29 ноября 2024, 21:32
Экономические деловые новости регионов Черноземья

ТОП-5 действий для сохранения бизнеса

Экономические деловые новости регионов Черноземья
Экономические новости Черноземья

ТОП-5 действий для сохранения бизнеса

игра от Авито

От летучего контроля к глобальному управлению системой качества менеджмента

23.04.2013 10:47
Автор:
Аналитика - В апреле в Воронежском акционерном самолетостроительном обществе (ОАО «ВАСО») состоялся очередной надзорный аудит системы менеджмента качества (СМК) предприятия на соответствие требованиям стандартов ISO 9001:2008 & EN/AS 9100:2009. Аудит проводился компанией «Бюро Веритас Сертификейшн» - мировым лидером рынка сертификационных услуг. На ОАО «ВАСО» в качестве ведущего эксперта данную компанию уже много лет представляет Игорь Эппингер.

Воронеж. 23.04.2013. ABIREG.RU – Аналитика - В апреле в Воронежском акционерном самолетостроительном обществе (ОАО «ВАСО») состоялся очередной надзорный аудит системы менеджмента качества (СМК) предприятия на соответствие требованиям стандартов ISO 9001:2008 & EN/AS 9100:2009. Аудит проводился компанией «Бюро Веритас Сертификейшн» - мировым лидером рынка сертификационных услуг.

На ОАО «ВАСО» в качестве ведущего эксперта данную компанию уже много лет представляет Игорь Эппингер.

- Игорь Альбертович, каковы ваши общие впечатления от аудита, проведенного на воронежском авиазаводе? Насколько я знаю, в этот раз он носил инспекционно-надзорный характер, так как в следующем году ВАСО ожидает ресертификация по стандартам ISO 9001 & EN 9100.

- Действительно, с предприятиями ОАО «ОАК» и в том числе с ВАСО я работаю достаточно давно, что позволяет мне сделать некоторые выводы о динамике процессов СМК на данном предприятии. Стоит заметить, что вопросам качества выпускаемой продукции воронежский авиационный завод всегда уделял серьезное внимание. Именно поэтому самолеты, выпускаемые этим предприятием, по-прежнему востребованы у таких серьезных и требовательных по части безопасности и надежности техники заказчиков, как Министерство обороны РФ, ФСБ РФ, Управление делами Президента РФ, МЧС РФ. Кроме этого, продукция завода – самолеты Ан-148, Ил-96 - успешно используется в некоторых российских авиакомпаниях.

Если же остановиться непосредственно на вопросах, связанных с СМК, то общее впечатление от увиденного на ВАСО достаточно положительное. По ряду базовых процессов управления и организации владельцы процессов или топ-менеджеры завода получили довольно высокие оценки. Здесь можно, в частности, выделить процессы по управлению производством, по техническому обслуживанию и ряду других. Я считаю, что завод подходит к ресертификации в состоянии готовности и понимания методологии СМК.

- На что бы вы хотели обратить внимание топ-менеджмента как ВАСО, так и других заводов ОАК, на которых проводится данная сертификация?

- На мой взгляд, в России все еще существует недопонимание самой сути менеджмента качества. Эта «нестыковка» особенно проявляется в том, как переводится с английского понятие quality management system . В английском это звучит в прямом переводе как качество управления системой то есть система качества менеджмента, а у нас в большинстве случаев это по-прежнему трактуют как контроль качества. Соответственно, на предприятиях совершенно искренне считают, что главное при этом – это навести порядок на рабочих местах в производстве и в проверяемых подразделениях, сводят все к банальному летучему контролю, проверке ОТК, БТК и т.д. Это, безусловно, является частью системы, но не основной. Назначение системы качества менеджмента заключается в умении управлять процессами управления или бизнес-процессами, из которых, в сущности, и состоит сама система. Назначение которой заключается в достижении максимальной результативности процессов, и конечной целью является достижение рентабельности организации то есть получение прибыли.

К сожалению, для некоторых российских предприятий все еще более важен сам факт получения сертификата, чем использование всех потенциальных функциональных возможностей СМК. Тем не менее хочется надеяться, что уже в недалеком будущем СМК превратится в обязательный фактор его существования на рынке.

Что касается вопросов к работе СМК на предприятиях авиастроительной отрасли и, в частности, на ВАСО, то главной проблемой, на мой взгляд, здесь остается обеспечение непрерывности улучшения процессов. На практике это значит следующее. Заниматься процессами СМК нужно не две-три недели перед приездом аудиторской проверки, а постоянно, в течение всего времени. То есть нужно постоянно анализировать функционирование процессов, вести статистику, делать выводы и в случае необходимости проводить разработку необходимых мер по улучшению процесса. Организация должна непрерывно улучшать результативность СМК через мониторинг процессов управления, анализа данных, корректирующих и предупреждающих действий и, конечно же, контроля со стороны руководства.

Качество менеджмента неразрывно связано и с управлением рисками (risk management). В процессах управления, как и везде, существует множество рисков. Если говорить о ВАСО, то здесь в наибольшей степени актуальны кадровый риск, связанный с недостаточным обеспечением производства кадрами с нужными профессионально-деловыми и личностными качествами. Имеет место потребность в квалифицированных сотрудниках. Или же маркетингово-финансовый риск, риск недополучения прибыли в результате высокой себестоимости самолетной продукции или в результате снижения объемов ее выпуска. В данном случае это актуально в отношении самолета Ан-148. Присутствует и проектный риск, который возникает в случаях несоблюдения графика, превышения бюджета того или иного проекта либо сложности его структуры. Такого рода риски, скажем, постоянно возникают в связи с реализацией целой группой предприятий ОАК, в том числе и ВАСО, проекта Sukhoi Superjet 100 и, думаю, в скором будущем – MS-21.

Грамотное управление рисками позволяет повышать эффективность СМК и вовремя выявлять наиболее проблемные участки того или иного процесса. Главное при этом даже не то, чтобы проблем как таковых не было. Так не бывает даже на предприятиях мировых лидеров авиастроения, таких как Boeing или Airbus. Главное, чтобы эти проблемы вовремя выявлялись и предпринимались мероприятия по их снижению.

Необходим постоянный внутренний контроль, мониторинг процессов, мониторинг продукции, анализ со стороны руководства с последующими профессиональными выводами и обоснованными действиями. На обеспечение понимания необходимости всего этого как неотъемлемой части СМК и направлены моя работа как эксперта-аудитора.

- На какие результаты при поведении всей этой работы может рассчитывать предприятие? Что дает внедрение СМК? В чем выражается результативность работы СМК?

- То, насколько результативно на предприятии работает СМК, наглядно демонстрируют финансовые показатели его деятельности. Если сокращается себестоимость продукции, предприятие выходит на безубыточность, а затем и на прибыльность, постепенно наращивая данный показатель – это значит, что здесь правильно понимают суть системы и реально задействуют данный механизм, используя при этом критерии оценки результативности процессов управления (КРI – key performance indicators). Это, например, сдача продукции с первого предъявления, выполнение плана производства по товарной программе, себестоимость продукции, контроль бюджета проекта и ряд других.

Развитие предприятия обусловлено несколькими факторами. К ним относятся повышение компетентности персонала, его вовлечение в процесс создания системы, повышение эффективности производства за счет устранения лишних функций и снижения доли некачественной продукции, концентрация усилий на существенном, а также улучшение отношений с потребителями и поставщиками.

В качестве результативности внедрения СМК можно назвать и повышение управляемости предприятием. Она улучшается в связи с тем, что при проектировании СМК строго распределяется ответственность по управлению процессами. Организационная структура предприятия и структура взаимодействия процессов управления не должны противоречить друг другу. Это означает, что владельцы основных бизнес процессов должны быть из числа топ-менеджеров, способных с высокой профессиональностью оценивать ситуацию и принимать ответственные решения.

Если же говорить в целом о значении СМК, то успешное прохождение сертификации очень важно для укрепления деловой репутации компании. Наиболее явно сертификация и эффективное функционирование СМК влияют на конкурентоспособность предприятия. Наличие сертификата значительно поднимает авторитет предприятия, его торговой марки. Это позволяет изменить ценовую политику предприятия (заведомо качественная продукция стоит дороже, но остается при этом в рамках рынка).

- К сожалению, сейчас все еще часто можно услышать мнение о том, что гражданское самолетостроение в России неэффективно, что нужно переходить на зарубежные аналоги. Каково ваше мнение по этому поводу?

- Я считают, что сворачивать современные программы в отечественном гражданском самолетостроении – это не просто неправильно, а губительно для экономики, для мирового статуса России в целом. Безусловно, отрасль сегодня переживает не самые легкие времена, ОАК трансформируется и переходит на новую индустриальную модель. Процесс как раз находится в самой активной своей стадии. Имеют место существенные кадровые изменения в топ-менеджменте ОАК, ведущих авиастроительных предприятий, меняется концепция отрасли в целом. Появляется понимание того, что деньги на развитие надо заработать, а не освоить. Меняется кадровая политика, усиливается взаимодействие с наукой, вузами. Заводы нацелены на высокопрофессиональные кадры, способные уже сегодня работать в сфере высоких технологий.

Это все не делается в одночасье, как невозможно в одночасье изменить психологию отрасли, которая нарабатывалась и создавалась десятилетиями. Но этот процесс идет, он очевиден, как очевидны и его результаты. Именно поэтому я достаточно позитивно отношусь к основным проектам, которые сейчас реализуются в отечественном авиастроении. Поскольку моя деятельность связана с постоянным пребыванием на почти всех предприятиях ОАК, я вижу, что свою состоятельность доказывают и программы SSJ 100 и Ан-148. Очень большие продвижения в последнее время происходят по проекту МС-21, и есть все основания полагать, что первое подобное ВС, которое составит явную конкуренцию Boeing cерии 737 и Airbus cерии А320, поднимется в воздух, как и планируется, в 2016 году, как это предусмотрено государственной программой «Развитие авиационной промышленности» на 2013-2025 годы, разработанной Минпромторгом РФ. ВАСО, кстати, также задействовано в данном проекте, и я надеюсь, что благодаря участию в нем предприятию удастся еще больше укрепить свои позиции на рынке.

Подписывайтесь на Абирег в Дзен и Telegram
Комментарии 0