Выход из тени торговых организаций и рост прибыльности в производстве создали областному бюджету беспрецедентное «ускорение».
Доходы областного бюджета, вслед за показателями экономического развития, росли в прошлом году опережающими темпами. В 2012 году они составили почти 70 миллиардов рублей, что на 19,3 % больше уровня 2011 года. Две трети от общей суммы составили собственные доходы, план по которым был перевыполнен в прошлом году почти на 3 %.
Такие цифры привела в своем докладе на заседании регионального Правительства руководитель департамента финансово-бюджетной политики Надежда Сафонова.
Главным вопросом повестки дня было обсуждение проекта Закона Воронежской области «Об исполнении областного бюджета за 2012 год».
Мы в свое время писали о том, как верстался бюджет 2012‑го. Тогда в связи с возрастающими социальными расходами предполагался и серьезный — порядка 5 % — бюджетный дефицит. После этого цифры доходов в течение года дважды или трижды корректировались в сторону увеличения. И тем не менее план по бюджетным доходам оказался перевыполненным, а вместо дефицита мы увидели бюджетный профицит в полмиллиарда рублей. Профинансированы все целевые программы, исполнены все социальные обязательства. Предельный объем расходов на обслуживание долга составил 0,8 процента расходов бюджета при допустимых 15 процентах.
И это, безусловно, неординарное финансовое достижение заметили не только мы. Министерство финансов в третий раз подряд поставило Воронежской области высшую оценку за качество управления финансами.
Залог финансового комфорта — стабильное, с опережением среднероссийских показателей развитие региональной экономики в прошлом году. Больше стало прибыльных предприятий. Налог на прибыль организаций составил 15 млрд рублей, с ростом к уровню 2011 года на 37,4 процента — при среднем приросте по России всего 2,7 процента. Однако руководитель финансового департамента отметила также более активное участие Воронежской области в федеральных программах, которые тоже «приводили» деньги в областную казну.
В структуре доходов 21 процент — налог на прибыль организаций. По сравнению с 2011 годом его поступление увеличилось в 1,4 раза. Прибавку показали практически все отрасли, но больше всего удивили предприятия торговли, ранее не отличавшиеся налоговым энтузиазмом. Поступления от них выросли за год в полтора раза. И в этом нет какого-то экономического перекоса во вред производству. Просто стали меньше товаров продавать на барахолках, больше — в торговых центрах с их, в общем и целом, «белой» бухгалтерией.
Руководитель регионального управления налоговой службы Сергей Дуканов рассказал немного о том, как произошло «просветление» торговли:
— Во многом это произошло благодаря созданию информационного продукта, объединившего сведения об арендаторах площадей в торговых центрах и данные их налоговых деклараций. Сразу стало ясно, что размеры арендуемых площадей часто никак не соотносятся с размером заявленных доходов. Это становилось поводом для бесед с предпринимателями и корректировки налоговых обязательств. Налоговая дисциплина выросла, и количество материалов, подаваемых в службу судебных приставов, уменьшилось в разы.
Расходы, по сравнению с 2011 годом увеличились на 10,7 млрд рублей (18,4 %) и составили 69, 3 миллиарда. Наибольшую долю в расходной части составили социальные статьи — более 70 процентов.
Надежда Сафонова подробно остановилась на вопросах заработной платы бюджетников, которая составила 24,8 процента всех расходов. Еще более высокие темпы роста были по статье «развитие области» — здесь объемы составили почти треть всех областных расходов. Это связано и с созданием с 1 января 2012 года регионального дорожного фонда, и с увеличением объемов государственной поддержки отраслей сельского хозяйства.
В 2013 году тенденция к росту бюджетных доходов также будет поддерживаться благодаря инициативе губернатора Алексея Гордеева о постановке на налоговый учет всех компаний, которые работают в Воронежской области больше одного месяца.
Есть огромные резервы в сфере налогов на доходы физических лиц. Например, зарплата в той же торговле составляет менее 16 тысяч рублей, что существенно ниже среднеобластного уровня. Невозможно не заподозрить, что часть её выплачивается в конвертах. А доведение официальной зарплаты до средней по экономике позволит получить дополнительно в бюджет свыше 750 млн рублей. То же самое можно сказать о сфере строительства. С серыми зарплатами на стройке власти борются давно, но пока — с переменным успехом.
Александр Саубанов
Молодой коммунар, №55 (13127), 28 мая 2013 года.