WorldClass

23 сентября 2024, 08:16
Экономические деловые новости регионов Черноземья

ТОП-5 действий для сохранения бизнеса

Экономические деловые новости регионов Черноземья
Экономические новости Черноземья

ТОП-5 действий для сохранения бизнеса

Империя Недвижимости // Захватывающий бизнес

07.04.2009 13:12
Финансовый кризис, провоцирующий экономическую нестабильность, будет способствовать росту количества незаконных захватов собственности. Такой прогноз дал председатель Комитета Госдумы по конституционному законодательству и государственному строительству Владимир Плигин. И заявил, что антирейдерские изменения в законодательстве нужно принимать как можно быстрее. Слово «рейдер» давно уже стало привычным для слуха россиян. Однако это понятие не является юридическим термином и нашей правовой науке не известно.

Финансовый кризис, провоцирующий экономическую нестабильность, будет способствовать росту количества незаконных захватов собственности. Такой прогноз дал председатель Комитета Госдумы по конституционному законодательству и государственному строительству Владимир Плигин. И заявил, что антирейдерские изменения в законодательстве нужно принимать как можно быстрее.

Слово «рейдер» давно уже стало привычным для слуха россиян. Однако это понятие не является юридическим термином и нашей правовой науке не известно. Борьба с недружественными поглощениями осложняется отсутствием эффективных механизмов защиты компании от вторжения рейдеров, которые активно используют нормы корпоративного и процессуального права в своих целях. Законодатель пытается бороться с этим опасным явлением путем реформирования различных отраслей законодательства. Ниже мы попытаемся разобраться, на чьей стороне на данном этапе находится перевес.

Совершенную норму, направленную против рейдерства, создать крайне сложно, что обусловлено многогранностью самого явления. Ведь процесс захвата зачастую состоит из вполне легальных действий, результатом которых становится приобретение контроля над активами юридического лица. Внешняя «правомерность» процесса рейдерского захвата крайне
усложняет законодательное установление ответственности за данное деяние. Поэтому законодатель скорее идет по пути издания превентивных норм, направленных на защиту хозяйствующих субъектов от рейдерских атак.

Как правило, в статьях об антирейдерском законодательстве основной акцент делается на подготовленные или уже внесенные на рассмотрение в Госдуму «антирейдерские» поправки в различные нормативные акты, которые затем в той же статье подвергаются критике. Действительно, несовершенство и явная фрагментарность антирейдерских норм порождают целую волну предложений по внесению изменений в действующее законодательство. Мы же попробуем определить, насколько эффективно работают против рейдеров нормы российского законодательства, принятые к настоящему моменту.

В первую очередь хотелось бы рассмотреть антирейдерские нормы, содержащиеся в Федеральном законе № 14ФЗ от 08.02.1998 «Об обществах с ограниченной ответственностью» – основном законе, регулирующем правовое положение обществ с ограниченной ответственностью как самой распространенной организационно-правовой формы юридических лиц. Изменения, внесенные в данный закон 30 декабря 2008 г. (Федеральный закон № 312ФЗ «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»), содержат нормы, направленные на защиту обществ от возможных рейдерских и иных незаконных захватов. В соответствии с новой редакцией Закона вводится обязательное нотариальное удостоверение сделок по отчуждению доли или части доли в уставном капитале. Несоблюдение нотариальной формы такой сделки влечет за собой ее недействительность. Доля или часть доли в уставном капитале ООО переходит к ее приобретателю с момента нотариального удостоверения сделки по отчуждению доли.

Нотариальное удостоверение не требуется в случаях перехода в установленном порядке доли к обществу и распределения доли между участниками общества и продажи доли всем или некоторым участникам общества либо третьим лицам.

Законом предусматривается следующий порядок удостоверения сделки по отчуждению доли (части доли) в уставном капитале. Во-первых, нотариус проверяет полномочия лица, отчуждающего долю или часть доли в уставном капитале общества, на распоряжение ими. Для этого лицо должно предоставить правоустанавливающий документ на соответствующую долю и выписку из ЕГРЮЛ, содержащую сведения о принадлежности лицу доли или части доли в уставном капитале общества и об их размере. Затем нотариус, удостоверивший сделку по отчуждению доли (части доли) в уставном капитале, проставляет на нотариально удостоверенном договоре, на основании которого отчуждаемая доля или часть доли ранее была приобретена, отметку о совершении сделки по ее переходу. После того как сделка по отчуждению доли удостоверена, нотариус в трехдневный срок обязан передать в соответствующую налоговую инспекцию заявление о внесении соответствующих изменений в ЕГРЮЛ с приложением договора, а также копию указанного заявления с приложением договора обществу.

Указанные изменения вступают в силу с 01 июля 2009 г. С этого момента быстрота, легкость, бесплатность сделок по отчуждению доли (части доли) в уставном капитале ООО уходят в прошлое, уступая место более сложной платной процедуре нотариального удостоверения сделки. По замыслу законодателя, вводимый порядок совершения сделок по отчуждению доли (части доли) в уставном капитале ООО хотя и доставит персональные неудобства участникам обществ, однако с юридической точки зрения будет способствовать упорядочению операций с капиталом и существенно затруднит действия рейдеров по захвату предприятий, практиковавшиеся ранее как, например, предоставление в налоговый орган (в компетенцию которого не входят проверка подлинности документов) договоров купли-продажи доли с поддельными подписями, паспортными данными, адресами, печатями. Ведь согласно внесенным изменениям контроль за документами и чистотой сделки возложены на нотариуса.

Основным законом, регулирующим деятельность акционерных обществ, является Федеральный закон № 208 ФЗ от 26.12.1995 г. «Об акционерных обществах». С целью повышения прозрачности процедуры приобретения крупного пакета акций, принадлежащих обществу, Закон был дополнен главой XI «Приобретение более 30 процентов акций открытого общества», которая закрепляет процедуру направления добровольного, обязательного и конкурирующего предложения при приобретении более 30 % акций открытого акционерного общества. Также данная глава регламентирует порядок выкупа оставшихся акций общества при приобретении 95% акций этого общества, предусматривает установление государственного контроля за приобретением акций, ответственность органов управления общества за убытки, причиненные их виновными действиями, устанавливает порядок раскрытия информации при подаче предложений о выкупе акций общества.

Такой механизм приобретения крупного пакета акций способен, по замыслу законодателя, сделать процесс слияний и поглощений более цивилизованным.

Работа над совершенствованием «антирейдерского» законодательства продолжает вестись весьма активно. Главное, однако, чтобы наблюдаемая сегодня волна «антирейдерства» не усложняла жизнь всем хозяйствующим субъектам, ведь искоренить рейдерство в теории гораздо проще, чем на практике. По мнению ряда экспертов, и в нынешних законах закреплено достаточно возможностей для того, чтобы справиться с рейдерами при должной работе правоохранительных органов.
Однако здесь возникает проблема взаимосвязи рейдерских атак и коррумпированности государственных структур. Одно из основных отличий отечественного рейдества от западного в том, что на Западе рейдеры используют лазейки в законодательстве, а в нашей стране им на руку играет еще и коррумпированность госорганов.

Необходимо также учитывать, что корпоративные конфликты в рыночной экономике неизбежны, поскольку неизбежны различия в интересах участников корпоративных отношений. В мировой практике рейдерство – это нормальный инструмент поглощения сильными компаниями более слабых. Однако рейдерство в тех формах, в которых мы наблюдаем его в современной России, является скорее своеобразным экономическим атавизмом. Основная задача государства состоит не в ликвидации корпоративных конфликтов, а в устранении их искаженных форм, снижении уровня таких конфликтов с целью минимизации рисков ведения бизнеса, повышения инвестиционной привлекательности, имиджа страны.

Александр Кутищев
Империя Недвижимости, №21 апрель 2009

Подписывайтесь на Абирег в Дзен и Telegram
Комментарии 0