WorldClass

20 сентября 2024, 07:39
Экономические деловые новости регионов Черноземья

ТОП-5 действий для сохранения бизнеса

Экономические деловые новости регионов Черноземья
Экономические новости Черноземья

ТОП-5 действий для сохранения бизнеса

Управляющий партнер ГК «ОСНОВА» Александр Калтыков: «Вовлечение топ-менеджеров компаний в управление проектами неуклонно растет»

11.06.2013 13:22
Аналитика - Сегодня «Абирег» публикует ответы на вопросы интернет-конференции «Управление проектами: что это такое и зачем оно необходимо?» управляющего партнера ГК «ОСНОВА», сертифицированного Управляющего проектами (уровень В IPMA), вице-президента Ассоциации управления проектами «СОВНЕТ», руководителя направления Группы по интересам «СОВНЕТ» Александра Калтыкова, проходившей в период с 3 по 10 июня.

Воронеж. 11.06.2013. ABIREG.RU – Аналитика – Сегодня «Абирег» публикует ответы на вопросы интернет-конференции «Управление проектами: что это такое и зачем оно необходимо?» управляющего партнера ГК «ОСНОВА», сертифицированного Управляющего проектами (уровень В IPMA), вице-президента Ассоциации управления проектами «СОВНЕТ», руководителя направления Группы по интересам «СОВНЕТ» Александра Калтыкова, проходившей в период с 3 по 10 июня. Но сначала «Абирег» попросил Александра Олеговича ответить на основные вопросы, заявленные в анонсе интернет-конференции: что такое управление проектами (УП) и как определить необходимость компании во внедрении управления проектами?

- За более чем пятидесятилетнию «официальную» историю Project Management этому понятию было дано огромное количество определений. В свете нынешнего общего стремления к унификации я воспользуюсь определением из Международного стандарта управления проектами ISO 21500:2012: «Проект — это уникальный набор процессов, состоящих из скоординированных и управляемых задач с начальной и конечной датами, предпринятых для достижения цели. Достижение цели проекта требует получения результатов, соответствующих определенным заранее требованиям, в том числе ограничения на получения результатов, таких как время, деньги и ресурсы».

О необходимости внедрения УП: если проекты ведутся на предприятии, где отсутствует профессиональный менеджмент, то рано или поздно предприятие будет вынуждено применить необходимые правила и стандарты, которые уже описаны в методологиях управления проектами. Обычно это случается поздно. Результат - неудачные проекты, неоправданные затраты, потраченное впустую время.

В мире разработано множество методологий и стандартов в области управления проектами. Существовали и существуют также стандарты ведения проектов (большой частью строительных) в СССР и России. Наиболее известные и применяемы стандарты: PMBok от Американского института управления проектами, P2M от Ассоциацией проектных менеджеров Японии, PRINCE2 в Великобритании. В России совсем недавно были утверждены Национальные стандарты управления проектами. Корпоративный стандарт управления проектами в нашей компании основаны на стандартах ICB/НТК (Международной ассоциации управления проектами и Российской Ассоциации управления проектами СОВНЕТ).

2013-06-03, 13:49:50
Что конкретно вам, вашему бизнесу дало использование методов проектного управления? В чем выиграли?
Оксана

- Конкретно мне использование методов проектного управления позволило управлять сложными проектами и говорить на одном языке с представителями различных, в том числе и иностранных, компаний. Для бизнеса прежде всего это гарантия качественного управления проектом, говоря простым языком - выполнение требований, установленных для проекта и управления проектом. Что касается выигрыша, думаю, ответ очевиден. Действуя по определенным правилам, применяя проектные стандарты, вы неизбежно быстрее и с большей вероятностью достигнете результатов проекта при существующих ограничениях. Например, ГК «ОСНОВА» смогла опередить два проекта, реализуемые другими компаниями, и в текущем времени претендовать на первое в Российской Федерации открытие отеля соответствующего международного бренда.

2013-06-03, 13:52:22
К проектам какого масштаба применимо управление проектами?
Lia

- Как показывает практика, профессиональное УП применимо к проектам любого масштаба и направления – от проектов перестройки бизнес-процессов в рамках компании до строительства и запуска огромных комплексов или комбинатов. Любые реализуемые изменения, на которые наложены ограничения и которые направлены на создание уникального продукта, могут и должны управляться с позиций профессионального УП.

Самое главное – это сопоставлять масштабы и возможности бизнеса с планируемыми затратами на проектное управление.

2013-06-03, 14:08:55
Актуально ли управление проектами для малого и среднего бизнеса? Не будет ли это лишь дополнительными затратами для фирмы?
Гость

- Будем считать это логическим продолжением предыдущего вопроса.

Профессиональное УП покоится на трех китах: методология, информационная система, обученный персонал. И все это можно реализовать, соотнося уровень затрат на них с масштабом реализуемых проектов.

Просто для малого и среднего бизнеса достаточно руководствоваться открытыми простыми шаблонами корпоративных стандартов УП, использовать локальный MS Project, а сотрудникам - пройти виртуальный курс УП в профессиональном интернет-сообществе.

Управление крупными проектами уже требует создания отдельной структуры – офиса управления проектами, со штатом, состоящим из методологов, аналитиков и планировщиков. Устанавливается масштабная система – MS Project Server или Oracle Primavera, а работники проходят обучение у лидеров рынка УП.

2013-06-03, 17:10:10
Александр, какую долю в расходах на весь проект могут занять траты на проектное управление?
Андрей

- Это очень сложный вопрос, который опять-таки вытекает из предыдущего. Сложность, кстати, заключается в том, что данные о стоимости реализации проектов почти никогда не фигурируют в открытом доступе, есть только мнения экспертов.

Руководитель проекта или владелец компании должен сам для себя решить, какой процент расходов по проекту требуется выделить на УП.

По оценке Российской ассоциации управления проектами «СОВНЕТ», целесообразной является доля затрат на проектное управление примерно в 5-10% от стоимости всего проекта. Я полностью согласен с этим мнением, так как в рамках нашей компании сопоставимые затраты на управление проектами позволяют добиваться необходимой детализации задач и связанных с ними платежей, мероприятий по риск-менеджменту, учету и планированию ресурсов и безусловно оправдывают себя.

2013-06-03, 17:51:13
И еще... как вы считаете, специалист по проектному управлению должен быть в штате или это отдельная специализированная организация?
Андрей

- Все зависит от стратегических целей компании, от масштабности и количества реализуемых проектов. Если ваша компания имеет в планах долгосрочные проекты либо реализует портфель проектов, то целесообразно принять в штат специалиста или группу специалистов, сформировать проектный офис, который будет полностью закрывать потребность в качественном УП.

Если же реализуется только один проект или проекты краткосрочные и в дальнейшем такой функционал специалистов не понадобится, логичнее воспользоваться предложением сторонних компаний по аутсорсингу услуг УП. Надо только понимать, что на рынке такие предложения пока достаточно ограниченны и сложно будет найти качественные услуги по небольшой цене.

Кстати, то, что рынок УП только развивается, несет в себе и плюс. Если взять к себе на работу специалистов по УП, «отшлифовать» их на собственных проектах и вырастить в качественных профессионалов, то в будущем можно будет уже самостоятельно продавать их услуги на рынке.

2013-06-03, 20:23:52
Мне довелось кратковременно работать с Александром Олеговичем во время решения задач, связанных с организацией городского управления летом прошлого года. Как я понял, ваша попытка, Александр Олегович, применения управления проектами в практике управления муниципалитетом была неудачной. В этой связи считаете ли вы возможным применение управления проектами в практике работы муниципалитетов, какие инструменты для решения этой задачи могут быть эффективными и, самое главное, что для этого необходимо сделать?
Dr. Solomon

- Возможно, ваше понимание моих целей в этой работе было неверным и поэтому у вас сложилась такая оценка моего участия в «решении задач, связанных с организацией городского управления». Практики работы муниципалитетов с применением инструментов проектного управления уже множество. Проекты и программы имеют свои особенности – публичность, значительное число стейкхолдеров, дополнительные законодательные требования и др., все это немного усложняет, но не меняет того набора инструментов, что применяется в проектной деятельности. Отвечая на главный вопрос, наряду со стандартными предложениями для развития практики управления проектами в муниципальных органах власти необходимо:

- провести массовое обучение руководителей и специалистов и обеспечить постоянное повышение квалификации в дальнейшем;

- создать офис управления проектами для координации проектов по федеральным и краевым целевым программам, информационной и методологической поддержке системы управления;

- целесообразно также создать общественный орган в виде консультационного совета для обсуждения и формирования направления развития управления проектами в муниципалитете.

2013-06-04, 11:48:05
Расскажите коротко, что вообще представляет собой проектное управление и в каких отраслях оно наиболее востребовано?
Елена Владимировна

- Само по себе эффективное проектное управление предполагает совместное развитие трех направлений: методология, информационное обеспечение, обученный персонал. Нормативно-регламентное и методологическое обеспечение (корпоративный стандарт УП) является ядром внедряемой системы. Именно в нем определяются процедуры инициации, планирования, организации, контроля исполнения и завершения проектов, описаны типовые регламенты, методики, шаблоны документов и формы отчетности, связанные с управленческими процедурами. Информационная система УП обеспечивает поддержку процедур управления проектами и включает настроенные рабочие места в соответствии с ролями основных участников. А получение специалистами базовых знаний в области УП позволяет им эффективно применять процедуры и методики корпоративного стандарта.

Наиболее востребованы методы управления проектами в следующих областях:

- Инвестиционно-строительные проекты.

- Проекты разработки и внедрения информационных систем.

- Оборонные и космические проекты.

2013-06-10, 08:44:08
Прежде чем говорить о том, какие инструменты управления проектами наиболее эффективны (как обозначено в анонсе интернет-конференции), расскажите, что это такое?
Журналист

Для успешного осуществления проекта имеются два значимых фактора:

- Техническая сторона проекта: планирование и оценка затрат, управление и контроль за исполнением проекта, управление рисками, управление качеством, проектная документация, оценка результатов.

- Управленческая компетенция руководителя.

И в первом, и во втором случаях одним из решающих моментов является знание и умение применять на практике методы и инструменты проектного управления. Отсутствие таких знаний сводит к нулю вероятность эффективного планирования и, как следствие, успешной реализации проекта.

Я не могу сказать, что есть некий «сакральный» набор инструментов, использование которых многократно повысит успешность реализации проекта, но позволю себе перечислить те, которыми мы успешно пользуемся в ходе своей работы:

1. Структурная декомпозиция работ является очень ценным и важным инструментом в управлении проектами. Она устанавливает фундамент для дальнейшего планирования проекта. СДР (структурная декомпозиция работ – Work Breakdown Structure) – является инструментом графического отображения иерархии промежуточных результатов проекта. Она распределяет проектные работы по логическим группам и представляет информацию в виде дерева или схемы.

Структурная декомпозиция работ – ориентированная на результаты иерархическая структура, определяющая все проектные работы. Каждый следующий уровень декомпозиции отражает более детальное определение компонентов, чем предыдущий (верхний)

2. SWOT-анализ, который позволяет эффективно оценить сильные и слабые стороны проекта, что особенно эффективно при оценке рисков.

3. Матрица координации изменений – инструмент, позволяющий создать эффективную практическую процедуру контроля изменений, формализующую политику и правила контроля изменений в организации.

2013-06-04, 12:55:46
Приведите примеры результативных реализованных проектов в сфере управления в городе Воронеже. Спасибо.
Ольга

- Мы с вами прекрасно понимаем, что в Воронеже реализуется в настоящий момент и уже реализовано большое количество разнообразных проектов. К сожалению, очень редко оглашается информация о применяемых в них принципах и механизмах управления. Но иногда случаются и приятные исключения.

Один из последних таких проектов – строительство нового завода «Воронежсельмаш» в Масловской промзоне. Нашей компании также довелось немного поучаствовать в этом – мы оказывали для команды проекта консультации по применению инструментов УП.

Если рассматривать этот проект с позиций стандартов IPMA (International Project Management Association), то в нем наиболее подробно была реализована область управления стоимостью, достаточно подробно области управления содержанием, сроками и поставками. Также важно отметить, что продуктом проекта стал действующий инновационный завод по производству элеваторного оборудования и зерноочистительной техники.

2013-06-05, 15:03:11
Есть ли конкуренты у вашей ГК, занимающейся управлением проектами, в Воронеже? Если не секрет, назовите их.
Алексей

- Я бы не стал говорить, что в Воронеже у нас есть явные конкуренты в области профессионального управления проектами. Скорее, это наши коллеги, внедряющие элементы УП в своей деятельности и, соответственно, своими действиями они активно продвигают тему проектного управления среди бизнес-элиты Воронежа.

Совсем недавно проходили торжественные мероприятия в честь юбилея «Коммерсантъ-Черноземье», и к ним было приурочено вручение премий «Коммерсантъ 10-летия» в различных номинациях. Одной из таких номинаций стала номинация «Лучший управляющий проектами». Так как Группа Компаний «ОСНОВА» была приглашена в качестве эксперта, определявшего победителей среди номинантов, нам удалось достаточно подробно познакомиться и с проектами, которые реализуются в нашей области, и с людьми, отвечающими за реализацию этих проектов. Хочу особенно отметить, что проекты оценивались не по масштабу и успешности, а именно по соответствию процессов управления международной практике (стандартам PMI и IPMA)

В ходе проведенных обследований мы с удовлетворением для себя отметили, что уровень используемых инструментов УП, а также вовлеченность в этот процесс топ-менеджеров компаний неуклонно растет, что лишний раз доказывает нам верность курса, выбранного нашей компанией несколько лет назад. Это решение позволило нам выйти на лидирующие позиции в области профессионального управления проектами в Воронеже и получить определенную известность и признание со стороны лидеров рынка российского УП.

Подписывайтесь на Абирег в Дзен и Telegram
Комментарии 0