Воронеж. 11.10.2012. Агентство Бизнес Информации (ABIREG.RU) – Светская хроника – В Воронеже в кинотеатре «Спартак» состоялась премьера комедии «Пока ночь не разлучит». После показа режиссер Борис Хлебников («Коктебель») рассказал о работе над лентой, которая родилась из журналистского материала. В 2005 году 10 журналистов в течение недели подслушивали разговоры в московском ресторане «Пушкин», там была большая переговорная столицы, где решались дела с колоссальными суммами денег. В зале сидели богатые люди, их жены, приезжие, которые хотели посмотреть на сладкую жизнь.
- Все, что вы видите зале – это документальные разговоры, - рассказал господин Хлебников. - Мы додумали только двух влюбленных официантов. А потом 2 недели слушали разговоры на кухне - о чем говорят посудомойки, повара, казахи, таджики. Как они ругаются, чтобы все говорили по-русски. И там куча всего интересного.
Режиссер Борис Хлебников, который никогда, по его словам, не нуждался в деньгах на свои проекты, показал этот сценарий пяти продюсерам и все отказались. Самым поразившим Бориса аргументом были слова, что продюсер не готов участвовать в критике богатства. Благо, что нашелся молодой продюсер Лена Степанищева, которая предложила снять ленту за 100 тысяч долларов вместо 1, 5 млн. (большую часть этой суммы пришлось бы отдать известным актерам), при этом никому не платить, а заработки от проката поделить по процентам в зависимости от занятости. Известные актеры (Сергей Шнуров, Авдотья Смирнова, Анна Михалкова, Оксана Фандера, Любовь Толкалина и другие), у них совсем маленькие роли, хотели и вовсе работать без процентов, ради дружбы, ради идеи независимости авторского кино в России. По этой самой дружеской линии в «Ночь» попала Авдотья Смирнова, телеведущая, режиссер и супруга Чубайса. А Сергей Шнуров буквально напросился.
- Мы с Сергеем товарищи, - рассказал в Воронеже Борис Хлебников, - и его не предполагалось в фильме. Я дал Шнуру почитать сценарий. А он мне сказал: «Я столько просидел в этом ресторане, меня там клали спасть, я там просыпался, провел кучу времени, меня так бесила там одна арфистка. Можно я сыграю человека, который сидит и ненавидит арфистку. И потом даст ей в финале в морду…». Сергей Шнуров - единственный человек, который играет самого себя.
В итоге фильм «Пока ночь не разлучит» – это скучные разговоры посетителей ресторана, трепетные и душераздирающие беседы двух официантов с возлюбленными и жизненные, правдивые, истории работников кухни. Ради обслуживающего персонала богатого ресторана фильм и стоит смотреть. Известные актеры, вернее их персонажи, которые сидят в заведении, мало чем трогают. Они скучны. Хотя у режиссера другое мнение по их поводу.
- Эта история про 40-летних, моих сверстников, - пояснил Хлебников. - Тогда развалился союз, никто не понимал, что происходит, но все страшно хотели разбогатеть. Моя завуч торговала спиртом рояль, физрук в подвале открыл секцию каратэ, которая, как оказалось, готовила боевиков-рэкетиров. Троих моих одноклассников убили, я пошел на рынок торговать зонтиками (вот это интересно, - прим. авт.). Такое было непонятное время с мощными социальными лифтами – люди богатели в одну секунду. И эти люди не понимают, что деньги нужны для чего-то, а не для того, чтобы их показывать и носить на себе. Вы знаете, меня меньше всего интересовала моральная часть богатства, потому что на своем веку я повстречал очень много самых разных богатых людей. Они могут быть плохими, злыми, а могут быть очень хорошими, могут быть жадными, а могут быть щедрыми. Но я не встречал ни одного человека, случайно ставшего богатым. У всех есть харизма. Они могут быть отвратительными, но они интересные.
Либо автор ленты не смог показать эту интересность этих интересных людей, либо он думает об одном и хочет снять одно, а делает другое. Разве, что выделяется героиня Авдотьи Смирновой, которая на вопрос, кушали ли они, отвечает воинственно: «Мы поели беляши». Сергей Шнуров как всегда симпатичен, но его участие в финальной драке, где все бьют друг друга, и акцентирование внимания на избиении арфистки, портит впечатление. Хотя режиссер и называет финальную драку неким избавлением, катарсисом, что весьма сомнительно.
При этом Борис Хлебников деловито рассуждает о перспективах авторского кино – если лента окупится и будет прибыть, то арт-хаус в России встанет с колен и не будет больше попрошайкой государства, а заживет своей, независимой жизнью.
- И если мы сейчас окупимся и принесем прибыль, - улыбается режиссер, - всем будет от этого хорошо. У нас 150 копий, есть договор продажи на телевидение, на прокат в странах Балтии, в Украине, на DVD, я верю, что все будет нормально. Я участвую в промо-сопровождении ленты, уже неделю не вылезаю из самолета. Шесть городов посетил, впереди еще 2. Фильм «Пыль» Сергея Лобана стоил 3000 долларов, а собрал 140-150 тыс. долларов, его же «Шапито-шоу» собрало 1,5 млн. долларов. Верю, что авторское кино способно окупаться. Надеюсь, у него появится новый статус. И потом мы превратимся в маленькое фермерское хозяйство, которое свои четыре грядки гарантированно будет собирать.