядчиков?
- Мы стараемся идти по такому же пути, по которому идет Hilton Worldwide. Будем проводить конкурс, тендер, и кто предложит лучшие условия и гарантии, с теми будем работать.
- Вы загорелись гостиничным бизнесом?
- Я выступаю только как инвестор. Я могу предложить какие-то вещи, но в управление стараюсь не лезть, ведь у меня есть еще другие бизнесы, ими тоже надо заниматься. В последнее время мне нравится заниматься вложением в научные разработки. Я сам физик по образованию, достаточно долго авиацией занимался. Сейчас мы обсуждаем некоторые вопросы по этой теме с воронежским авиационным заводом и не исключено, что с Воронежем еще что-то будет связывать.
Сам проект строительства гостиницы в Воронеже – это не мелочь для меня, как некоторые могут подумать. Я для себя считаю, что этот проект может быть масштабным и мне он интересен. Воронеж - город крупный, хороший, молодежный, по качеству образования людей он ничем не хуже Москвы и даже где то лучше. Сейчас многие московские компании переносят сюда свои проекты, поэтому у бизнес-туризма вполне хорошие перспективы.
- У вас не желания инвестировать в воронежский аэропорт?
- Аэропорт- это, на самом деле, ворота города. Думаю, что ситуация здесь разрешится в течение года-двух, по крайней мере воронежские власти решительно настроены на это.
- То есть вы ориентированы только на гостиницу?
- Каждый должен заниматься своим направлением, нельзя хвататься за все подряд.
- Почему именно Hampton by Hilton?
- Дело не в Hilton, а в стандартах, в продуманной концепции, это просчитанная модель. Что и удобно, и для бизнеса понятно. Экономика просчитывается легко. Но к самому проекту надо очень серьезно относиться, ведь окупаемость 8-10 лет, а значит, надо серьезно экономить, и бренд помогает в этом. Например, требования к выбору материалов, на которых настаивает Hilton Worldwide, снижают затраты по эксплуатации проекта. Все функционально, продумано, учитывается экономия пространства, большое внимание уделяется звукоизоляции, зонам размещения. Hilton Worldwide постоянно стремится повысить качество. Ведь у гостя должно быть ощущение, что он находится у себя дома.
- В Волгограде будет гостиница, подобная воронежской?
- Бренд тот же, но там участок другой, больше по площади, 850 м под застройку, в Воронеже - 500 м, но стандарты одни и те же. Проекты гостиниц разные, но очень узнаваемые. А обстановка внутри, гостиничные номера будут очень похожи. Может быть, там выберем другие цветовые решения. Сейчас удачное цветовое решение выбрано в Воронеже, рекомендован лаймовый цвет.
- Качество наших строителей вас устраивает?
-Есть отдельные замечания, но в общем, все устраивает. Принимаем работу не только мы, контролеров достаточно много – это технадзор, все службы, Hilton Worldwide наконец. Строители понимают, что если что, все всплывет, при таком контроле вряд ли что-то утаишь. А переделывать будет себе дороже. Где-то, чтобы подстраховаться, взяли субподрядчиками немцев, венгров, более опытных в некоторых вопросах. Или вот проектировщики. У нас к ним нареканий нет, потому что все проходило под наблюдением Hilton Worldwide. Ребята из воронежского проектного института молодцы, отработали неплохо. Но им что-то приходилось переделывать, все-таки не хватало опыта в проектировании гостиниц.
- Управляющих западных будете брать?
- Хотелось бы все-таки из России. Но если не получится, возьмем иностранца, который будет учить. В любом Hampton на Западе топ-менеджер спокойно и лампочку поменяет, и даже официантом поработает. Там совершенно спокойно к этому относятся. Здесь управляющий должен быть таким же. Это не будет какой-то монстр на крутой машине ездить с кучей помощников. Ждем нормального, адекватного и очень ответственного человека, с большим опытом работы. Тут не получится просто прийти и учиться на чужих деньгах. Да и Hilton Worldwide не позволит неопытному человеку ваять в управление гостиницу. Поэтому сейчас мы смотрим, ищем, подбираем . У нас шорт-лист с географией всей страны. В общем, проект хоть и сложный, но при всех его трудностях нам он очень нравится.