В последнее время «свобода слова» на воронежских просторах (в отдельных ее проявлениях) что-то уж слишком часто стала вступать в конфликт не только с неписаными нормами журналистской этики, но даже с хорошо прописанными законами РФ. Так, в региональном еженедельнике «Экономика и жизнь» пару месяцев назад был напечатан очередной пасквиль (иначе и не скажешь) с «наездом» на Анатолия Чекменева и возглавляемый им легендарный воронежский «Рудгормаш». Автор этого «творения» крепко грешил несоблюдением такой законодательной нормы как презумпция невиновности. Остановлюсь на этой публикации особо лишь потому, что она как нельзя лучше иллюстрирует сказанное мной в предыдущей главе «Смена собственника по-воронежски» (газета «Президент» № 3, апрель 2013 г.).
Несложные сюжеты «журналистских» разводов
Не скрою, не удержался и позаимствовал название главы из упомянутого выше опуса (слегка его видоизменив). Уточню лишь – материал в «ЭиЖ» был «сработан» настолько топорно, что называться журналистом без кавычек (по моему скромному разумению) наш «правдивый» автор не вполне достоин. Далее (для краткости) буду называть «журналиста» этого «мастером т» – подразумевая, что сведущ он исключительно в делах топорных.
Безусловно, главной мишенью «мастер т» выбрал лично руководителя «Рудгормаша», на которого в опусе вылиты просто ушаты грязи, главный лейтмотив которых – «паразитирование на труде заводчан». При этом наш «мастер т» для сгущения красок попытался и «фени» добавить, и даже пожонглировать медицинской терминологией (правда, последние он сделал столь невнятно, что захотелось посоветовать «мастеру т» полистать медицинскую энциклопедию). Что же касается фактов, то они говорят красноречивее любых досужих рассуждений: Анатолий Чекменев руководит предприятием с 1996 года, и все позитивное, что происходит на предприятии в течение последних 17 лет (будь то разработка новой техники, модернизация производства или реализация социальных программ), имеет к нему самое прямое и непосредственное отношение. Но вернемся к «разбору полетов».
После «разоблачения» «антигероя» разумеется, должен следовать «плач по трудящимся»: «2,5 тысячи человек… лишились своих рабочих мест» (замечу, что информация эта неоднократно опровергалась в СМИ, в том числе и самими трудящимися!). «Рудгормаш»... это проблемное предприятие, из которого выведено и выкачено все что, можно» (на минуточку, годовой оборот «Рудгормаша» из года в год увеличивается и два последних года уже превышает 2 миллиарда рублей!).
И конечно (как и в главе «Смена собственника по-воронежски»), есть в этой «печальной повести» и «абсолютно белые», и «совершенно пушистые» «герои». Они же «ответственные бизнесмены» и «реальные инвесторы», с «реальными» же планами по модернизации производства. За кадром при этом остается то, что ни у одного из этих «реальных» (в ряде случаев и «чисто конкретных») «модернизаторов» нет за плечами опыта работы на предприятиях данного профиля (а вот довольно длинный рейдерский список, тянущийся за этими «ответственными бизнесменами», увы, есть). Остается только развести руками – настолько «классически» в разбираемом опусе реализованы схемы по «промыванию мозгов» и формированию общественного мнения.
Впрочем, не стану утомлять читателя множеством цитат, так как «шедевр» этот (по мнению многих уважаемых мною журналистов) написан весьма «крикливым» языком – этакой гремучей смесью газетных штампов времен развитого социализма. Здесь «паразитирование на интересах трудящихся» соседствует с «вопиющими фактами», а более чем «мерзкие поступки» читателя должен возмущать только «дикий капитализм». Попадаются местами и фрагменты с назидательно-нравоучительными пассажами (что также не противоречит «канонам»), например, «умные люди должны знать…» (после которых, правда, просто излагается «история вопроса» в вольной авторской трактовке). При этом автора нисколько не смущает, что логика его повествования слишком часто укладывается в классическую формулу «в огороде бузина, а в Киеве дядька». Но что более всего удивило – материал пестрит откровенными ляпами вроде «он и есть рейдер» (это, конечно, об А. Н. Чекменеве – задача ведь поставлена заклеймить!). В современном бизнессловаре «рейдер» – это специалист по перехвату оперативного управления или собственности фирмы, то есть, следуя логике нашего «мастера т», руководитель «Рудгормаша» сам у себя и акции «своровал», и управление предприятием «перехватил»?
Почему в таком серьезном как «Экономика и жизнь» издании вышел материал, написанный в совершенно непарламентских выражениях, пестрящий ляпами и откровенной ложью и не имеющий никакого отношения ни к экономике, ни к жизни, лично для меня до сих пор остается загадкой. Пришлось поинтересоваться «историей» вопроса и попытаться выяснить, откуда сей ветер дует.
А ларчик так и не открылся
Подчеркну: изложенное ниже лишь версия, не более того. Но на то, что в ней есть некое рациональное зерно, наводит следующее: одну и ту же «тему» в разных вариациях довелось услышать сразу от нескольких «рассказчиков». Итак, злые языки утверждают, что появлению творения «мастера т» предшествовала почти детективная история. Постараюсь пересказать ее кратко. Однажды на многострадальном «Рудгормаше» появился «таинственный посетитель», предложивший руководству завода, если так можно выразиться, позитивное информационное обслуживание, основанное на наличной коммерческой основе. В противном случае «незнакомец» обещал опубликовать в нескольких региональных СМИ ряд негативных статей о предприятии и его руководителе. Визитер этот (по утверждению тех же злых языков) уже давно пользуется довольно скверной репутацией (как в деловых, так и в журналистских кругах), и, возможно, поэтому в подобного рода «сотрудничестве» ему было отказано. Далее следы «таинственного посетителя» (опять же по слухам) были замечены в одном массовом региональном издании, где он пытался «надавить» на редактора оного, дабы тот опубликовал в ближайшем номере его «наезд» на завод, при этом «всуе» упоминалось даже имя руководителя региона (посетитель настаивал на том, что действует не самостоятельно, а с личного «благословения» господина Гордеева). Надо отдать должное редактору этого СМИ, даже намек на прямую заинтересованность губернатора в данной публикации не заставил его напечатать столь «правдивую» статью – редактор дипломатично ушел от прямого противостояния с автором, сославшись на недостаточность своих полномочий и «переведя стрелки» на директора издания, который на тот момент отсутствовал. Так или как-то иначе было дело, доподлинно неизвестно, но некоторое время спустя упомянутый выше пасквиль все же был опубликован, но уже в «ЭиЖ».
В качестве комментария к изложенной выше истории скажу, что лично у меня вызывает некоторое сомнение, что губернатор поручил такому «мастеру топора» написание антирудгормашевской «джинсы». Возможно, этот пасквиль – просто декларация нашего «мастера т», говорящая о последовательности его намерений, а также о способности доводить задуманное до конца, – есть ведь еще на земле воронежской и другие представители крупного бизнеса (перефразируя Маяковского: «деньги – пишем хорошо, нету денег – плохо»). Что же касается ссылки на губернатора, то не исключено, что автор чернухи просто хотел сыграть на том, что Алексей Васильевич – снова по слухам – «крепко недолюбливает» Анатолия Николаевича. Но в таком случае вопрос, что же сподвигло редакцию «ЭиЖ» на публикацию столь низкопробного «шедевра», так и остался открытым.
Однако наезды на завод продолжаются, и надо с прискорбием констатировать: «хороши» они не только в письменной форме.
Проверка как злокачественное «удушающее» средство
Как-то так случайно совпало, что почти одновременно с выходом злосчастной статьи в «ЭиЖ» на «Рудгормаш» зачастили проверяющие. Официальным поводом для проверок контролирующие органы назвали открытое письмо заводчан (опубликовано в газете «Президент» в декабре 2012 года). Поначалу все выглядело вроде бы логично и если и настораживало, то еще не слишком пугало. Но когда контролирующие органы стали наведываться на завод по одному и тому же поводу по два-три раза и пошла уже пятая неделя проверок, на тему пристального внимания к «Рудгормашу» начали шутить даже в Интернете: «Ждите ФМС, а вдруг у вас все рабочие таджики!»
Между тем заводчанам явно было не есело ни от «большой любви» к заводу разнообразных контролирующих органов, ни от интернетовских шуток.
Судите сами, предприятие неоднократно проверили на противопожарную и экологическую безопасность, антитеррористическую подготовку и «на ацетон», который используется в производственном процессе (в этой связи бдительность ФСКН просто умиляет – ацетон можно спокойно купить в любом хозяйственном магазине). Более того, проверке подвергались даже заводская медсанчасть (несмотря на то, что она совсем недавно получила лицензию). Известно, что Анатолий Чекменев в связи с болезнью сердца как минимум дважды в год должен проходить реабилитационный курс, и (надо же случиться такому совпадению!) именно в момент его плановой госпитализации в больницу наведалась проверка (говорят, что проверяющие заглядывали и в листы назначений, и в капельницы, которые ставили руководителю «Рудгормаша»).
Наверное, это могло бы быть смешно, если бы не было так грустно. Но и это еще не все. Как стало известно из независимых источников, каждую среду в городской прокуратуре проводилось специальное совещание – совет по проблемам «Рудгормаша» (в частности, по поводу задержек выплаты заработной платы). Заводчане, узнав об этом, искренне недоумевали.
Во-первых, вначале прокуратура сама инициирует многочисленные проверки, которые не только не позволяют заводу работать в полную мощь, но и являются причиной финансовой дестабилизации завода (всякий раз, приходя на завод, проверяющие неизменно «знакомили» с цифрами по штрафам), а потом ратует за своевременную выплату денег рабочим. Во-вторых, почему прокуратура ищет проблемы только на «Рудгормаше», тогда как зарплата выплачивается с задержками и на многих других предприятиях Воронежской области (увы, время сейчас не из легких).
Мнение рабочих о том, что именно по указанию прокуратуры не прекращаются проверки на заводе, видимо, имеет под собой основание, так как уже стало «недоброй традицией»: вмешательство прокуратуры ничего хорошего предприятию не несет. В этой связи можно вспомнить то, что полиция (в тот период – 2005–2006 годы – милиция), проведя оперативные мероприятия, поначалу не нашла оснований для возбуждения уголовного дела против руководства «Рудгормаша» (а проверяли тщательно, почти год, с выемкой документов, допросами свидетелей и проч.), но вот прокурорские надавили – и, пожалуйста, дело возбуждено. Впрочем, сегодня уже для многих не секрет, что в суде «рудгормашевское дело», буквально трещит по швам. Более того, по областному радио «созывают» пострадавших от «мошенничества» топменеджмента предприятия: придите, заявление напишите, и «будет вам всем счастье». Только вот очередь из желающих за таким «счастьем» что-то не выстраивается. Видимо, поэтому следствию позарез нужен новый эпизод, да не какой-нибудь там экономический, а непременно «уголовка». Вот и ходят представители ФСКН на «Рудгормаш», и помогает наркоконтролю прокуратура – не поверите, представитель прокуратуры лично взвешивает емкости с ацетоном. Вот такой театр абсурда происходит у нас в отдельно взятом регионе.
P.S.
Тем временем на одном из региональных информационных порталов появилась информация о том, что трудовой коллектив завода «Рудгормаш» готовится подать заявку на проведение митинга протеста у здания Воронежской областной прокуратуры. По личному опыту знаю, что рудгормашевцы могут выйти на улицу только по очень существенному поводу, видно, крепко достали заводчан прокурорские «наезды». Не пора ли умерить «проверочный пыл» и просто дать предприятию спокойно работать.