Воронеж. 02.10.2012. Агентство Бизнес Информации (ABIREG.RU) – Эксклюзив – В августе филиал МТС в Воронежской области сменил руководителя. МТС в регионе возглавил Павел Фомин, ранее занимавший должность директора филиала МТС в Липецкой области. Мы встретились с Павлом и узнали, какие задачи поставлены перед ним в Воронежском регионе, в чем заключаются особенности развития телекоммуникационного рынка в Воронежской области и какие планы развития МТС в регионе до конца 2012 года.
- Павел, дайте свою экспертную оценку, какие тренды будут играть ключевую роль на рынке телекоммуникаций в ближайшие несколько лет?
- Уже сейчас на воронежском рынке услуг связи наметились основные тенденции, которые, в принципе, вполне соответствуют общероссийским. Во-первых, мобильный телефон перерос свои первоначальные функции. Сфера применения современных смартфонов уже не ограничивается коммуникациями – теперь телефон это и компьютер, и телевизор, и даже банковская карта. Да и SIM-карты уже давно используются не только в телефонах, но и в различных датчиках, к примеру, для мониторинга передвижения транспорта, для удаленной передачи данных от счетчиков расхода воды, электроэнергии и так далее – я говорю о сегменте М2М, услуг обмена данными между устройствами. И отсюда вторая тенденция – активный рост популярности мобильного Интернета. Так, количество пользователей мобильного интернета МТС в Воронежской области выросло за последний год почти на 25%. При этом число абонентов, использующих сервис «Легкий платеж» для оплаты услуг с помощью мобильного телефона увеличилось почти в 3 раза; а количество пользователей сервиса «Мобильное ТВ» МТС за тот же период - почти в 7,5 раз.
- Это предъявляет особые требования к сетям операторов?
- Да, безусловно. Операторы связи активно совершенствуют свои технологические платформы, чтобы обеспечивать высокое качество услуг при растущей нагрузке на сеть. Увеличение скорости доступа в интернет продиктовано потребностями абонентов. Действительно, когда-то автомобиль с четырехступенчатой коробкой передач всех устраивал, потом стали делать с пятью, с шестью. Мало? БМВ и Ауди-8 сделали восемь ступеней передач. В телекоммуникационном секторе все развивается куда быстрее. Так, еще буквально года три-четыре назад большинство абонентов пользовались мобильным Интернетом на скорости 512 Кбит/с, и этого было вполне достаточно для потребностей того времени – возможности просматривать почту и новости с телефона уже казались верхом технологического развития. В этом году МТC запустила в Москве и Подмосковье сети нового поколения – 4G. Сегодня в столице максимальная скорость мобильного интернета бьет все рекорды – она выросла до 100 Мбит/с
- Тогда возникает логичный вопрос - зачем МТС в Воронеже инвестирует в модернизацию сети 3G, когда в Москве активно приучают абонентов к новому стандарту связи?
- Хороший вопрос. Дело в том, что сегодня уже практически у половины наших абонентов есть устройства с поддержкой 3G – это смартфоны, модемы, планшетные компьютеры. В то же время услуги в LTE-сети пока могут использовать исключительно владельцы соответствующих модемов, которые операторы предлагают своим клиентам, только начиная тем самым формировать рынок LTE-устройств. Поэтому очевидно, что самыми массовыми и востребованными услугами в ближайшее время останутся услуги передачи данных в сети 3G. В этой ситуации мы считаем важным и необходимым продолжать развитие сети 3G, которая сегодня доступна большинству жителей нашего региона. В Воронежской области сеть 3G МТС действует уже на территории более 120 населённых пунктов. С начала 2011 года МТС увеличила количество базовых станций 3G почти в три раза и улучшила качество покрытия сети во всех городских районах. Только в 2012 году мы построили сеть 3G в Каширском и Терновском районах, расширили покрытие в Воронеже, а также улучшили покрытие сетью МТС участка федеральной трассы М4 Дон, проходящего через Воронежскую область. Помимо расширения покрытия мы проводим работы, направленные на повышение скорости мобильного Интернета в сети 3G МТС. Так, мы провели масштабную модернизацию сети - обновили программное обеспечение узлов коммутации и базовых станций и перевели 100% транспортной инфраструктуры сети на современные IP-технологии. Благодаря проведённой модернизации увеличена пропускная способность наиболее загруженных базовых станций, что позволяет одновременно большему количеству абонентов пользоваться мобильным интернетом на максимальной скорости. Возможности 3G также еще далеко не исчерпаны, мы продолжим расширение и развитие сети третьего поколения и в дальнейшем.
- Однако мобильные устройства для доступа в интернет - планшетные компьютеры и смартфоны - являются далеко не дешевыми. Не тормозит ли это развитие мобильной передачи данных?
- В данном случае вы заблуждаетесь: как мобильный интернет, так и устройства для его использования уже давно нельзя отнести к услугам премиум-сегмента. И тенденция как раз обратная: демократизация устройств связи является одним из драйверов роста популярности мобильной передачи данных. Так, МТС выпустила первый на российском рынке смартфон дешевле 100 долларов - МТС 960. Это Android-смартфон за 2 990 рублей с доступом в сеть 3G. Кроме того, мы стремимся популяризировать мобильный интернет – продемонстрировать воронежцам, что сегодня это недорогое удовольствие. С этой целью МТС предлагает смартфон МТС 960 с месяцем безлимитного мобильного интернета в подарок. И вот результат нашей планомерной работы: в Воронеже, который без преувеличения можно назвать городом студентов, именно молодежь является одной из наиболее активных категорий интернет-пользователей. Хотя, как вы понимаете, в большинстве своем студенты не могут позволить себе значительные расходы.
- Влияет ли рост популярности мобильного интернета на уровень спроса на домашний интернет среди ваших абонентов? Не конкурируют ли эти услуги?
- Услуги фиксированной и мобильной передачи данных, по сути, взаимодополняемы. МТС идет по пути интегрированного оператора услуг в регионе - абонентам не приходится выбирать технологию доступа в интернет, мы предлагаем оптимальный вариант по цене и скорости доступа для каждого конкретного случая. Дома или в офисе наш клиент может пользоваться проводным Интернетом, в дороге, на даче, в командировке – мобильным. Для реализации этой стратегии сегодня мы активно расширяем не только сеть 3G, но и сеть фиксированной связи. Так, МТС строит сеть скоростной передачи данных и кабельного телевидения по современной технологии FTTB (Fiber To Building – оптика до здания) в Северном районе Воронежа. Это означает, что мы готовы предложить абонентам, проживающим в данном районе, домашний интернет на скорости до 100 Мбит/с.
- Планы связаны с интеграцией исключительно на уровне технологий передачи данных, или принцип конвергенции вы планируете реализовать во всех сегментах?
- Безусловно, мы заинтересованы в интеграции на уровне всех ключевых направлений бизнеса, всех основных сервисов. Так, если говорить о телевидении, то уже сегодня мы предоставляем как услугу мобильного ТВ, так и кабельное телевидение в Воронеже. Идея всё та же – клиент может начать смотреть передачу дома в сети кабельного ТВ МТС, а продолжить – в сети 3G МТС, которая, напоминаю, действует уже более чем в 120 населенных пунктах области.
- А что с кабельным ТВ и домашним Интернетом за пределами Воронежа? Областной рынок вы не считаете перспективным?
- Как раз наоборот, мы видим перспективы и в областных городах, и уже в ближайших наших планах – выход с фиксированными услугами на рынок Борисоглебска. Мы готовы предоставить своим абонентам скоростной домашний интернет и телевидение высокого качества с широким выбором телеканалов. Мы строим современную качественную сеть и предложим выгодные условия подключения комплекса услуг, так что выход МТС в качестве провайдера фиксированных услуг в города области, безусловно, позитивно скажется на развитии этого рынка в целом. - Получается, стратегия МТС – предоставить своему абоненту сразу все телеком-сервисы и в городе, и за его пределами?- Абсолютно точно. И согласитесь, получать все инновации «из одних рук» действительно удобно для абонента, особенно если поставщиком комплекса телеком-услуг является надежный оператор, имеющий большую экспертизу в каждом сегменте телекоммуникационного рынка. Для реализации нашей стратегии мы продолжим активно развивать сети и предоставляемые сервисы, чтобы и в дальнейшем гарантировать высокое качество услуг и первыми знакомить своих клиентов с наиболее интересными и эффективными инновациями.
- Получается, стратегия МТС – предоставить своему абоненту сразу все телеком-сервисы и в городе, и за его пределами?
- Абсолютно точно. И согласитесь, получать все инновации «из одних рук» действительно удобно для абонента, особенно если поставщиком комплекса телеком-услуг является надежный оператор, имеющий большую экспертизу в каждом сегменте телекоммуникационного рынка. Для реализации нашей стратегии мы продолжим активно развивать сети и предоставляемые сервисы, чтобы и в дальнейшем гарантировать высокое качество услуг и первыми знакомить своих клиентов с наиболее интересными и эффективными инновациями.