WorldClass

23 сентября 2024, 06:28
Экономические деловые новости регионов Черноземья

ТОП-5 действий для сохранения бизнеса

Экономические деловые новости регионов Черноземья
Экономические новости Черноземья

ТОП-5 действий для сохранения бизнеса

PEOPLE // Алексей МОЛЧАНОВ

22.04.2009 17:16
Бизнес-ланч с генеральным директором округа «Черноземье» Федеральной Сети «Вестер» Алексеем МОЛЧАНОВЫМ должен был состояться еще в ноябре 2008 года. Но герой нашей рубрики оказался в прямом смысле слова неуловимым. Бесконечные дела, постоянные командировки в Москву, Белгород, Липецк, решение неотложных вопросов -из-за всего этого нам никак не удавалось договориться об интервью.

Бизнес-ланч с генеральным директором округа «Черноземье» Федеральной Сети «Вестер» Алексеем МОЛЧАНОВЫМ должен был состояться еще в ноябре 2008 года. Но герой нашей рубрики оказался в прямом смысле слова неуловимым. Бесконечные дела, постоянные командировки в Москву, Белгород, Липецк, решение неотложных вопросов -из-за всего этого нам никак не удавалось договориться об интервью. Поэтому встреча с Алексеем Молчановым оказалась для нас знаменательной вдвойне: во-первых, потому что своими профессиональными и жизненными секретами с нами поделился руководитель одной из самых крупных компаний Черноземья, а во-вторых, потому что она все же состоялась.

- Алексей, насколько мне известно, вы родились не в Воронеже. Где прошло ваше детство?

- Мое детство прошло в самой западной точке России - далеком городе Калининграде, на берегу Балтийского моря.

- Что больше всего запомнилось из того времени?

- Наверное, близость моря, бесконечно красивые пляжи и, конечно, круг моего общения. Я часто вспоминаю своих друзей из детства, и эти воспоминания всегда дают мне импульс для того, чтобы расти и развиваться.

- Вот сейчас передо мной сидит серьезный мужчина, директор округа федеральной сети «Вестер», грамотный руководитель с многолетним опытом. Интересно, а кем вы хотели стать в детстве?

- Всю свою сознательную жизнь я мечтал путешествовать. Близость Европы сказывалось. Еще в глубоком детстве я мечтал стать водителем-экспедитором международных перевозок, но только одним из таких, которые ездят на больших новых и красивых автомобилях. Позже я узнал, насколько сложен и неблагодарен труд дальнобойщиков, так что моей мечте не суждено было осуществиться.

- Какой тогда стала ваша самая первая работа?

- Самой первой стала работа по ремонту и обслуживанию электронно-вычислительной техники на основных предприятиях области. Тогда это еще была техника первого поколения, сейчас трудно вспоминать без улыбки.

- А первые заработанные деньги на что потратили?

- В то время был острый дефицит со всеми видами одежды и обуви, поэтому я как сейчас помню свою первую покупку — кроссовки. Сейчас это достаточно банально, но тогда, в 1983-м, дорогого стоило.

- Говорят, счастье не в деньгах, а в их количестве. Алексей, вот вам, например, сколько денег нужно для счастья?

- Конкретную сумму назвать трудно, ведь потребности и возможности человека, как правило, растут прямо пропорционально количеству имеющихся у него денег. Да и вообще, для меня счастье не измеряется в деньгах.

- А что для вас счастье?

- Счастье... (задумчиво). Счастье -это, когда чувствуешь себя комфортно, причем не в данный конкретный момент времени, а в целом по жизни. Когда в основном тебя все устраивает, ты видишь, что ждет тебя дальше, точно знаешь, чего хочешь, а главное - как этого добиться, и кого при этом ты хочешь видеть рядом.

- И вы считаете себя счастливым?

- Абсолютно и бесповоротно.

- Как, по-вашему, выглядит формула успешного человека?

- По-моему, успешный человек должен быть в меру общительным, а главное - быть оптимистом и при этом достаточно реалистично смотреть на вещи. При наличии этих составляющих у человека появляется возможность реализовать все задуманное.

- У вас они все присутствуют?

- Мы над этим работаем (смеется).

- А успешный бизнес из чего складывается?

- Если не брать внешние факторы, то залог успеха любой компании - наличие команды, которая нацелена на результат, и сотрудников, которые понимают и разделяют цели и задачи компании. В этом случае, даже при изменении этих целей и задач, стабильность бизнеса сохранится.
Я, хоть и являюсь наемным топ-менеджером в сети «Вестер», всегда относился к бизнесу как к своему собственному. Наверное, именно поэтому я редко меняю сотрудников, да и сам работаю в компании достаточно продолжительное время.

- Как вы можете охарактеризовать свой стиль управления?

- Я бы назвал его либеральным.

- А когда с вами говоришь по телефону, от строгости голоса даже сердце замирает.

- У меня в жизни был хороший учитель, так вот он сказал мне две фразы, которые я надолго запомнил. «Плохо, когда сотрудники не ищут лучшего, даже если им комфортно сегодня» и «заставлять людей работать можно только тогда, когда правильно построена система мотивации». Человек всегда сам должен понимать, что несделанное сегодня приведет к серьезным последствиям завтра. Любое же наказание ради наказания никогда не приведет к нужному результату.

- Тяжело увольнять людей?

- Пожалуй, это самое тяжелое, что может быть для руководителя, особенно в условиях кризиса.

- Но ведь это неизбежно. Как к этому привыкнуть?

- Привыкнуть к уходу людей из компании никогда не получится, но справиться с переживаниями по этому поводу можно благодаря опыту. Если же увольнение неизбежно, человек должен четко представлять, почему и за что его уволили, и, более того, быть согласен с такими мерами. В случае, когда сотрудник не согласен с решением руководства, увольнение оказывается особенно болезненным. Для обеих сторон.

- А кто занимается увольнением сотрудников в сети «Вестер»?

- Генеральный директор подписывает приказы, а также принимает решение об увольнении людей на определенных постах. Каким бы болезненным ни был процесс увольнения, мы всегда стараемся расставаться с сотрудниками на либеральной ноте, чтобы дать им понять, что дальнейшее сотрудничество в принципе возможно. Исключение, естественно, составляют случаи, когда человека увольняют за кражу.

- Какие методы борьбы с конкурентами вы используете?

- Основной метод - «находиться в рынке». Это значит, что топ-менеджмент компании должен очень тщательно изучать и сканировать рынок. Если этого не происходит, компания «выбивается» из колеи и достаточно скоро начинает терять свои позиции. Сканировать рынок можно разными методами, и один из них - общение и взаимодействие с конкурентами. При этом мы относимся к ним как к коллегам. Это принципиально иной подход к делу. Однажды у нас был негативный опыт общения с конкурентами как с соперниками, и это не привело ни к чему хорошему. В конкурентной борьбе надо копировать лучшее и избегать тех ошибок, которые допускают другие компании.

- Чем приходится жертвовать на пути к цели?

- Временем. Я не могу сказать, что жизнь пролетает мимо, но специфика российского рынка в том, что он находится в жестких бюрократических рамках. Взять хотя бы те же процессы получения разрешений, оформления бумаг, прохождения многочисленных проверок... На все это уходит целая вечность.

- Если говорить не о целях в рамках организации, а о личностных целях, на какие компромиссы приходится идти с самим собой?

- В первую очередь, необходимо уметь быстро переключаться с работы на внерабочую жизнь. Во-вторых, всегда нужно четко понимать, что отдыхать просто необходимо. Научиться этому непросто, особенно, если за твоими плечами серьезный бизнес. Вот, пожалуй, основные компромиссы, на которые приходится идти.

- Где грань между жизнью на работе и жизнью за ее пределами?

- Я бы сказал, что в личных отношениях Алексей Молчанов совершенно не похож на Алексея Молчанова в работе. В офисных стенах каждый из нас волей-неволей ведет одну игру, а за их пределами - совершенно другую. Думаю, помогают перестраиваться какие-то увлечения. Например, для меня это спорт.

- А бывает так, что на работу идти совершенно не хочется?

- Не буду лукавить, конечно, бывает. Если такое происходит, я всегда стараюсь находить в работе какие-то положительные моменты, необходимость выполнения тех или иных задач для себя лично. Желательно ежедневно видеть конкретные результаты своего труда, ведь любому из нас хочется ехать на работу только тогда, когда мы понимаем, что делаем что-то полезное.

- Ваше кредо в бизнесе.

- В бизнесе нельзя быть добрым. Здесь все решают конкретные цифры и результаты, по которым можно оценить работу. Что бы ни происходило, необходимо быть искренним: искренне хвалить и так же искренне ругать сотрудников.

- Как можно разграничить рабочие и дружеские отношения с сотрудниками, партнерами, компаньонами?

- Любые отношения, тем более, если дело касается дружбы в бизнесе, необходимо оформлять. Составлять своего рода «брачный контракт». Если, например, речь идет о компаньонах по бизнесу, необходимо четко прописать круг обязанностей каждого из них, размер заработной платы, кто с чего начинает бизнес и кто какими ресурсами обладает для его развития. Даже если компаньоны являются друзьями. Только так можно сохранить дружбу и найти компромисс в работе. Если же дружба пострадала, необходимо уметь правильно разойтись в бизнесе.

- Вы сказали, что добрым в бизнесе быть невозможно, а в личных отношениях это качество допустимо?

- Конечно. Особенно, если речь идет о женщинах. Мне кажется, для представительниц слабого пола слово «добро та» наиболее применимо.

- А какими качествами, на ваш взгляд, должна обладать идеальная женщина?

- Прежде всего, идеальная женщина должна обязательно быть утонченной. Понимать, что происходит вокруг нее. Идти в ногу со временем, причем независимо от того, работает она или ведет домашнее хозяйство. Большое значение имеет и сочетание таких качеств, как ум и юмор.

- А такая женщина реальна?

- Вполне.

- Есть ли у вас секрет покорения женских сердец?

- Боюсь, что ничего нового по этому поводу я сказать не смогу. Главное, на мой взгляд, по отношению к женщине - уважение и искренность.

- Есть ли какие-либо события или поступки в вашей жизни, которые хотелось бы изменить?

- Я не склонен сожалеть о том, что прошло. Скорее, я предпочитаю извлекать опыт из случившегося и делать выводы на будущее.

- А что вас больше всего раздражает?

- Больше всего меня раздражает хамство. Даже на бытовом уровне. Еще один немалый раздражитель - бюрократия российского бизнеса. Она отнимает массу времени и сил, и при этом ее невозможно избежать.

- Если бы у вас была лампа с Джинном, какие бы три желании вы загадали?

-Первое желание - однозначно здоровья родным и близким и, конечно, себе. Второе - реализации тех планов и задумок, которые по каким либо причинам в данный момент невозможно исполнить. А третье желание никаких войн и кризисов.

PEOPLE, №4 март-апрель 2009

Подписывайтесь на Абирег в Дзен и Telegram
Комментарии 0