Воронеж. 22.11.2012. Агентство Бизнес Информации (ABIREG.TV) – Эксклюзив – В Воронежском ГАУ изобрели нанотехнологичный «вечный» фильтр для воды, аналогов которому нет в мире. Промышленное производство фильтров стартует в нашем городе буквально через два месяца. Разработками ученых вуза уже заинтересовались и европейские, и азиатские потребители. Мы встретились с руководителем проекта, заведующим лабораторией химии факультета технологии и товароведения ВГАУ Иваном Гореловым, чтобы узнать подробности.
- Иван Стефанович, я очень рада, что мы сегодня с вами встретились в рамках выставки «Воронежагро-2012», потому что то, чем вы занимаетесь, можно увидеть здесь воочию, можно понять, как это выглядит и даже как это работает. Расскажите о своем детище…
- Воронежский агроуниверситет им. Императора Петра I совместно с фирмой «Аква», г. Воронеж, разработали серию бытовых фильтров производительностью 100, 150 и 1000 литров в час. Новым во всех этих фильтрах является фильтрующий материал, который, как вы понимаете, является сердцем любого фильтрующего устройства. Фильтры, снабженные таким материалом, обладают неограниченным ресурсом работы, а именно – 50-60 лет, без смены фильтрующей насадки.
- То есть это реальные факты, о которых пишется в ваших материалах рекламных – действительно фильтр может работать 50-60 лет?!
- Да, это действительно так.
- Это ваша разработка? Что лежит в ее основе?
- В основу этой разработки положены нанотехнологии, а если конкретно: синтез фильтрующего материала производился из наночастицы диоксида кремния, углерода и серебра, которые мы предварительно готовили как сырье, затем совмещали в строгом соотношении, затем подсушивали, чтобы сделать гранулы, и обжигали при 1000 градусов без доступа кислорода. После остывания фильтр готов к использованию.
- На первый взгляд, это не так уж сложно. Неужели раньше никто не додумался?
- Вы знаете, за такими простыми словами, как, например, «изготовить наночастицы», хотя бы серебра, стоит целая наука. Их получение - процесс долгий, энергоемкий и затратный. Но тем не менее эти свойства, которые я сейчас позиционирую, они стоят того: неограниченный ресурс работы, крайне редкая регенерация, то есть возврат фильтрующих свойств. Их можно возвращать (регенерировать фильтр) в домашних условиях любой домохозяйкой каждые четыре года, и следующие четыре года опять он будет работать… 50-60 лет – это общий ресурс. Но материя, как вы знаете, не исчезает. Куда девается грязь? Она за четыре года накапливается практически доверху. И ее нужно удалять. Это и есть регенерация. Это - для семьи из трех-пяти человек, когда бралась среднезагрязненная вода городов Воронежа, Москвы, Калининграда и Кубани, где мы уже провели испытания, давшие нам положительный результат.
- От чего конкретно ваш фильтр очищает воду?
- В первую очередь, и это одно из главных свойств наших фильтров, это удаление из воды техногенных примесей: тех примесей, которые внес человек. Это, прежде всего, соединения железа (вода бежит по трубам), нефтепродукты, а главное – ионы тяжелых металлов (свинец, ртуть, цинк, кадмий, медь и ряд других). При этом природный минеральный состав остается без изменений.
- То есть вся польза остается в воде?
- Совершенно верно.
- Я знаю, что вы занимаетесь этим несколько лет и сейчас уже приобрели статус инновационного предприятия Воронежского аграрного университета. На какой стадии сегодня находится эта разработка?
- На базе агроуниверситета в настоящее время выпускается 30 фильтров в месяц.
- Есть производственные площади?
- Да, это лаборатория. Но по решению руководства во главе с ректором Вячеславом Ивановичем Котаревым в настоящее время идет работа по созданию промышленной линии для производства фильтров в количестве 500 шт. в месяц. Фирма «Аква» поставит нам оборудование нестандартное, агроуниверситет – площади и всю инфраструктуру. Я считаю, чтобы не загубить идею, авторский надзор крайне обязателен, что мы и собираемся делать на базе агроуниверситета.
- А чьи рабочие руки? Кто будет работать на производстве?
- Рабочие руки – наверное, будем обходиться сотрудниками кафедры, поскольку это высококвалифицированные специалисты, и при необходимости будем приглашать студентов.
- А если говорить об этом с точки зрения бизнеса? Создание инновационных предприятий внутри вуза уже получило свое развитие во ВГАУ: я знаю, что вы и вешенки выращиваете, и Лаборатория долгосрочных прогнозов работает - все они зарабатывают деньги! Значит, фильтры тоже должны приносить прибыль?
- Да, надеемся, что убытка не будет. А как оно пойдет – будем, как говорят в Одессе, посмотреть (улыбается).
- Кто будет заниматься реализацией этих фильтров?
- Фирма «Аква». Потому что мы должны получать высококачественный сорбент, следить за качеством уже собранной продукции и за определенную сумму все это отдавать оптом фирме «Аква». У них есть опыт и желание.
- Скажите, а кто производит сами капсулы для фильтров?
- Капсулы производит ВНИИ АСПК – Воронежский государственный научно-исследовательский институт автоматических средств производства и контроля. Он в свое время был создан при воронежском авиационном заводе. Так что не только сырье для производства фильтрующего материала, но и пищевая нержавеющая сталь для капсулы – все отечественного происхождения. Поэтому перебоев в производстве не предполагается, несмотря на любые коллизии и конъюнктуру, которая может сложиться в межгосударственных отношениях.
- Иван Стефанович, вы участвовали в многочисленных инновационных выставках, и я знаю, что этими фильтрами заинтересовались не только в России, но и в Китае и в Германии… Есть ли перспективы в этом плане?
- Вы знаете, до момента, когда мы запустим производственную линию, мы больших обещаний никому не давали. Потому что если пообещал – должен отправить определенное количество товара. Пока у нас товара только 30 штук в месяц - понятно, что для Германии и Китая этого недостаточно. А перспективы – да, есть. И недавняя выставка «Открытые инновации» тоже показала, что заинтересованность Германии остается. Были еще очень интересные предложения от банков. Мы их сейчас рассматриваем.
- Они готовы инвестировать деньги в это производство?
- Да, да. Конечно то, что наш фильтр «вечный» - банкам не совсем нравится. Но мы считаем, что потребитель превыше всего.
- Если представленный здесь фильтр - действующий, может быть, попьем водички? Вы угостите нас водой?
- С удовольствием.
- Спасибо. Много людей подходило попробовать водичку на воронежской выставке?
- Очень много. У меня было 100 стаканов. И вот все, что осталось, - 5 штук.
- Ну вот, пить не хотелось, а выпила все. Это настолько вкусно, даже вкуснее родниковой воды. Спасибо.
- Кстати, нанокомпозит, которым снабжен данный фильтр, обладает еще и универсальными свойствами: в сухом состоянии он способен поглощать пары бензола, толуола, гексана, ацетона, а также дымы. Поэтому может найти применение в защитных устройствах при чрезвычайных ситуациях для защиты личного состава спасателей. А также – для защиты рабочего персонала в лакокрасочной промышленности.
- МЧС еще не знакомо с вашей разработкой?
- Нет, мы еще не успели.
- Будем надеяться, все впереди! Кстати, сегодня на выставке вы получили медаль, за что эта награда?
- Эта медаль – за перспективную разработку… Дело в том, что мы занимаемся еще мембранными технологиями: это очистка воды с помощью полупроницаемых мембран. Полупроницаемые мембраны – это молекулярные сита, которые могут пропускать воду, но задерживать все соли. Это явление в технологии или науке водоочистки обратным осмосом. Но мы создали также не только обратноосмотические, но и ультрафильтрационные мембраны, позволяющие удалять из воды коллоидные примеси: все соединения железа, органику, бактерии и вирусы. Это параллельная наша разработка. И это тоже технологии XXI века, и они будут развиваться. «У кого будут мембраны – за тем будущее», - так считается в научных кругах.
- Получается, что эти фильтры будут лучше?
- Не совсем так. Каждое изделие – оно в своем классе. В классе мембранных фильтров – мы предполагаем, что наша перспективная разработка будет лучшей. В сорбционных фильтрах – тоже свой класс, и наш фильтр, о котором мы говорили, на сегодня – лучший в мире. Об этом я могу сказать, глядя людям в глаза.
Вот эта вся серия – это бытовые фильтры. Самый большой, производительностью 1000 литров в час, рассчитан на коттедж. К нему можно подключить практически всю инфраструктуру дома. 150-литровый рассчитан на квартиру, он для семьи из трех-пяти человек. У 100-литрового фильтроцикл на год меньше, поэтому он не получил особого признания. А стоит почти столько же.
- Так вот, стоимость вы нам откроете?
- Стоимость, конечно, не очень низкая: 16 тыс. рублей для воронежских потребителей (это 150-литровый), а для московских, калининградских потребителей около 19 тыс. рублей. Это все можно посмотреть на нашем сайте. У нас идет таким образом маркетинг рынка, прощупывание рынка «живым товаром».
- И заказы из тех регионов уже есть?
- Да, предварительные заказы есть.
- Иван Стефанович, ну и когда вы намерены начать промышленное производство фильтров, и когда они могут появиться в Воронеже в продаже?
- Через два месяца я вас приглашаю на открытие промышленной линии.
- Тогда до встречи через два месяца и – удачи вам.