23 ноября 2024, 03:42
Экономические деловые новости регионов Черноземья

ТОП-5 действий для сохранения бизнеса

Экономические деловые новости регионов Черноземья
Экономические новости Черноземья

ТОП-5 действий для сохранения бизнеса

игра от Авито

Между форматами: куда движется российский ритейл

21.11.2012 16:41
Автор:
Аналитика - Главным выводом традиционной ежегодной конференции «Ритейл в России», которую уже в седьмой раз организует газета «Ведомости», стало осознание того, что розничная торговля в стране находится на пороге очередного витка развития. Самым упоминаемым словосочетанием на мероприятии, где присутствовали крупнейшие игроки рынка, стала фраза «новый формат». Традиционная розница начинает осваивать Всемирную паутину, а корифеи интернет-торговли все чаще поглядывают на оффлайн-аудиторию.

Воронеж. 21.11.2012. ABIREG.RU – Аналитика – Главным выводом традиционной ежегодной конференции «Ритейл в России», которую уже в седьмой раз организует газета «Ведомости», стало осознание того, что розничная торговля в стране находится на пороге очередного витка развития. Самым упоминаемым словосочетанием на мероприятии, где присутствовали крупнейшие игроки рынка, стала фраза «новый формат». Традиционная розница начинает осваивать Всемирную паутину, а корифеи интернет-торговли все чаще поглядывают на оффлайн-аудиторию. Готов ли российский ритейл к такой синергии и насколько вписываются в общие тренды черноземные ритейлеры, попытался выяснить побывавший на конференции корреспондент «Абирега».

После спада

Отечественный ритейл окончательно оправился от кризиса и растет хорошими темпами – этот тезис озвучивают все участники рынка. Потребитель стал более уверен в своем будущем, начал зарабатывать и, соответственно, тратить.

В частности, по данным банка «Уралсиб», все сегменты за исключением бытовой техники и электроники превзошли докризисные объемы продаж. Интересно, что в 2012 году лидером роста будет сегмент одежды и обуви, показавший рост в 18%. В целом в ближайшие три года российский ритейл продолжит подниматься на 11-12% в год. Еще один важный показатель – кредиты: динамика объема кредитования розничной торговли превышает динамику рынка корпоративного кредитования в целом. В черноземном макрорегионе розница росла во всех регионах, однако разными темпами. Так, по итогам первого полугодия 2012 года в Воронежской области отрасль увеличила обороты на 18% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, Белгородской – 14,4%, Тамбовской – 10%, Липецкой – 7,3%, Орловской – 7%, Курской – 4,3%.

«Индекс потребительского доверия восстанавливается после кризиса, и это значит, что люди более уверены в своей жизни», – рассказывает директор по развитию бизнеса в России и Северо-Восточной Европе исследовательской компании Nielsen Илона Лепп. «Соответственно, положительную динамику демонстрирует и торговый сектор. Активнее всего растут мини-маркеты, в свою очередь, сокращается количество рынков, алкогольных и других специализированных магазинов», – добавила она.

Обгоняя ВВП

Темпы роста в торговле в два раза превышают аналогичный показатель, касающийся ВВП. Главным феноменом этого года можно называть проникновение современных форматов в малые населенные пункты: практически в каждом населенном пункте с количеством жителей от пяти тысяч человек присутствуют сети. И если гиганты вроде «Пятерочки» и «Магнита» имеют в небольших городах по одному супермаркету (максимум два), то небольшие местные игроки вроде курского «Магика», белгородских «Паруса» и «Айсберга» или липецкой «Росинки» вполне уверенно чувствуют себя в райцентрах.

Ярким примером уже озвученных планов по экспансии в регионах являются планы X5 Retail Group по открытию в Орловской области сразу 50 магазинов «Пятерочка». Представители ритейлера сразу же заявили о том, что компании интересны не только города, но и небольшие населенные пункты. Речь шла всего о 2-3 млрд рублей инвестиций. Позже глава региона и компания подписали соглашение, в рамках которого X5 Retail Group, кроме уже заявленных магазинов, заявила о строительстве крупного распределительного центра стоимостью 6 млрд рублей.

«В целом на розничном рынке страны доля сетей растет, малый бизнес при этом занимает более половины рынка», – рассказывает президент группы «Дикси» Илья Якубсон. «Потенциал развития сетей еще очень велик. Так, в продуктовом секторе на долю пяти крупнейших компаний приходится 15% рынка. Он до сих пор не консолидирован – для сравнения: в Финляндии первая пятерка контролирует до 90% продаж», – считает он.

Не отстает от страны и Черноземье, даже вырываясь порой вперед. Как отмечает директор по развитию розничной сети Tele2 Россия Александр Смолин, макрорегион для компании сегодня является одним из ведущих и лидером по продажам в монобрендовых салонах.

В сеть…

Аналогично оффлайну растет и онлайн. На это влияет как проникновение Интернета в регионы, так и увеличение уровня компьютерной грамотности населения.

«В России в настоящее время наблюдается резкий рост электронной коммерции, в регионах он составляет 15-20% в год», – уверяет генеральный директор мультиканальной розничной сети Enter Сергей Румянцев. «Причем, я думаю, будет и больше – около 50%. При этом проникновение Интернета в России растет. Сегодня эта цифра составляет 47%. К 2014 году у нас будет 94 млн пользователей», – отмечает господин Румянцев.

По данным исследования компании Data Insight, в 2011 году россияне сделали в сети 89 млн заказов, причем речь идет только о физических товарах, а не о покупке, например, билетов или оплате услуг. 45 млн приходится на регионы. К сожалению, области Черноземья пока не входят даже в топ-20 крупнейших «заказчиков» товаров в Интернете. Лидерство остается за более крупными городами – Москвой, Санкт-Петербургом, Екатеринбургом, Нижним Новгородом, Краснодаром и другими мегаполисами.

При этом собственно уровень проникновения Интернета в Черноземье неуклонно растет, и растет серьезными темпами. Так, скажем, по данным ООО «Институт фонда «Общественное мнение», с 2008-го по 2011 год число пользователей Всемирной паутины в Воронежской области выросло в четыре раза. Доля интернет-пользователей в Воронежской области среди жителей старше 18 лет составляет 40%, или 753 тыс. человек. Причем, четверть пользователей Всемирной паутины, проживающие в Воронежской области, живут в селах - это выше аналогичных значений по России и Центральному федеральному округу.

…и обратно

Однако всеобщая интернетизация имеет и обратную сторону. Потребитель сегодня воспринимает очень большой поток информации, из которого трудно зачастую что-то вычленить. «В итоге он создает собственный розничный опыт, на который немалое влияние оказывают такие каналы коммуникации, как, например, социальные сети», – говорит Сергей Румянцев.

Не исключено, впрочем, что уже в ближайшие годы начнется активное слияние оффлайн- и онлайн-торговли. Первопроходцами здесь пока являются магазины бытовой техники и цифровой электроники – «Евросеть», «Эльдорадо», «М-Видео» и прочие уверенно развивают собственные интернет-магазины.

О грядущем совмещении форматов говорит и директор по развитию розничной сети Tele2 Россия Александр Смолин. По его словам, если раньше акционеры компании предлагали сосредоточиться на развитии онлайн-сервисов, то сегодня в некоторых странах присутствия компании значительные силы брошены на развитие оффлайн-торговли. «Выход только в синергии», - уверяет Александр Смолин.

Правда, по словам Сергея Румянцева из Enter и у оффлайна, и у онлайна есть свои недостатки. Так, в числе отрицательных черт традиционной торговли – очереди, узкая специализация магазинов, расстояние – до нужного магазина нужно доехать, причем зачастую по пробкам. Что касается интернет-коммерции, то тут тоже не без ложки дегтя. В таких магазинах почти всегда отсутствует постпродажный сервис, товар получать не очень удобно и не факт, что вы не нарветесь на контрафакт.

Плюс автоматизация всей страны

Еще одна ступень эволюции, к которой придет отечественный ритейл, – всеобщая автоматизация и электронизация. И если компании, активно продвигающие новые форматы, вроде того же Enter’а делают ставку именно на современные технологии, то старожилы рынка более консервативны. В частности, как отмечает, Александр Смолин, и к бесконтактным платежам, и к радиометкам товаров (RFID) в том же Tele2, естественно, придут, но только после того, как эти технологии будут опробованы другими.

«Enter, Ozon – они заточены под подобные инновации. Мы же будем применять новые форматы во вторую очередь, копируя успешные вещи. Экспериментировать же мы не готовы, так как опыты чреваты сбоями, что, в свою очередь, сказывается на рентабельности», – говорит Александр Смолин. «Мы внедряем проверенные технологии, которые помогают продавать основной тариф – интерактивные выбор тарифов или номера. Это не активный онлайн, но он подводит клиента к цифровому миру», – добавил он.

Пока массовое внедрение современных технологий в торговлю сдерживает дороговизна оборудования. В частности, пока ни один из российских ритейлеров не решался на внедрение RFID-меток, позволяющих отслеживать перемещение товаров по магазину. Первопроходцем собирается стать Media Markt. Уже в этом месяце в одном из магазинов сети радиометки появятся на «мелких» товарах, вроде дисков, наушников, аксессуаров для техники. Если опыт пройдет удачно, то ритейлер намерен распространить его на все свои магазины в стране.

Что же еще инновационного ждет российского покупателя в будущем? Виртуальные 3D-консультанты. Терминалы вместо витрин. Возможность оплаты товаров не только наличными или по карте, но и при помощи мобильного телефона. Тележки в супермаркетах с навигацией по торговому залу. Все это появится в черноземных магазинах уже совсем скоро, в течение ближайшего десятилетия.

Подписывайтесь на Абирег в Дзен и Telegram
Комментарии 0