Воронеж. 14.11.2012. Агентство Бизнес Информации (ABIREG.RU) – Светская хроника – В Воронеже концерты фестиваля «Джазовая провинция», как известно, завершились 9 ноября. Но джазовый «шлейф» все еще остается в городе, напоминая о тех «вкусных» минутах, когда в ушах, голове и всем теле звучала «музыка мечты» в исполнении Самых-Самых. Впечатлениями о некоторых из них я и хочу здесь поделиться.
Мне удалось - спасибо организаторам, которые радуют журналистов не только пресс-конференциями звезд, но и их концертами - посетить зал филармонии во второй и третий день Фестиваля «Джазовая провинция» и как большому любителю саксофона услышать сразу трех, не побоюсь этого слова, выдающихся исполнителей.
«Самый великий джазовый саксофонист, живущий сегодня»
Игоря Бутмана я слушала с четвертого ряда, и это был оптимальный вариант: и звук великолепный, и видно все в подробностях. И основной среди этих подробностей была колоссальная работа Бутмана на сцене: он менял трости и сами саксофоны, подавал знаки звукооператорам в зале, и в то же время так уходил в музыку, что вся она отражалась в мимике, несмотря на его закрытые глаза. Казалось, играл и импровизировал вместе с мастером каждый мускул на лице, не говоря уже о теле. Выйдя на сцену в костюме, по-моему, после «Неваляшек» Николая Левиновского (он сам теперь играет в составе коллектива Игоря Бутмана, хотя когда-то было наоборот), то есть первой композиции, музыканту пришлось освободиться от пиджака. При этом мелькнула подкладка в розово-сиреневую полоску, повторяющая гамму полосатой же рубашки саксофониста, что придало, на мой взгляд, еще больше шарма самому Бутману и очарования происходящему на сцене. Верхняя часть рубашки оказалась мокрой - впрочем, после того драйва, который саксофонист испытывает на сцене, в котором и мощь, и потрясающий мелодизм, и некая грань недосказанности, и целый букет других, в том числе диаметрально противоположных ощущений - иначе и быть не могло.
«Барабаны – Эдуард Зизаг, контрабас – Виталий Соломонов, фортепиано – Николай Левиновский!» - чуть ли не после каждой композиции представлял свой коллектив Игорь Бутман, как Масляков на Гусмане, постоянно акцентируя внимание на пианисте. Да это и понятно: Левиновский – легендарный пианист и композитор, создатель некогда весьма популярного в СССР джазового ансамбля «Аллегро», сегодня постоянно проживающий в США, но с некоторых пор севший за фоно в Igor Butman Orchestra. (Этот коллектив сегодня называют «лучшим джазовым коллективом, своеобразной «торговой маркой» российского джаза». Поспорить трудно, да, видимо, никому это и в голову не приходит.)
Впрочем, по словам самого Игоря Бутмана, «вся жизнь – это импровизация». Жизнь не только Левиновского, но и его самого – ярчайшее тому подтверждение. Став в 81-м году «Открытием года» и поработав до 84-го в оркестре Олега Лундстрема, пластинки которого расходились по просторам СССР как горячие пирожки, Бутман, поменяв «альтушку» на тенор-саксофон пришел к Николаю Левиновскому в «Аллегро», где через три года стал лучшим тенор-саксофонистом в стране. Но… уехал в Штаты. Там в сентябре 87-го поступил в ведущее джазовое музыкальное учебное заведение США - The Berklee College of Music (Бостон), который окончил сразу по двум специальностям: концертный саксофонист и композитор, получив степень бакалавра музыки. За восемь лет жизни в США Игорь Бутман стал неотъемлемой частью лучших американских исполнителей джаза. А в 2000-м Клинтон назвал его «самым великим джазовым саксофонистом, живущим сегодня».
И вот этот человек стоит на сцене нашей филармонии и то из тенора, то из сопрано-саксофона (по признанию Бутмана, сегодня в его арсенале 10 или 11 разных саксофонов) «выдает» импровизации на темы «Самара-городок», «Луч солнца золотого», музыкальной заставки к мультику «Ну, погоди!» и колыбельной к мультику «Умка», делает из одной вещи совершенно другую, возвращаясь или не возвращаясь обратно…Крики «Браво!», а по окончании концерта – аплодисменты зала стоя. Наконец-то зритель принял ту же позицию, что и артист. Давая интервью одному из информагентств в самом конце лета этого года, Бутман сказал: «Мы и занимаемся музыкой ради того, чтобы концертировать, играть людям, творить. Если это людям нравится - как от этого откажешься? Строить из себя кого-то и делать вид… Да все так бренно, недолго - надо жить жаждой жизни, делать все по максимуму. Нужно, конечно, уметь остановиться, потому что люди могут хлопать просто из вежливости, аплодировать из уважения. Поэтому надо вовремя знать, когда уйти…» Если бы у него хватило сил играть всю ночь, уверена: 99% воронежских зрителей «прилипли» бы к своим креслам до утра.
Музыка «на любителя» и исполнитель для ценителей
То, что «Джазовая провинция» – это суперсовременный взгляд на джаз, музыкальный арт-хаус, показал российско-американский проект в третий день фестиваля, который можно коротко назвать как «Винцкевич, Миллер, «Ростань». Речь идет о соединении фольклора с самым передовым языком современного джаза.
Винцкевич делал это с разными коллективами, разными составами, но тот, который появился на концерте в этом году, по мнению редактора журнала «Джаз.ру» и ведущего фестивальных концертов в Воронеже Кирилла Мошкова, самый впечатляющий. Прежде всего, на его взгляд, потому, что он международный. «Американские партнеры проявили удивительную чуткость и деликатность в отношении к русскому фольклору. Они понимают, что не нужно навязывать свой музыкальный язык, - нужно, наоборот, найти связующие звенья между народной музыкой и современным языком музыкальной импровизации. И надо сказать, что это им в значительной степени удается», - рассказал Кирилл Мошков еще на пресс-конференции в преддверии «Джазовой провинции».
В американской части коллектива на гитаре ни много – ни мало играла легенда американского джаза Майк Миллер, за барабанами работал не менее знаменитый Джоэл Тейлор, а за бас-гитарой – Кип Рид. Российскую часть составили Леонид и Николай Винцкевичи – рояль и саксофоны, и – фольклорный хор Валентины Савенко «Ростань» из Курской области.
И как бы ни говорили медийные теоретики джаза о том, что этот проект стал прекрасной попыткой синтезировать аутентичную музыку и современный джаз, создав на их стыке абсолютно новую музыку, глубокую и интересную, музыка эта все же, как говорится, на очень большого любителя. Себя к этой категории точно причислить не могу. И сказать, что «народная музыка благодаря джазу приобрела новое современное звучание», как было написано в одной из постфестивальных статей, даже в угоду организаторам «Джазовой провинции» в Воронеже и его инициатору-автору джазово-фольклорного проекта, «виртуозному пианисту и блестящему композитору» Леониду Винцкевичу, я бы не решилась. Возможно, не имея высокого музыкального вкуса (закончила лишь музыкалку по классу аккордеона), я на протяжении всего выступления ощущала некий когнитивный диссонанс. Входя при этом, как мне показалось, в душевный резонанс с Майком Миллером, который делал свое профи-дело с абсолютно бесстрастным лицом, видимо, действительно, понимая, что «с этими русскими спорить бесполезно».
Даже замечательный народно-эстрадный голос солистки хора «Ростань» Светланы Егоровой, исполнившей ряд композиций в сопровождении саксофона Николая Винцкевича, таковым и остался. И дело даже не в фольклорном «лёли-лёли»: просто дайте хотя бы отдаленное напоминание звучания, например, той же Ларисы Долиной…
Впрочем, я слишком отвлеклась от саксофонов. На них в ансамбле играет сын знаменитого Винцкевича Николай - один из наиболее ярких представителей нового поколения джазовых музыкантов, как говорят о нем авторитетные люди. Композитор и саксофонист Николай Винцкевич — музыкант в третьем поколении. Еще его дед играл на скрипке. «Саксофон Николая очень интересен — открытый, свободный, агрессивный стиль, без всяких излишеств. Если сравнивать с западными исполнителями, то он приближается к стилю Грега Осби (Greg Osby)». (Евгений Долгих, журнал «Jazz-квадрат»). И с этим утверждением я абсолютно согласна. И все первое отделение, когда выступал российско-американский коллектив, радовалась, когда внутри «эксперимента» можно было просто послушать соло на саксофоне в его исполнении.
Несмотря на молодость, еще 13 лет назад Винцкевич-младший успел понравиться американской публике. Сегодня он известен и как композитор, и как исполнитель. После трех альбомов, получивших признание, в прошлом году появился новый - Vive L’Amou», который тоже наделал шума в мире джаза.
Кстати, вчера вечером с этим проектом Леонид Винцкевич, Николай Винцкевич, Джоэл Тейлор, Кип Рид, Евгений Шариков (бас), Вардан Бабаян (перкуссия) и Ив Корнелиус (вокал, США) выступили в Пскове. «Автор музыки - композитор и саксофонист Николай Винцкевич, - пишет одно из псковских СМИ, - Vive L’Аmour - погружение в современный американский «мягкий» джаз с элементами поп-соул. Чарующий голос певицы Ив Корнелиус - одной из немногих джазовых вокалисток, заслужившей самое восторженное одобрение музыкальных критиков по всему миру, - вряд ли оставит кого-то равнодушным». Надеюсь, что все это когда-нибудь услышат и воронежские ценители джаза.
«...песня бога, которая звучит через меня в этот мир»
Это слова еще одной живой легенды, саксофониста Эрни Уоттса. В этот мир, в котором лишь единицы имеют столь высокую репутацию, как он, через Эрни Уоттса звучит, по одному мнению, «нечто потустороннее», по другим, напротив, окрашенное всеми красками жизни. Миллионы и миллионы людей на всех континентах на протяжении 40 лет захлебывались от восторга, слушая его саксофон. И именно соло Эрни Уоттса звучит в пьесе «Highway Blues», которая стандартно прилагается к операционной системе Windows XP. «Ради этого стоит жить!» - воскликнул один из зрителей после концерта американского саксофониста в воронежской филармонии.
На ее сцену Эрни Уоттс вышел деловито, с сумочкой в руках, в темных брюках и светлом пиджаке. С первых звуков саксофона создалось ощущение, что человек родился с этим инструментом, что саксофон – продолжение самого Уоттса. Безупречная техника, легкость, с которой извлекал из саксофона звуки традиционный джазовый музыкант США, позволяла сделать вывод, что он абсолютно не думает о том, что играет. Впрочем, я где-то читала, что Уоттс не любит противопоставлять умную музыку легкой - он сам всегда находит возможность сделать легкую содержательной, а умную доступной и считается одним из немногих исполнителей, кто использует в своем творчестве все самое лучшее из разных стилей джаза. Просто так ведь не дают две персональные премии «Грэмми», которыми обладает Уоттс!
На воронежской сцене легенда чувствовала себя в привычной стихии, повернувшись боком к публике и периодически делая резкие движения животом вперед, взмахивая саксофоном, поворачиваясь в залу спиной и при этом «делая ножкой». У меня было полное ощущение нереальности происходящего при осознании имени артиста. Казалось, что я нахожусь «внутри» американской ленты, снятой в конце 60-х. Не являясь афроамериканцем, Уоттс имеет ярко выраженный темный цвет кожи, что, в свою очередь, придает ему некую загадочность и «легендарность».
К слову, с Эрни Уоттсом работал тот же российско-американский коллектив, что и в первом отделении с хором «Ростань», за исключением, понятно, коллеги по инструменту Николая Винцкевича. Сложные технически соло-allegro на саксофоне (типа «Полета шмеля») Уоттса чередовались с соло на гитаре в исполнении Миллера – и это было здорово! Думаю, многие запомнят день, когда две легенды американского джаза играли на одной сцене воронежской филармонии!
А на следующий день все саксофоны были уже на Чистых прудах в Москве. Ибо… Фестиваль, как неоднократно говорилось, «с провинциальным названием, но международным статусом» просто обязан в походе по стране заходить и в ее столицу. Тем более что в столице на этих самых Чистых прудах находится Клуб Игоря Бутмана, который, выступая в Воронеже, дал замечательную характеристику развитию созданного 17 лет назад детища Винцкевича-старшего, подхваченного в нашем городе директором компании «Арт Фолио» Александром Лукиновым – «Джазовой провинции».
P.S. За представленные здесь фотографии от себя и от вас, уважаемые читатели, благодарю публично режиссера ГТРК, увлеченного джазом музыканта, энтузиаста производства всех фестивальных видеоматериалов за последние 10 лет Юрия Гавердовского.