Воронеж. 26.11.2012. ABIREG.RU – Светская хроника – В театре оперы и балета долгожданная премьера. «Балетные шедевры в оперной классике» в постановке, хореографической редакции и сценографии народного артиста СССР и Российской Федерации Владимира Васильева.
Один из величайших танцовщиков XX века Владимир Васильев воссоздал на сцене воронежского театра оперы и балета рельефный пронзительный рисунок «характерных танцев» «балетных шедевров» знаменитых хореографов Ростислава Захарова, Леонида Лавровского, Касьяна Голейзовского. Речь идет о «Польском акте» из оперы Михаила Глинки «Иван Сусанин» («Жизнь за царя»), «Вальпургиевой ночи» из оперы Шарля Гуно «Фауст», «Половецких плясках» из оперы Александра Бородина «Князь Игорь».
Открывается спектакль увертюрой Михаила Глинки из оперы «Иван Сусанин», торжественной и стремительной, она задает энергичный тон и темп всем дальнейшим сценам.
Поднимается занавес и перед нами хор пирующих поляков во дворце короля Сигизмунда III. Они хвастаются своими победами над русскими и кичливо обещают бросить к ногам яснооких панночек меха, драгоценности и другие богатства Руси. Торжественный полонез сменяет праздничная мазурка, с воздушным вальсом соперничает озорной, бесшабашный краковяк, в котором каждая пара словно пытается перетанцевать других. Особо хотелось бы отметить мастерство Светланы Носковой и Дениса Каганера, Ольги Бурмистровой, талантливое исполнение начинающих танцоров.
Во втором действии впечатляет партия Фауста из одноименной оперы Шарля Гуно в исполнении Дмитрия Башкирова. Слышно каждое слово, что в целом нечастое явление на воронежской сцене.
Балетная картина «Вальпургиева ночь» открывается безмятежным пируэтами Вакха и Вакханки (Юлия Непомнящая и Александр Литягин), изящным танцем нимф, кружащихся под флейту Сатира (Геннадий Горожанкин), озорными па сатиров. Постепенно энергетика элегического ритма меняется под натиском безудержной стихии и мощи пробуждающейся природы, она кружит танцоров в стремительном, разгульном хороводе страсти и веселья.
Настоящей кульминацией спектакля – по зрелищности танцев, накалу эмоций, красоте костюмов – стал балетный фрагмент «Половецкие пляски». Его предваряет знаменитая ария князя Игоря «О дайте, дайте мне свободу, я свой позор сумею искупить» в исполнении заслуженного артиста РФ Александра Аникина, затем следует по-восточному уклончивая и велеречивая партия Кончака (Игорь Чернышов). И вот чертоги ханского дворца словно приоткрываются песней половчанок «Улетай на крыльях ветра…», хорошо знакомой зрителям по современным клипам и в современных аранжировках.
И вот уже все ханское войско, все лучшие пленницы вслед за Персиянкой (Ольга Бурмистрова) готовы заворожить князя Игоря фейерверком чувств, жестов, ослепительным великолепием убранства, костюмов и оружия.
Действо – три акта вместе с антрактами и бурными аплодисментами с криками «Браво!» занимает чуть более 2 часов. Искушения позевать или вздремнуть в уютном кресле в темноте зрительного зала не возникает.
Премьера – первая работа в воронежском театре оперы и балета нового балетмейстера Андрея Меланиньина. Стоит сказать отдельно о роскошных костюмах артистов (кстати, для постановки их потребовалось порядка 362!). Органичны декорации, созданные главным художником театра, заслуженным деятелем искусств в РФ Валерием Кочиашвили.
Владимиру Васильеву удалось «не дать забвению стереть блистательные страницы шедевров выдающихся хореографов».
Поэтому пожелание одно. Этот спектакль лучше один раз увидеть и услышать, чем сто раз прочитать о нем рецензии.