Воронеж. 29.03.2013. ABIREG.RU – Аналитика – «Россельхозбанк» – один из главных источников финансирования для сельского хозяйства Воронежской области. Второй по объемам кредитования в регионе. Обладатель второй по размерам филиальной сети в районах области, банк, выполняющий в том числе важную государственную задачу. Однако саму кредитную организацию преследовали разнообразные «нехорошие» истории практически весь прошлый год.
Окончание благостной картины совпало с уходом на пенсию Ивана Дубовского, «аксакал» воронежской политики оставлял банк с резко возросшими основными показателями. Однако люди, знакомые с ситуацией, говорили, что там не все чисто. В филиале высокими темпами росла просрочка, он серьезно зависит от небольшого количества крупных холдингов и их масштабных инвестиционных проектов. Определенные сложности были и во внутрибанковском взаимодействии, технологии архаичны. Поэтому решение назначить Сергея Фабричнова, опытного банкира, с глубоким пониманием ситуации, многие восприняли как желание московского руководства сделать банк лучше.
Однако тот смог проработать всего три месяца. Очень жаль, что он забросил блог - думаю, мог бы написать много интересного. Тем не менее никаких комментариев ни сразу после ухода, ни спустя некоторое время он давать не стал. В итоге опираться можно только на слухи, а они гласят, что господин Фабричнов был шокирован масштабами нарушений и потенциальной просрочки в банке. В результате он попытался добиться вскрытия всех язв и санации проблемных кредитов, но не нашел понимания у руководства «Россельхоза».
На его место пришел Александр Кошеваров, человек фантастической энергетики, известный своим жестким отношением к персоналу. Он сменил практически всех ключевых работников и пообещал нарастить кредитный портфель аж до 50 млрд рублей, то есть в 2,5 раза. Часть своего обещания он исполнил, увеличив задолженность клиентов за несколько месяцев своей работы на 8 млрд рублей. Однако ни одной из основных проблем банка решить пока не удалось. Просроченная задолженность составляет значительную величину, а пресса сообщает о новых уголовных делах. Зависимость от крупнейшего клиента – группы компаний «Продимекс» – только растет, и сейчас портфель кредитов по ней составляет 4,2 млрд рублей.
Близится сельскохозяйственный сезон, а значит, потянутся в банк крестьяне за очередной порцией кредитов. При этом многие не могут расплатиться по старым долгам. Недавно Дмитрий Патрушев заявил, что больше 10% кредитов банком лонгируется. По сути, это означает, что в целом по системе скрытая просрочка составляет 10%. В Воронеже, по утверждению знающих людей, ситуация хуже. Просрочки много и она разная – это наследие разных лет. Например, «Абирег» уже писал про перепелиную фабрику группы ТД «Самшит». Считается, что эту компанию контролирует руководитель представительства администрации Липецкой области при правительстве России Виталий Кыльчик. Другой пример – часть компаний, которые, как свидетельствуют слухи, контролирует Юрий Зацепин. МВД насчитала там мошенничества на 250 млн рублей, однако общую сумму задолженности оценивают в 800 млн рублей. В 2 млрд рублей источники оценивают проблемную задолженность «Маслопродукта». Это не слишком публичная история, однако масштаб впечатляет.
Сотни просроченных миллионов составляет задолженность по относительным небольшим кредитам, выданным в сельской местности. Часто это в том числе политические договоренности, например, таковой называют ситуацию вокруг банкротства Икорецкой птицефабрики. Возвратность всего это огромного финансового пирога оценивается как сомнительная.
Вариантов решения проблемы столь масштабной просрочки два: сократить объемы кредитования, тщательно разобравшись с неплательщиками или, наоборот, резко нарастить задолженность, чтобы на фоне новых объемов просрочка не смотрелась столь внушительно. Напомню, что совсем недавно, на встрече с губернатором Гордеевым, руководитель РСХБ пообещал нарастить кредитование до 50 млрд рублей к концу года. Судя по обещаниям, которые были даны губернатору, предполагается именно второй путь. Впрочем, он тоже опасен, о чем знают даже не самые образованные в финансовой сфере граждане, так как быстрое наращивание объема предоставленных кредитов всегда происходит в ущерб их качеству. В результате через пару лет нынешние просрочки и суды могут показаться мелкими неприятностями на фоне извержения вулкана. Во всяком случае, о серьезном изменении в системе риск-менеджмента банка ничего не слышно.
Другой проблемой являются архаичные технологии работы и слабая подготовка кадров. Если первое на местном уровне вряд ли можно решить, то второе новый управляющий попытался исправить, привлекая знакомых ему людей из ВТБ24. Насколько это снизило остроту вопроса, судить пока рано, тем более что ВТБ24 – в первую очередь розничный банк, а «Россельхозбанк» основным клиентом считает предприятия села.
В целом, конечно, можно пожелать и большому коллективу «Россельхозбанка» и его новому руководству удачи и увеличения количества положительных новостей в новом году. Кредитовать полумертвые колхозы им пожелают и без нас в администрациях самого разного уровня. Не простая новой команде предстоит работа.