WorldClass

23 сентября 2024, 08:27
Экономические деловые новости регионов Черноземья

ТОП-5 действий для сохранения бизнеса

Экономические деловые новости регионов Черноземья
Экономические новости Черноземья

ТОП-5 действий для сохранения бизнеса

Коммуна // Звёздная миссия Воронежского механического

14.04.2009 10:41
Если токарь Василий Борцов, много лет работая на заводе, столько же лет вытачивает сложные детали для различных машин и оборудования, то какой профессиональный праздник он чтит своим? День машиностроителя? А слесарь-сборщик Владимир Шкарин, работающий на том же заводе, собирающий эти и другие детали в единой целое? А слесарь-инструментальщик Владимир Малинин? А наладчик станков Эдуард Анпилов? А заточник Анатолий Огнев? Ответ прост как правда.

Если токарь Василий Борцов, много лет работая на заводе, столько же лет вытачивает сложные детали для различных машин и оборудования, то какой профессиональный праздник он чтит своим? День машиностроителя?

А слесарь-сборщик Владимир Шкарин, работающий на том же заводе, собирающий эти и другие детали в единой целое?

А слесарь-инструментальщик Владимир Малинин? А наладчик станков Эдуард Анпилов? А заточник Анатолий Огнев?

Ответ прост как правда. Относя себя к категории машиностроителей, и Василий Борцов, и Владимир Шкарин, и Владимир Малинин, и сотни их товарищей и коллег по Воронежскому механическому заводу главным своим профессиональным праздником считают, тем не менее, День космонавтики. Так повелось с теперь уже всё более далёкого 1961 года, когда, услышав весть о полёте Юрия Гагарина, завод буквально ликовал. Ликовал не только оттого, что человек прорвался в космос, но и по причине своего непосредственного к этому отношения.
О космической миссии – в прошлом, настоящем, будущем – Воронежского механического завода «Коммуне» накануне Дня космонавтики рассказал заместитель генерального директора предприятия Иван КОПТЕВ.

- Вообще-то у нашего завода богатая и славная история, – заметил Иван Тихонович. – И осенью 2008 года, когда мы достойно отмечали своё 80-летие, заводчане перелистали все её основные страницы. Должен сказать, что каждой из них мы по праву гордимся. Даже самыми первыми, когда выпускали триеры – зерноочистительные машины. Начав буквально с нуля, наши предшественники вносили в свой труд немало огонька и творчества, и наши триеры экспортировались в разные страны, в том числе и в Европу, в частности – в Австрию.

Потом, с ноября 1931 года, завод специализировался на производстве дизелей для малой энергетики и речного флота. Интересно, что завод тогда так и назывался – дизельным – и носил имя И.В.Сталина. В июле 1940 года завод форсированными темпами приступил к выпуску лёгких авиационных моторов. За годы войны, три из которых завод находился в эвакуации в далёком Андижане, было выпущено более 30 тысяч авиадвигателей для боевых самолётов. Вернувшись в 1946 году из эвакуации, завод освоил серийное производство поршневых звездообразных авиационных двигателей для малой авиации и вертолётов.

Кстати, свои первые учебно-тренировочные полёты будущий космонавт Юрий Гагарин совершал на самолёте с двигателем М-11, которые выпускал наш завод.

- С этого и начинается «космический этап» в биографии завода?

- Конечно же, с других – более значимых – событий. А именно: с 1957 года, когда завод становится сверхсекретным и выпускает продукцию, именуемую «спецтехникой».

- И что это была за «спецтехника»?

- Ракетные двигатели. Вначале – для истребителей-перехватчиков. Такие, например, как С-155, РУ-13 главного конструктора А.С.Душкова. Вскоре к ним прибавились двигатели на жидком топливе конструкции А. М.Исаева для ракеты Р-11 «земля - воздух», «земля - земля». В 1957-1958 годах было освоено производство жидкостного ракетного двигателя РО-1. Начат серийный выпуск двигателей С2-253А – для ракет с ядерным боезарядом, в том числе – запускаемых с подводных лодок.

Но Сергей Павлович Королев и его соратники уже «заболели» космосом, а малоизвестный, но энергичный и прозорливый, главный конструктор Семён Ариевич Косберг уже договорился с Королёвым о создании в Воронеже двигателя для ракетоносителя «Восток» и организации его производства на «заводе № 154», то есть на нашем заводе. Задача была очень сложная и чрезвычайно ответственная, но с ней наш коллектив успешно справился. Справился, несмотря ни на какие трудности.

С той поры, то есть уже более полувека, Воронежский механический завод производит ракетные двигатели с тягой от 3 тс до 200 тс для ракет различного назначения. На заводе или с его участием создавались двигатели для ракет «Восток», «Союз», «Прогресс», «Протон» и другие, обеспечившие вывод на околоземную орбиту тяжелых автоматических станций «Космос», «Экран», «Радуга», «Горизонт». Двигатели нашего производства, преодолевая земное притяжение, доставляли межпланетные космические аппараты на Марс, Венеру, к комете Галлея.

Наш завод участвовал в памятных для всего человечества проектах: запуске в космос первого космонавта Земли Юрия Гагарина, выходе в открытый космос Алексея Леонова, облёте Луны возвращаемой автоматической станцией «Зонд», доставке на Землю образцов лунного грунта, выводе в космос долговременных орбитальных станций «Салют», «Мир», международной космической станции МКС и в других.

Особо мне хотелось бы сказать о том, что на кислороде и водороде двигатель тягой 200 тонн для комплексов «Энергия» и «Энергия-Буран» тоже создавался на нашем заводе. Значение этой работы трудно переоценить хотя бы потому, что были разработаны и освоены технологии XXI века, которые будут востребованы в будущем. Впрочем, как я думаю, идея «Энергии-Бурана» вовсе не канула в прошлое и в перспективе будет воплощена в жизнь.

Добавлю сюда и нашу работу по созданию ЖРД для стратегических ракет, благодаря которым в противостоянии сверхдержав на многие годы был установлен паритет – гарантия мира и спокойствия на земле. И по сей день, например, в мире нет аналога стратегической ракете «Сатана» – а блок двигателей для неё изготавливался на нашем заводе.

Так что нам действительно есть чем гордиться. И есть, по какой причине считать День космонавтики своим главным профессиональным праздником.

- Но ведь ещё не так давно, Иван Тихонович, каких-то 15-20 лет назад, благородное чувство величия Родины было растоптано и опошлено. Более того. В ходе «перестройки» и «реформ» многие воронежские предприятия, относившиеся прежде к «оборонке» или к машиностроению, просто исчезли с карты города. А вы – выстояли, хотя, догадываюсь, государством не очень-то и поддерживались. Как, скажите, вам удалось это?

- Вы правы. Не знаю, чьи интересы двигали пришедшими в те годы к власти политиками, но в конце 80-х – начале 90-х годов прошлого века были ликвидированы или сокращены до нулевой отметки практически все государственные космические программы. Труд тысяч наших рабочих, конструкторов, инженеров оказался не востребован. Мы лицом к лицу столкнулись с выбором – или полностью перестраивать производство, или же…

Что стояло за вторым «или», можно судить на примере тех воронежских предприятий, о которых вы упомянули в своём вопросе. Мы же твёрдо выбрали первый вариант, тем более что располагали, если можно так выразиться, двойным запасом прочности.

Первый – это творческий, инженерный, конструкторский потенциал коллектива. Он выше всякой похвалы, выше самых высоких оценок. Второй же «запас прочности» можно объяснить, как ни странно, тем режимом секретности, который был создан вокруг нашего завода. В прежние годы и десятилетия, чтобы не допустить утечки «государственной тайны», мы научились практически любое изделие делать самостоятельно. И когда в начале 90-х стали рушиться прежние экономические связи, это здорово выручило нас. Так что период растерянности был недолгим. На заводе были созданы службы главного конструктора, маркетинга и сбыта. В рамках конверсии освоили выпуск медицинской техники, оборудования для перерабатывающей промышленности.

Но подлинной нашей находкой и – не буду скрывать – своего рода волшебной палочкой стал выпуск различного оборудования для нефтяной и газовой промышленности. Начав с фонтанной арматуры, на сегодня мы довели его ассортимент более чем до 150 наименований. И всё в основном – уникальное, не имеющее аналогов за рубежом. Например, газовый эжектор – приспособление для сверхскоростной, выше скорости звука, перекачки газа на большие расстояния.

Вот что значит – космические технологии!

В итоге достаточно быстро нам удалось набрать те объёмы, которые позволили сохранить на плаву всё предприятие.

- Не пора ли вновь заняться космосом?

- А мы им и не переставали заниматься. Правда, в самые сложные годы доля «спецтехники» составляла менее трети общих объёмов производства. Но сейчас ситуация начинает возвращаться в нормальное русло. Государство наконец-то стало понимать, что, уйдя из космоса, страна станет третьестепенной державой. Тем более опасно, в условиях, по сути, однополярного мира, не обновлять свой ракетно-ядерный щит. Правда, средства на космическую отрасль выделяются пока совсем не такие, как нам хотелось бы. Хотя, с другой стороны, мы не снимаем с себя ответственности за их гораздо более эффективное, нежели прежде, использование, о чём, кстати, буквально на днях говорил премьер-министр Владимир Путин.

- А что дало вхождение Воронежского механического завода два года назад в состав Государственного космического научно-производственного центра имени М.В.Хруничева?

- Этот центр, по сути дела, объединил все производственные мощности страны, работающие на космос. Главное, что нам это дало, – это стабильность. Стабильность как в получении космических заказов, так и стабильность финансовую. Более того. Погасив имевшиеся у нас долги по различным налоговым платежам, центр выделил заводу 500 миллионов рублей на техническое переоснащение производства. Стоит задача освоить самые современные технологии, что позволит поднять производительность труда в разы.

- Удастся выполнить её?

- А другого пути у нас просто нет. Кстати, если в 2007 году заводом было выпущено продукции на 2,5 миллиарда рублей, то в прошлом – уже на 3,5 миллиарда. Планируем, что и в этом году прибавка составит ещё один миллиард рублей. Но самое важное и примечательное другое. Доля жидкостных ракетных двигателей ныне составляет уже 70 процентов от общих объёмов производства.

Мы, например, активно осваиваем производство камер сгорания двигателя РД-191 для ракетоносителя «Ангара», который придёт на смену всемирно известному «Протону» и который по техническим возможностям значительно превосходит американские аналоги. Готовимся к участию в конкурсе по созданию перспективных двигателей для ракетоносителей, которые будут запускаться с космодромов «Восточный» и «Гвиана».

О том, что завод сейчас вновь на подъёме, свидетельствует и такой факт. В 2008 году предприятие было удостоено главной награды Фонда президентских программ и спецпроектов «Кремль» – «Золотой Звезды». Как сказано в Положении об этой награде, она свидетельствует о признании и поощрении государством, обществом и властью особых заслуг в развитии оборонно-промышленного комплекса. А генеральный директор завода Александр Викторович Бондарь, с чьим именем в немалой степени связано сегодняшнее возрождение предприятия, награждён орденом «За верность долгу».

Так что своей «звёздной миссии» наш завод будет привержен и впредь. Ради того, чтобы космос покорялся на благо человека. На благо России.

- Тогда искренне вам, всему вашему коллективу: «С праздником!»

Алексей Соловьёв
«Коммуна», № 51, 11.04.09г.

Подписывайтесь на Абирег в Дзен и Telegram
Комментарии 0