24 декабря 2024, 15:24
Экономические деловые новости регионов Черноземья

ТОП-5 действий для сохранения бизнеса

Экономические деловые новости регионов Черноземья
Экономические новости Черноземья

ТОП-5 действий для сохранения бизнеса

Заместитель управляющего филиалом ОАО Банк ВТБ в Воронеже Павел Якубенко: «Чтобы в бизнесе выжить, нужно постоянно быть лучше других»

26.02.2013 15:12
Автор:
Аналитика - В 2012 году филиал ОАО Банк ВТБ в Воронеже увеличил объем кредитования организаций региона вдвое, выделив займов на 21,45 млрд рублей. Помимо этого банк продолжил выдавать гарантии, открывать аккредитивы и присоединять операционные офисы в регионах ЦФО. О том, чем рискуют некредитующиеся компании, кому банк не откроет новых счетов и сколько заработал филиал в минувшем году, рассказал заместитель управляющего филиалов ОАО Банк ВТБ в Воронеже Павел Якубенко.

Воронеж. 26.02.2013. ABIREG.RU – Аналитика – В 2012 году филиал ОАО Банк ВТБ в Воронеже увеличил объем кредитования организаций региона вдвое, выделив займов на 21,45 млрд рублей. Помимо этого банк продолжил выдавать гарантии, открывать аккредитивы и присоединять операционные офисы в регионах ЦФО. О том, чем рискуют некредитующиеся компании, кому банк не откроет новых счетов и сколько заработал филиал в минувшем году, рассказал заместитель управляющего филиалов ОАО Банк ВТБ в Воронеже Павел Якубенко.

– Как вы можете оценить работу филиала в прошлом году?

– Прошлый год оказался успешным, хотя у нас были опасения. Ситуация в экономике была не очень стабильная, но сильных бурь не произошло. Итоги 2012 года окончательно еще не подведены, но, по предварительным данным, наши чистые доходы составили не менее 500 млн рублей. Цифра еще может быть скорректирована, но могу точно сказать, что мы хорошо зарабатываем и не много тратим. По нашим подсчетам, без учета общебанковских расходов на один рубль расходов филиала приходится четыре-пять рублей дохода.

– С какими показателями филиал завершил год?

– В прошлом году было заключено 355 кредитных договоров, выдано 127 гарантий и открыто 17 аккредитивов. В текущем году появились изменения: теперь клиенты до 10 млрд тоже являются региональными и филиал может их самостоятельно кредитовать. Увеличился ресурсный портфель: банк должен работать как аккумулятор – собирать средства, чтобы была возможность кредитовать клиентов.

Мы не гонимся ни за крупными сделками, ни за количеством клиентов. Хороший банк тот, у которого качественная клиентская база. Счетов юридических лиц у нас открыто около 5 тыс., из них работающих – 1,3 тыс., это клиенты, у которых есть постоянное движение по счетам. Цифра достаточно большая. Доля филиала на рынке Воронежской области по охвату региональных клиентов не менее 25-30%. Всего у нас 791 клиент из сферы среднего бизнеса и еще 119 – из крупного. В прошлом году открыли счета для 226 клиентов, причем каждого «новичка» мы тщательно проверяем. По действующему законодательству банку необходимо точно знать, чем организация занимается, поскольку «фирмам-однодневкам» или клиентам с плохой репутацией счета мы не открываем.

– Чего удалось добиться в сфере кредитования?

– Всего в 2012 году мы выдали кредитов на 21,45 млрд рублей. Портфель на конец года превысил 13 млрд рублей, и мы взяли хороший старт с начала 2013 года: за январь добавили еще 500 млн рублей.

– Кто ваши основные клиенты?

– Назову лишь нескольких из 910 – ГК «ПРОТЭК», «ЛИСКо Бройлер», заводы «Тяжмехпресс» и ЗАО «Лискимонтажконструкция». «Лискимонтажконструкция» – серьезная компания, недавно построила новый цех и выполняет заказы таких крупных организаций, как «Роснефть», «Газпром». Там установлено новейшее уникальное оборудование, и мы гарантировали его закупку. Еще один наш серьезный партнер – концерн «Созвездие». Сейчас у концерна, как и в целом у сектора электроники, период возрождения после десятилетий упадка. С «Созвездием» мы работаем сразу в нескольких направлениях, в том числе в сфере оборонзаказа.

– С компаниями каких отраслей экономики вы хотели бы работать плотнее?

– Пожалуй, со строителями. Пока лишь можно обозначить участие в финансировании Воронежской компании «Стройинжиниринг», которая возвела высотный дом на проспекте Революции. Но на сегодня в стадии проработки еще несколько строительных проектов, где жилье планируется строить не точечно, а кварталами. Люди хотят жить в более комфортных условиях, и спрос на жилье есть.

Между тем мы не отказываемся и от работы с маленькими компаниями. Допустим, если организации нужно 5 млн рублей, мы их предоставим, хотя работы и документов по такой сделке требуется не меньше, чем по многомиллиардной. Например, компании «Татьяна» понадобилось 165 млн – сумма относительно небольшая. Мы выдали ее на пять лет, и теперь компания сможет расширить свое производство.

Другой пример – ГК «Здоровый город». Ей воронежский филиал ВТБ предоставляет банковские гарантии, благодаря которым организация закупает лекарства. Смотрите сами: кредит стоит 10-11% годовых, а гарантия – 1-2%. Вместо того чтобы платить предоплату своему поставщику, компания обращается к нам за гарантией. Поставщик понимает, что даже если «Здоровый город» вдруг по какой-то причине ему не заплатит, то точно и очень быстро заплатит банк. В результате продавец спокойно отгружает товары на сумму гарантии. Аптеке это обходится дешевле, а значит, и конечному потребителю тоже.

– Можно ли как-то обозначить соотношения направлений бизнеса, которые кредитует воронежский филиал ВТБ?

– На сегодня соотношение примерно такое: на АПК приходится около 2 млрд рублей (если не считать еще 2 млрд рублей, выданных нашему постоянному клиенту – компании «ЛИСКо Бройлер»); около 2 млрд рублей из нашего кредитного портфеля приходится на сферу торговли, а остальное – машиностроение, металлообработка, транспорт и прочие сферы.

Если говорить о сфере промышленности – отрасль определенно связана с множеством рисков. Но это не означает, что предприятия можно бросать. Мало кто ожидал, например, что «Тяжмехпресс» сможет хорошо работать, а не просто выживать. Тем не менее так и случилось. Получается, что наша работа заключается в том, чтобы самому убедиться в правильности решения, а затем убедить и остальных.

– Кредитование в нынешних экономических условиях влечет множество рисков для бизнеса…

– По моему мнению, рискуют больше те компании, которые займами не пользуются. Чтобы компании выжить, нужно быть лучше других. Есть солидные фирмы, которые изначально никогда не кредитуются. При этом они могут проиграть тем клиентам, которые займы берут. У торговых компаний, обеспеченных заемными средствами, полки в магазинах ломятся от товаров и прибыль есть, хотя своих денег те практически не вложили. Как так получается? Смотрите: компания получает кредит в банке под 10-12% годовых, а поставщик предоставляет скидку на товар, пусть те же 10%, поскольку ему предлагают предоплату. Целый год товар вряд ли будет реализовываться – обычно целесообразно формировать запасы максимум на три месяца. Таким образом, компания взяла кредит, получила скидку, продала товар (пусть даже по каталожной оптовой цене, без своей наценки), отдала 3% банку (за три месяца пользования кредитом) и заработала 7% только на этих операциях.

– Расскажите о других направлениях работы банка.

– Доходы банка складываются не только из кредитов, но и из комиссионных – платы за расчетные операции. Такая плата собирается по копеечке, но именно за счет обширной клиентской базы мы в минувшем году смогли существенно увеличить доходы. Если в прошлом году по среднему бизнесу у нас были доходы 70 млн рублей, то в этом – уже 108 млн рублей.

В конце 2012 года у нас появилось новое подразделение, отвечающее за транзакционный бизнес. Сложилось так, что самое доходное направление для банка – конечно же, кредитование. Клиентов, которые кредитуются, около 150. Менеджеры хорошо их знают, общаются с ними, продают им банковские продукты. Но у банка более 1,3 тыс. активных клиентов и получается, что остальные 1,15 тыс. предоставлены сами себе, никто с ними не работает, кроме операционных работников. Эта ситуация в масштабах банка приводит к тому, что мы не дорабатываем по этим партнерам. Чтобы решить эту проблему, в ВТБ организовали новую группу по транзакционному бизнесу, сотрудники которой должны доносить до всех наших клиентов информацию об услугах банка, выяснять их потребность в том или ином продукте. Сотрудники отдела могут привлекать и новых клиентов, но им не положено заниматься кредитованием. Если клиенту нужен кредит, в работу включатся сотрудники клиентского и кредитного подразделений.

– Приходилось ли терять ценных клиентов?

– К сожалению, да. Счета авиакомпании «Полет», нашего старого доброго клиента, сейчас практически не работают, но мы поддерживаем с компанией хорошие отношения. Клиент погасил все кредиты перед ВТБ. Сейчас «Полет» успешно работает, снизив свою кредитную нагрузку. Проблемы же возникли из-за сложной ситуации в авиации. Вообще, клиенты от нас, конечно же, не разбегаются, наоборот, мы чувствуем приток.

– Как бы вы охарактеризовали текущую экономическую ситуацию в регионе и в стране в целом?

– Сейчас мы вступили в ВТО, и это начинает постепенно проявляться в экономике. Раньше многие клиенты регулярно получали субсидии, а сейчас это постепенно уменьшается и сходит на нет. Поддержка сельского хозяйства и промышленности сокращается. Это вынуждает работать более интенсивно и продуктивно, сокращать издержки, чтобы сохранить позиции на рынке.

Подписывайтесь на Абирег в Дзен и Telegram
Комментарии 0