Воронеж. 10.10.2012. Агентство Бизнес Информации (ABIREG.RU) – Светская хроника. – Известный российских бренд-менеджер Руслан Брагин, представлявший ранее всемирно-известные алкогольные бренды, а ныне директор по маркетингу компании «Русский винокур» представил на прошлой неделе на собрании Клуба ценителей вин в ресторане отеля «Яр» продукцию из линейки полугаров. Он презентовал первую бутылку нового хлебного вина этой линейки, появившегося в ассортименте компании лишь неделю назад. Корреспондент Абирега был приглашён на дегустацию.
На этот раз собрание Клуба ценителей вина в отеле «Яр», который посещают интересующиеся историей и нюансами производства, а также оттенками букетов алкоголя люди, по большей части воронежские бизнесмены и политики (проще говоря, и в соответствии с названием - знатоки и ценители), началось с подарков.
Каждому из присутствующих за столом был преподнесён самый большой в мировой алкогольной истории, 100- страничный буклет «Полугар. Возрождение», где рассказывается история напитка, публикуются сканы рецептов 18 века и гравюры, приводятся интересные исторические факты.
«Эксперты пытаются нас классифицировать, - рассказал Руслан Брагин. - Кто-то называет нашу продукцию исторической ржаной водкой. Мы не против, хотя в историческом аспекте она водкой не является. Полугар - это хлебное вино, именно так 400 лет назад назывался этот продукт. А водкой тогда называли продукт дополнительной перегонки хлебного вина с травами, это написано в любой книге 18 века».
И тут же с помощью слайдов и основываясь на собственной широкой компетенции в вопросе, эксперт рассказал «честной компании» об истории напитка. Считая не правильным пересказывать рассказ профи, больше похожий на лекцию в университете, привожу его основные моменты дословно:
- Здесь собрались люди, которые интересуются русской историей, русской кухней. А кухня, как известно, состоит из еды и напитков. А напитки, как известно, делятся на алкогольные и безалкогольные. Поэтому та тема, которую мы сегодня обсуждаем – это, по сути, четверть русской кухни. Это история русских напитков, в частности – хлебного вина и его стандарта – полугара. Дело в том, что в Российской империи с 16 до 20 века вином называлось не то, что сделано обязательно из винограда, а просто любой алкоголь.
Историк русской водки Борис Родионов 10 лет занимался исследованием архивов, манускриптов, старинных книг и нашёл рецепты напитков, которые мы сегодня будем дигустировать. Он написал 4 книги за эти годы. Среди них - самая полная книга о водке за всю её историю. Есть у него, также, книга «Правда и ложь о русской водке. Антипохлёбкин». Борис Викторович нашёл в книге известного русского писателя Ильи Похлёбкина «История русской водки» 120 ошибок. То есть, по сути почти всю «водочную мифологию» - и про 40 градусов, и про Менделеева, и про исконно-русские корни водки…- он опроверг. Т.е. Илья Похлёбкин был своего рода Дэном Брауном, который, если чего-то не знал, придумывал сам, очень талантливо смешивал цифры, факты и получалось очень правдоподобно. Хотя в реальности – это читая беллетристика. Он писал книги про кулинарию, чай, специи, но современные специалисты признают, что и на эти темы в его книге очень много ошибок. И книга «История русской водки» - по сути его полная фантазия. У него не было доступа в архивы в Советском Союзе, он не имел возможности путешествовать и изучать тему в западных архивах. У Бориса Родионова все эти возможности были, и он ими воспользовался.
Он изучал книги 1792, 1777, 1805 годов... И там есть пошаговая инструкция по приготовлению хлебного вина. И т.к. технология достаточно сложная, то никто из наших с вами соотечественников за последние 17 лет как-то не озадачивался реконструкцией этих рецептов. Потому что всё это достаточно трудоёмко, необходимо большое количество ручной работы… Одна из книг – «Винокур, пивовар, медовар, водочный мастер, квасник, уксусник и погребщик». Из неё ясно, что все напитки делались на основе винокурения. Винокурение по сути – это производство зернового или какого-то другого дистиллята в перегонном кубе. И как вы видите, даже в названии книги производство этого дистиллята было отделено от производства водок. Т.е. уже само название книги подтверждает, что водки – это нечто другое, нежели продукт винокурения.Книги Бориса Родионова, когда они вышли несколько лет назад, имели серьёзные отзывы серьёзных людей – Игорь Бухаров, президент российской Федерации рестораторов и отельеров очень благосклонно отозвался, историк русской кухни Максим Сырников, самый известный российский бармен Дмитрий Соколов и другие.
Итак, у нас появилась идея возродить российское винокурение и вернуть на столы россиян тот напиток, который пили наши с вами прадеды: исторический зерновой дистиллят хлебное вино. По технологии своей он очень близок, как ни странно это звучит, к односолодовому шотландскому виски.
Как вы знаете, спирт для русской водки, которая сейчас считается русской, изобрели в западной Европе в середине 19 века, даже ближе к концу. Это говорит о том, что называть нынешнюю водку русской по меньшей мере не грамотно. Так что, наши прапрадеды пили как раз только хлебное вино, зерновой дистиллят по образу и подобию виски. Т.е., с 16 века, когда дистилляция получила своё распространение, и по сути до середины-конца 19-го, в России пили напитки, не имеющие ничего общего с современной водкой.
Отклоняясь немного от темы, скажу (если кто-то не знает), что сейчас в России 50 заводов, которые производят спирт, и 150 ликёро-водочных заводов, которые этот спирт разбавляют водой и получают современную водку. Спирт-заводы владеют ректификационными колоннами, это 20-30-ти метровые трубы. В них заливается брага, которая делается из картошки, свёклы и зерна. Если делается спирт люкс, то по российскому ГОСТу допускается 30% картофельного и свекольного сырья. Если делается водка на спирте «экстра», то допускается 60% такого сырья. Соответственно, любая российская водка, выпускаемая по ГОСТу от 150 руб. до 23 тыс.руб. за бутылку делается на основе одного и того же спирта. На самом деле, если набрать в Яндексе «купить спирт люкс», то увидите цифру 35 рублей за литр. Из литра спирта получается 5 бутылок водки по 0,5…
Когда брага готова, она заливается в эту трубу и жидкость разной удельной плотности и массы при многочисленных микродистилляциях конденсируется на разных уровнях. Снизу вытекает сивушное масло, потом ацетон, потом этиловый спирт, который спиртзаводы и продают ЛВЗ, и затем вытекает метиловый спирт, который является жутким ядом. Вот так делается спирт для водки. А для приготовления водки спирт смешивается с водой, затем смесь процеживается через угольную колонну с активированным либо с берёзовым углем. Самая длинная угольная колонна находится в подмосковном Краснознаменске, на заводе «Традиции качества» -это 13,5 м фильтра. Дальше всё это разливается по бутылкам. В конце, чтобы технологи отработали свою зарплату, добавляются разные присадки, - например, жень-шень (водка «Русский стандарт»), настой овсяных хлопьев (водка «Белуга»), для других водок могут быть соль, сахар, элеутерококк, сода и др. Но они настолько микроскопические, что ни один газохроматограф, который определяет содержание примесей в водке, не способен их идентифицировать. Теперь вы всё знаете про водку.
Как бы подытожив эту часть рассказа, Руслан Брагин выразил мнение, что современная российская водка переживает некий тупиковый этап в своём развитии, поскольку по двум ГОСТам на спирт в России производится около пяти тысяч сортов водки. И это, - считает эксперт, - граничит с абсурдом.
Что касается реконструкции рецептов «Полугара», то производители не только их воссоздали детально по канонам дворянского винокурения середины 18 века, но даже воспроизвели форму бутылки образца 1745 года – елизаветинский полуштоф объемом 0,615 литра. Первый Полугар крепостью 38,5% был произведён компанией 2 года назад. Воронежские ценители вина продигустировали линейку в таком порядке: вторым номером был предложен солодовый Полугар, который в отличие от первого, ржаного, оказался ощутимо мягче несмотря на ту же крепость. Закуска для напитков предлагалась по тем же традиционным русским рецептам и рекомендациям, для каждого – своя. Заливное из курицы, отварной картофель с зеленью, а также сельдь с луком для солодового дистиллята, и - квашенная капустка и солёные огурчики для ржаного.
Оба полугара, по ощущениям автора этой статьи, сильно напомнили вкус текилы. Хотя сосед слева почувствовал явный вкус венгерской паленки. Кто-то, делясь подсказкой вкусовых рецепторов, упомянул о ремарковском кальвадосе. Обсуждение ощущений ценителей было тем интересней, что проходило под очередную порцию цитат о полугарах великих русских классиков, а также профессионалов-современников, которые приводил эксперт. Затем последовала собственно «премьера»: Полугары рожь и пшеница (№1) и чеснок и перец (№2). К первому в качестве закусок были предложены бутерброд с салом, тапенад прованский из баклажан и блинчики с гречневой кашей и печёнкой. Ко второму – блинчики с мясом, печёные пирожки с повидлом и мясные голубцы со сметаной. «Сегодня знаменательный день в Воронеже – первая бутылка полугара №1, который появился всего неделю назад, приехала в ваш город. Он не похож ни на один напиток в мире, он очень терпкий и интенсивного хлебного аромата», - сказал Руслан Брагин.
Очень понравился собравшимся тест, предложенный Русланом Брагиным. Он заключался в том, чтобы, вылив столовую ложку напитка №1 на ладони, быстро и сильно потереть их друг о друга до сухости, затем сложить лодочкой и понюхать. Все как один ощутили знакомый и приятный запах свежевыпеченного хлеба. Тем временем бренд-менеджер постоянно и с удовольствием отвечал на вопросы. Одним из них стал вопрос о том, не боится ли компания конкурентов?
«Мы с нетерпением ждём из появления, - заверил Руслан Брагин. По его словам, уже 2 года компания является монополистом рынка по производству традиционных русских зерновых дистиллятов или хлебного вина, потому что «…никто не может выпустить ничего похожего на «Полугар», никто не изучал так тщательно исторические рецепты и не экспериментировал с ними 10 лет, как это делал Борис Родионов, - сказал бренд-менеджер. - Пока другого такого мастера-дистиллятора, знающего все тонкости перегонки зерновой браги в промышленных перегонных кубах на российском рынке нет.
Интересно, что стратегией маркетинга «Русский винокур», а точнее Руслан Брагин избрал классический маркетинг-микс для продвижения продукции класса «люкс». Её целевая аудитория – люди с очень высоким уровнем доходов – бизнесмены, политики, представители банковского сектора.., т.е. те, кто может себе позволить себе потратить около 2 тысяч и более за бутылку напитка. Прямой рекламы полугаров нет. Продукция вызывает интерес у патриотически настроенных гастрономических издания и глянцевых журналов, кроме того компания принимает участие в статусных корпоративных мероприятиях крупных корпораций и холдингов.
В Москве полугары пользуются популярностью в дорогих ресторанах, например сетей Аркадия Новикова, Андрея Деллоса - «Пушкин», «Бочка», «Шинок». Напитки этой линейки есть почти во всех ресторанах на Рублевке. Компания, по словам Руслана Брагина, работает только с теми, кто хочет зарабатывать деньги и дать возможность своим клиентам попробовать напитки их прадедов. Кстати, первая точка в столице, где появился «Полугар», - ГУМ.
«Лидером же по продвижению хлебного вина в Воронеже, - заявил Брагин, - является воронежский Отель «Яр», которому большая благодарность за участие в деле возрождения российского винокурения и популяризацию исторических русских напитков в вашем регионе».
Практика таких интеллектуальных вечеров, по его словам, существовала в Российской империи 18-19 веков, дворяне, люди знатных сословий собирались, общались, читали стихи. Стихи (Некрасова, Пушкина, Крылова…) звучали и на этом вечере в «Яре», и поэтому тоже он был совсем не похож на привычное нетрезвое застолье.