Сахзавод в Садовом закрыт не будет
За 178 лет своего существования Садовский сахарный знавал многое. Были в его истории и драматичные события. И вот реальная угроза закрытия (по сути - ликвидации) дееспособного завода возникла в наши дни.
Громкий резонанс ситуация получила в минувшую среду. С утра об этом запальчиво толковали на заседании облдумы. К вечеру у губернатора Алексея Гордеева состоялось совещание, посвященное проблемам предприятия. Или, согласно официальной формулировке, «вопросу подготовки ООО «Садовский сахарный завод» к работе в сезоне 2013 года». Присутствовали, что называется, заинтересованные лица: три топ-менеджера владельца завода - ООО «Продимекс-Холдинг», руководители профильных департаментов правительства региона, главы администрации Аннинского и Садовского сельских поселений Василий Авдеев и Вера Фролова. Ну и исполнительный директор Садовского сахарного Владимир Руднев, руководящий заводом уже добрых пару десятков лет.
По опять же официальному сообщению, вынесено решение о продолжении деятельности в штатном режиме. Губернатор резюмировал:
- Садовский сахарный завод должен работать, как и планировалось, и сохранить рабочие места.
Облправительство готово оказать компании меры господдержки, дабы предприятие стало отвечать современным требованиям. Сам «Продимекс», мягко говоря, пока усилий к тому не прилагал.
Итак, проблема вроде бы снята. Вопрос - насколько надолго.
Вообще-то возникла она даже не вчера. Отсчет можно вести с момента случившейся восемь лет назад покупки завода «Продимексом». Сделки, похожей на обмен.
Махнем не глядя
К 2005 году Садовским сахарным владела группа компаний Владимира Мошковича «Русагро». Но основные «сладкие» интересы у нее имелись на Белгородчине. В свою очередь, у «Продимекса» был заводик в Белгородской области. А основные интересы - на воронежской земле. Вот и махнулись. Первостроителям и дореволюционным владельцам Садовского князьям Васильчиковым, холившим и развивавшим на аннинской земле сахароварное дело, подобное, наверное, и в страшном сне не привиделось бы. Как во времена оны, когда один барин мог поменяться с другим деревеньками. Или продуть именьице в карты. Судьба холопов при том никого не волновала.
Подоплека виделась следующей. «Русагро» становилось фактическим монополистом в Белгородской области, «Продимекс» - в Воронежской (сегодня ему принадлежат все сахзаводы нашего региона, за исключением грибановского).
После чего председатель совета директоров «Продимекса» Игорь Худокормов сделал зафиксированное СМИ многозначительное заявление. Обмен, дескать, совершен в рамках реструктуризации всего «продимексовского» сахарного бизнеса. И - внимание! - компания решила избавиться от устаревших и убыточных сахарных заводов.
Восемь лет назад эти слова никого всерьез не встревожили. Может, потому, что Садовский сахзавод, не отличаясь новизной, убыточным не являлся. Яйца нес пусть некрупные, но все-таки золотые.
Между тем от идеи избавления в «Продимексе» и не думали отказываться.
Я был в Садовом с десяток дней назад. Никаких бумаг о закрытии предприятия никто не видел. Однако все были уверены: предприятие приговорено. С заводчанами пришлось общаться на условиях конфиденциальности.
Выяснилось: по оборудованию завод - худший в компании, деньги давались только на текущий ремонт. По мощностям - последний. Нарастить их вполне реально. При желании. А его-то как раз и не просматривалось. За восемь лет «Продимекс» не вложил сюда ничего.
Вопрос жизни
Последний сезон переработки завод завершил в январе. Далее последовала плановая подготовка к сезону новому - за счет собственных резервов. Теперь они уже полностью исчерпаны. Приобретать необходимые под замену детали, узлы и механизмы заводчанам больше не на что. Соответствующих поступлений от компании в нынешнем году не было. Значит, майский план завод не выполнит, Люди, скорее всего, останутся без премии, а она составляет 30% зарплаты. Серьезный удар по карману, если учесть, что средний по заводу заработок - 13 тыс. рублей. В аннинских сельхозпредприятиях и то на круг выше рублей на 500. По промышленным - на 1,5 тысячи.
Складывается впечатление: компании завод совсем не интересен. Закрыть бы - и вся недолга. При этом ни в коем разе не продавать кому-либо и не передавать в областную казну. Конкурент же возникнет. Закроет свеклосеющую зону. А так аннинские свекловоды вынуждены будут возить сладкий корень на другие сахзаводы. Принадлежащие «Продимексу». Конечно, предприятиям это влетит в копеечку (при перевозках выращенного на расстояние до 50 км на рубль затрат у свекловодов в итоге образуется до рубля прибыли, при увеличении автопробега довесок заметно снижается). Но когда наших маркизов Карабасов волновали интересы производителей?
Для «Продимекса» закрытие Садовского завода, судя по всему, особым уроном не станет. Свеклу, повторим, все одно ему повезут.
Но есть иная сторона медали. В контексте нашего разговора - главная.
Садовое - село крупное, здесь проживают около 5 тыс. человек. Основной работодатель - сахзавод. Селообразующее предприятие. На нем постоянно трудятся 240 человек. В сезон и все 380. У многих сахароварами были отцы, деды, у кого-то и прадеды. То есть завод не только место работы - образ жизни. Куда податься людям в случае закрытия? Перекрывать Саратовскую трассу?
Отчисления предприятия в бюджет поселения составляют 35 млн рублей в год. Не станет этих денег, на какие, извините, шиши, ремонтировать дороги, освещать улицы, поддерживать и развивать объекты соцкультбыта, школы, детский сад? Вокруг предприятия давно уже вырос отдельный поселок. Пока завод функционирует, он о поселке, о своих людях в меру сил хлопочет.
Нового Пикалево никто, думается, на воронежской земле не желает. Остается надеяться, что Садовский сахарный обретет все-таки вторую жизнь.
Садовому, заметим, 305 лет. Сколько еще существовать старинному селу? Вопрос не дебета-кредита. Жизни.
Александр Сорокин
Воронежский курьер, №58, 1 июня 2013 года.