Воронеж. 13.06.2013. ABIREG.RU – Светская хроника – Легендарный хореограф приехал в Воронеж с одноактными балетами «Без слов», «Дуэнде», Nunc Dimittis.
Первое знакомство воронежцев с творчеством Начо Дуато состоялось в рамках первого Платоновского фестиваля.
Тогда зрителям был показан один из лучших балетов испанского хореографа Por Vos Muero («За Вас приемлю смерть») на музыку Жорди Саваля – пронзительно искренний, исполненный страстью, которая сильнее разлуки и смерти.
На этот раз выступление Михайловского театра открыл балет «Без слов» на музыку Франца Шуберта.
Мировая премьера этого балета состоялась в Нью-Йорке 29 октября 1998 года. Он был поставлен для знаменитой труппы Американского балетного театра. Балетная труппа Михайловского театра впервые его исполнила 15 марта 2011 года.
В этом балете Начо Дуато выступает не только как хореограф. Его авторский замысел воплотился также в декорациях и костюмах.
Монохромные фотографии исполнителей и фрагментов из балета как основной элемент декораций, погруженные в черное, холодное пространство сцены, скупо-телесные костюмы танцовщиков – все выверено до малейшей детали, тончайшего штриха.
Ничто не отвлекает от метафизического диалога «без слов» между жизнью и смертью, чувственностью и отстраненностью, нежностью и жестокостью… Ассоциативный ряд амбивалентных величин грозит обернуться бесконечностью.
Диалог зримо воплощается в виртуозной пластике четырех пар танцовщиков, следующих трагическому маршруту между любовью и смертью.
По контрасту с первым второй балет – Duende – на музыку Клода Дебюсси (первая часть Сонаты для флейты, альта и арфы, «Сиринкс» для флейты соло, финал Сонаты для флейты, альта и арфы, «Танец священный и танец мирской» для арфы и струнных) погружает в мир природы – мир бесконечных метаморфоз, удивления и озорства.
Мир «дуэнде» – это «энергия, а не композиция, страсть, а не понятие» (Гарсиа Лорка). В Испании так называет непослушного эльфа, но именно это слово – самое точное и уместное, когда речь идет о духе и огне вдохновения. В танце ли, в стихах, в повороте лица, касании пальцев, мимолетном взгляде.
Безусловно, «дуэнде» в балете Начо Дуато – это одухотворенная органика самых причудливых жестов и поз, подчиненных чуткому диктату вдохновенья и музыки.
«Природный магнетизм» произведений Клода Дебюсси заставляет в этой постановке танцовщиков порхать, как мотыльков, извиваться, как ящериц, резвиться, подобно дриадам и фавнам, колыхаться, как травы и деревья, заново обретя в живую связь с окружающим миром.
Но эти два балета в представленной хронологии кажутся лишь прологом к главному – диалогу человека с Богом.
Если рассматривать постановки не по отдельности, а в едином ключе, вне зависимости от времени их создания и автономной самоценности каждого балета, то можно проследить некий метасюжет.
«Без слов» – человек пытается вступить в диалог с другим человеком в отчужденном и пустом мире. В Duendе человек, погружаясь в творческий ритм Вселенной, пытается говорить с природой на ее причудливом и одухотворенном языке.
В балете Nunc Dimittis, созданном Начо Дуато в России на религиозную музыку Арво Пярта, продумано автором все до мельчайших деталей – хореография, костюмы, декорации. В диалоге с Богом не должно быть ничего случайного.
Христианский праздник Сретение означает «Встреча Господа». Богородица с младенцем Иисусом приходит на 40-й день в храм, где встречает старца Симеона и пророчицу Анну. Святой Дух открыл старцу, что он не умрет, пока не увидит Спасителя. Симеон берет младенца на руки, в этот момент как бы Ветхий Завет встречается с Новым, и говорит: ««Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром, яко видесте очи мои спасение Твое…»
В православной традиции справедливо считается, что Бог идет на встречу с человеком, только если сам человек ищет этой встречи, готов к ней, чтобы «исполнить всякую правду», то есть выполнить свою миссию на земле. И этот момент знаменует собой праздник Сретенье.
Хор «Ныне отпускаеши…» на текст молитвы Симеона Богоприимца дополнен фрагментом колокольного звона. В одном из интервью Начо Дуато пояснил: «Зависимость человека от более высоких и могущественных сил будет подчеркнута с помощью звука колоколов. По моей просьбе испанский композитор Давид Азагра, который много лет провел в России и хорошо знаком с культурой колокольных звонов, сочинил музыкальный фрагмент, где используются большие колокола».
Христианская литургия воплощена Начо Дуато в танце специально для прима-балерины Михайловского театра Екатерины Борченко.
Балет длится всего 25 минут. Но хореографу удается превратить это сжатое время в плотную ткань евангельской притчи. За четверть часа героиня успевает пройти трагический путь от первых робких шагов в храме к открытию своего предназначения и трагическому моменту распятия.
Сценическое пространство благодаря оригинальному световому решению Брэда Филдса превращается в храм, который сначала еле заполняется светом, словно занимается рассвет, затем свет, словно отражаясь в музыке, как будто льется сквозь стрельчатые окна.
В кульминационный момент распятия пространство наполняется торжественными багровыми тонами, ярко выделяются красные сарафаны танцовщиц и пурпурные ленты – часть декораций, на которых героиня словно возносится над сценой.
Конечно, как справедливо заметил Начо Дуато, в балете мы не встретим деву Марию, старца Симеона, Христа, пророчицу Анну.
Но все они – часть нашей внутренней духовной истории, пространственной и временной связи с событием, произошедшим более двух тысяч лет назад в Иерусалимском храме, и нашими исканиями сегодня здесь, в России, которая, по словам великого австрийского поэта Рильке, является страной, граничащей с Богом.
И это искание, выраженное в танце, эта попытка человека найти Бога – и есть главное и единственное содержание Nunc Dimittis Начо Дуато.