WorldClass

20 сентября 2024, 19:52
Экономические деловые новости регионов Черноземья

ТОП-5 действий для сохранения бизнеса

Экономические деловые новости регионов Черноземья
Экономические новости Черноземья

ТОП-5 действий для сохранения бизнеса

Авиационный технопарк на базе ВАСО – в ожидании инвестиций в развитие инноваций

06.03.2013 12:47
Автор:
Аналитика - В начале февраля Объединенная авиастроительная корпорация (ОАО «ОАК») и воронежские региональные власти договорились о создании на базе Воронежского акционерного самолетостроительного общества (ОАО «ВАСО») авиационного технопарка.

Воронеж. 06.03.2013. ABIREG.RU – Аналитика – В начале февраля Объединенная авиастроительная корпорация (ОАО «ОАК») и воронежские региональные власти договорились о создании на базе Воронежского акционерного самолетостроительного общества (ОАО «ВАСО») авиационного технопарка. Цели в данном случае преследуются весьма масштабные и амбициозные – от оптимизации загрузки площадей авиазавода, вывода имеющейся на предприятии технологии производства на новый современный уровень, перехода на безубыточность до развития в регионе инновационного малого и среднего бизнеса и привлечения государственных и частных инвестиций. Строить новую структуру предполагается в рамках существующего в области авиационного кластера, ядром которого с 2010 года, является, собственно, то же ВАСО.

Эксперты считают, что в целом ОАК «велосипед не изобрела» – подобная схема давно опробована за границей и доказала свою эффективность. Однако спецификой таких проектов является тот факт, что необходима обеспеченность резидентов технопарков ясными перспективами сбыта продукции. Без таких гарантий даже налоговые льготы не простимулируют бизнесменов на работу в рамках технопарка.

Создание авиатехнопарков широко распространено в мировой практике, и этот метод привлечения инвестиций и развития производственных мощностей уже доказал свою эффективность. В России это направление ОАК активно начала развивать с прошлого года. Воронежский технопарк станет третьим подобным проектом ОАК. Аналогичный воронежскому технопарк создан в Казани на базе ОАО «Казанское авиационное производственное объединение» и в Нижегородской области - на территории завода «Сокол». Инициаторами создания технопарка в Воронеже выступили ОАК и ВАСО, а также правительство области и Воронежский госуниверситет. В структуру технопарка будут входить управляющая компания, якорные резиденты (ВАСО, ОАК, «Ильюшин Финанс Ко», киевский ГП «Антонов», пермский «Авиадвигатель» и другие), малые инновационные предприятия, созданные при участии вузов (где будут внедряться в производство инновационные разработки молодых ученых), привлеченные резиденты, а также сервисные компании.

«Сейчас у ВАСО большое изобилие площадей, при этом загрузка мощностей минимальна, что связано в том числе и с дефицитом производственных ресурсов. В такой ситуации единственным логичным решением как раз и является создание условий, при которых производство и поставка ряда комплектующих будет передана на аутсорсинг предприятиям малого и среднего бизнеса. В этом случае предприятия получают разного рода преференции, а завод избавляется от пустующих площадей и передает на аутсорсинг часть мелких производств. На выходе – финансовая нагрузка на завод в виде содержания пустующих площадей снижается, а вспомогательные работники уходят за штат», – считает руководитель аналитического отдела «Авиапорта» Олег Пантелеев.

Согласно планам разработчиков проекта, активная работа технопарка начнется уже к концу этого года. Площадь технопарка предполагается увеличить с 60 тыс. кв. м в 2014 году до 350 тыс. кв. м в 2017 году. В следующем году на территории технопарка планируется размещение производств девяти резидентов, которые обеспечат 600 рабочих мест. В течение трех лет количество резидентов должно вырасти до 55 компаний с 3 тыс. рабочих мест. Совокупная выручка резидентов в 2014 году прогнозируется в 500 млн рублей. К 2017 году этот показатель планируется увеличить в пять раз. Налоговые поступления в бюджет, в свою очередь, предусматриваются в 73 млн рублей (в 2014 году) с ростом до 439 млн рублей (в 2017 году).

«Резидентами Воронежского авиационного технопарка могут стать не только крупные инвесторы, имеющие прямое отношение к авиационной отрасли, но и, что особенно важно, представители субъектов высокотехнологичного малого и среднего бизнеса, в том числе из других сфер деятельности, в первую очередь, связанных с инновациями и разработкой хайтек-технологий. - рассказывает руководитель Департамента реструктуризации ОАО «ОАК» Олег Севрюков. - Поскольку технопарк будет иметь выраженную инновационную направленность и включать в свой состав региональный бизнес-инкубатор, его успешное функционирование невозможно без участия представителей научных и учебных заведений. Предполагается, что студенты будут иметь возможность включаться в производственную деятельность еще во время учебы, и в этом тоже большой плюс технопарка в части обеспечения авиационной отрасли подготовленными кадрами. Мы рассчитываем на то, что будущие выпускники профильных авиационных специальностей первый опыт работы получат на малых инновационных предприятиях вузов – резидентах технопарка, зарабатывая свои первые «студенческие» деньги по специальности. Планируется, что участники технопарка будут заниматься производством авиационных узлов и комплектующих для авиастроительных заводов России, выпуском продукции промышленного назначения для предприятий региона, а также разработкой и внедрением наукоемких и высокотехнологичных проектов».

«Сегодня ОАК переходит на новую индустриальную модель, и мы, предприятия, в него входящие, должны участвовать в этом процессе. Получить финансирование сегодня можно только под конкретные проекты, доказав при этом свою способность их реализовать, – считает генеральный директор ОАО «ВАСО» Виталий Зубарев. – технопарк для ВАСО – это и возможность сохранить технологию производства самолетов и развить имеющиеся центры компетенций, и привлечь на работу новых современных специалистов, и вообще произвести своего рода апгрейд предприятия. Без этого, без соответствия реалиям и требованиям современной экономики, заводу вряд ли справиться с производственной программой, а также с теми масштабными госзаказами, на получение которых предприятие рассчитывает уже в этом году».

Для привлечения в технопарк частных инвестиций, учредители предусмотрели ряд преференций для компаний-резидентов, такие как различные налоговые льготы (снижение ставок по налогу на прибыль, имущество, землю и т.д.), достаточно низкие ставки арендной платы, предоставление субсидий на организацию и развитие бизнеса, а также гарантийное обеспечение по привлеченным кредитам. Резиденты технопарка будут обеспечены также готовыми производственными, административно-хозяйственными, складскими помещениями и автостоянками.

Как считают аналитики, определенной сложностью в этой схеме может стать привлечение частного бизнеса в создающийся технопарк. С ними согласен и Олег Пантелеев.

«Оборудование для авиапроизводства далеко не из дешевых, поэтому инвестор, начиная реализацию проекта в этой отрасли, должен знать, что ему будет обеспечена гарантия сбыта продукции. Наличие таких перспектив будет стимулировать инвесторов гораздо лучше, чем налоговые льготы», – заметил он.

Соглашение о намерении создания Воронежского авиационного технопарка в развитие регионального авиационного кластера прошло все необходимые согласования в профильных департаментах Правительства области, ОАО «ОАК», ОАО «ВАСО», в Воронежском государственном университете. В настоящее время оно полностью готово к подписанию всеми участниками, которое должно состояться в марте. «После этого мы сконцентрируемся на создании рабочей группы по созданию технопарка, а также над составлением соответствующего плана-графика и технико-экономического обоснования. Это необходимо для того, чтобы как минимум определить критерии, по которым будут приниматься для участия в технопарке так называемые резиденты второго, третьего и четвертого уровней, – говорит координатор проекта по созданию технопарка на ОАО «ВАСО», советник генерального директора по техническому развитию Александр Лисицын.

Наиболее вероятным способом обеспечения резидентам гарантии сбыта продукции является стабильный и долгосрочный заказ от ВАСО (или других подконтрольных ОАК предприятий). В свою очередь, воронежский авиазавод может обеспечить такие гарантии при наличии, например, крупного госзаказа на поставку самолетов российским министерствам и ведомствам. Информация о готовящемся подписании такого соглашения неофициально проходила еще в конце прошлого года. По информации источников, глава Минпромторга Денис Мантуров во время своего визита в регион в начале февраля текущего года, подтвердил, что правительство планирует обеспечить ВАСО крупным госзаказом уже весной.

Подписывайтесь на Абирег в Дзен и Telegram
Комментарии 0