Что мешает продвижению электронных госуслуг в регионах
Систему оказания государственных и муниципальных услуг через Интернет выстраивают уже не первый год, однако особыми успехами похвастаться пока нельзя. Перспективы "электронного правительства" обсудили в Воронеже на совместном заседании минкомсвязи, минэкономразвития и временной комиссии Совета Федерации по развитию информационного общества в рамках III форума информационно-коммуникационных и цифровых технологий. Большинству граждан приходится по любому поводу ксерокопировать паспорта и полисы, а после подачи документов на получение загранпаспорта через портал госуслуг отстаивать гигантские очереди, чтобы расписаться на бумажном заявлении. В личных беседах с корреспондентом "РГ" чиновники некоторых ведомств признавались, что сами как граждане не видят смысла в подобных сервисах в их нынешнем виде. В то же время есть предложения, удобство которых неоспоримо.
Основная трудность перехода на "электронные" услуги технологическая. У нас постоянно изменяются подходы к организации системы межведомственного электронного взаимодействия органов власти (СМЭВ). Выпущена уже третья ее версия. Войти в систему оказания электронных услуг человек может с нескольких порталов, в зависимости от уровня полномочий. Но люди-то не разбираются, где функции федеральной власти, а где местной, поставил проблему вице-губернатор Воронежской области Юрий Агибалов. Вдобавок уровень информационной культуры государственных и муниципальных служащих, особенно в сельских районах, оставляет желать лучшего. Нужно постоянное обучение чиновников а если учесть изменчивость федеральной СМЭВ, и переобучение.
Представители федеральной власти выслушали эти замечания спокойно: знаем, работаем, результат скромный но это результат. Дальше надо резко набрать темп, поскольку цель поставлена крайне амбициозная: чтобы к 2018 году преимуществами оказания услуг в электронном виде пользовалось 70 процентов граждан РФ (100 миллионов человек).
Сейчас, по нашей оценке, к госуслугам в электронном виде так или иначе прибегает около четверти россиян. Однако здесь учитывается, например, обращение за справочной информацией. Так что при нынешней динамике мы к 2018 году не успеем. Надо уже к 2016-му изменить качество оказания услуг. Людям нужно дать время привыкнуть, отметил замминистра связи и массовых коммуникаций РФ Олег Пак.
Добавил красок к картине межведомственного взаимодействия член Совфеда Руслан Гаттаров:
Общественная экспертиза показала, что через СМЭВ проходит лишь пять процентов тех обращений, которые, по идее, должны были бы там циркулировать. То есть бюджетные затраты на создание регионального сегмента системы себя не окупают, запросов информации поступает мало. Нужна публичная система мониторинга эффективности СМЭВ.
Пак, опираясь на данные социологических исследований, заметил, что спрос на электронные услуги в России сам по себе очень велик: по данным социологических агентств, граждане считают такую форму общения с властью удобной и простой. Им нравится, что не надо стоять в очередях и вообще выходить из дома. Чтобы этот спрос удовлетворить, минкомсвязи разработало ряд законопроектов по повышению качества самих услуг прежде всего в оффлайне.
Пора упростить идентификацию для тех, кто обращается за госуслугами через интернет-портал. На данный момент процедура одинаково сложна независимо от сути сервиса. Но одно дело узнать о задолженности по штрафам, другое зарегистрировать права на недвижимость. Минкомсвязи предлагает ввести для простых услуг идентификацию по электронной подписи (не путать с ЭЦП), которая будет приниматься всеми органами власти.
Такую подпись можно было бы получать, скажем, посредством мобильного телефона (запросив по sms пароль и код удостоверения) или через отделение "Почты России". По плану в будущем году эту услугу должны ввести около пяти тысяч ОПС во всех крупных городах страны. Если наш проект одобрят, электронную подпись также станут содержать новые внутренние паспорта ID которые начнут вводиться в 2015-м, пояснил Олег Пак.
Чиновники хотят максимально ограничить использование копий документов все знают, какое неудовольствие поднимается в человеке, когда от него на каждом шагу требуют эти самые документы "ксерить", да еще по явно не рыночной цене. Правительство считает, что услуги стоит оказывать по экстерриториальному принципу: чтобы человек, зарегистрированный в Липецке, мог внести в госреестр сделку или оформить паспорт по месту законного пребывания и работы допустим, в Санкт-Петербурге. Есть идея сократить количество документов личного хранения, к которым сегодня отнесены медсправки, дипломы об образовании, документы, необходимые для пенсионного учета и многое другое. И, наконец, присоединить к СМЭВ бюджетные и подведомственные властям организации. Чтобы не приходилось по нескольку раз собирать одни и те же документы для однотипных операций.
Все эти идеи еще не воплотились в нормативных актах. На повестке дня выстраивание "электронного правительства". Очередной единый оператор этого проекта будет, как орел на российском гербе, двуглав: полномочия, которые ранее были возложены на "Ростелеком", распределят между ФГУПами НИИ "Восход" и "Почта России". Перспектива эта вызывает много вопросов у участников совещания. Как будет управляться этот проект? Найдется ли достаточное количество адекватных менеджеров? Как будут передаваться полномочия от "Ростелекома", сколько это будет стоить регионам и есть ли у них такие деньги?
Заместитель гендиректора ФГУП "Почта России" Максим Паршин сообщил, что сбои в работе у его подчиненных случаются главным образом в крупных городах, где ОПС перегружены. А на селе обстановка благоприятная, и разветвленная розничная сеть несомненный "козырь" почты. Однако именно эти мелкие почтовые отделения закрывают или грозят закрыть, напомнил Юрий Агибалов.
Свыше 70 процентов ОПС расположено в отдаленных и труднодоступных районах. Установки на сокращение их количества нет. Да, отдельные пункты приходится ликвидировать, но подобные решения мы всегда обсуждаем с региональным руководством, парировал Паршин. Более половины почтовых окон достаточно оснащены, чтобы играть роль и "единого окна" по месту жительства нельзя же везде МФЦ строить. В Марий-Эл так уже работает 50 наших окон: 20 специализированные, 30 универсальные. В сельских ОПС там имеются и терминалы коллективного доступа к порталу госуслуг. А можно оборудовать мобильные почтовые пункты с тем же набором функций на базе ГАЗика.
Есть примеры "технологического прорыва" в отдельных регионах. Например, в Ульяновской области работает проект "Мобильный почтальон": около 20 человек с планшетниками общаются с людьми на своих участках, помогают им выйти на портал госуслуг, завести электронный адрес и получить код доступа на портал без переписки с "Ростелекомом". По словам Паршина, за несколько месяцев количество предоставляемых таким образом услуг возросло. Пенсионеры после знакомства с "мобильными почтальонами" просят родных купить им компьютеры и становятся активными пользователями Интернета.
Было бы разумно сделать ставку на сельские администрации, подкинул идею Юрий Агибалов. Дайте им широкополосный интернет, финансирование в рамках ОЦП и они смогут тоже принимать заявки на получение госуслуг операторы "единого окна", поддерживать работу "электронного правительства", так сказать, снизу.
Прямая речь
Олег Пак, заместитель министра связи и массовых коммуникаций РФ:
Безусловно, принятие законопроектов, предусматривающих дальнейшее упрощение госуслуг с точки зрения процедуры, принесет нам очередные сложности. При том, что финансирование инфраструктуры "электронного правительства" ограничено. Но деваться некуда надо обеспечить развитие. Значит, следует сфокусироваться на наиболее значимых и массовых услугах. Их около 25 (из нескольких тысяч). Перечень сейчас уточняется. Для их оптимизации не обойтись без внедрения новых IT-решений. И здесь мы, анализируя расходы органов власти на ИКТ (всего порядка 80 миллиардов рублей в год), видим: нет привязки затрат к натуральным показателям качества работы. Как тогда определить, что средства были потрачены эффективно? Чтобы не распылять бюджетные деньги, нужно, по нашему мнению, создать единую бесплатную инфраструктуру для органов власти "гособлако". Ведь сегодня каждое ведомство ежегодно покупает или арендует защищенные каналы связи (например, Москва Воронеж). Причем по разной цене в пределах одного региона и даже в пределах одного административного здания. Есть случаи, когда рядом находятся, условно говоря, УФМС и Росреестр, и тарифы на связь для одного почему-то втрое ниже, чем для другого, "как договорились". Если же создать свой канал связи и прикладное ПО, можно будет не платить стороннему оператору за каждое ведомство отдельно.
Татьяна Ткачева
Российская газета, №124, 11 июня 2013 года.