23 ноября 2024, 03:26
Экономические деловые новости регионов Черноземья

ТОП-5 действий для сохранения бизнеса

Экономические деловые новости регионов Черноземья
Экономические новости Черноземья

ТОП-5 действий для сохранения бизнеса

игра от Авито

Гендиректор ОЭЗ «Липецк» Иван Кошелев – о своем предшественнике, стрессе и борьбе за John Deere

26.06.2013 10:49
Автор:
Эксклюзив - Год назад гендиректором особой экономической зоны «Липецк» был назначен бывший вице-мэр Липецка Иван Кошелев. «Коммерсантъ»  рассказывал тогда об открытом недовольстве администрации Липецкой области по поводу кадровых перестановок в экономзоне. По версии газеты, одно из любимых детищ губернатора Олега Королева переходило в руки «как минимум не самого лояльного к главе региона человека».

Воронеж. 26.06.2013. ABIREG.RU – Эксклюзив – Год назад гендиректором особой экономической зоны «Липецк» был назначен бывший вице-мэр Липецка Иван Кошелев. «Коммерсантъ» рассказывал тогда об открытом недовольстве администрации Липецкой области по поводу кадровых перестановок в экономзоне. По версии газеты, одно из любимых детищ губернатора Олега Королева переходило в руки «как минимум не самого лояльного к главе региона человека». И те, кто плохо знает Олега Королева и Ивана Кошелева, ожидали вместо развития ОЭЗ «политического противостояния».

- Может быть и не все, но многие ожидали, что вы обрушитесь с критикой на своего предшественника и у вас будет «искрить» с Олегом Королевым. Вы никого не критикуете и, судя по всему, с губернатором у вас хорошие производственные отношения?

- Ну, во-первых, я не собирался и не собираюсь играть в политику. Во-вторых, какая критика? Мне безумно нравится здесь работать, это то место, где мне не обидно за державу. ОЭЗ – это самый выдающийся постсоветский проект. Я в прошлом году был на переговорах в Сеуле и там на презентации российских регионов меня повергло в шок, что в компании «Самсунг» работает три тысячи российских программистов. И у них не Бог весть какая зарплата – 2,5 тыс. долларов. Это значит, мы у себя в России не можем пристроить эти мозги. Так вот, когда я пришел сюда, я увидел, что здесь созданы условия для парней, которые в поисках лучшей доли едут за рубеж. И если бы в России везде было так поставлено дело, как в экономической зоне, от нас бы не утекали лучшие мозги. На «Бекарте» сегодня работает 250 человек. Средний возраст – 26 лет. Молодые инженеры, технологи, мастера прошли обучение в лучших производственных центрах по всему миру, и я смотрю на них и понимаю, почему, по мысли губернатора, именно отсюда выйдут капитаны будущих предприятий и заводов.

- Это ваша оценка своего предшественника Владимира Лаврентьева?

- Я уважаю этого человека. Представляете, менеджер советской закваски, который вырос при плановой системе, в условиях жесточайшей конкуренции сумел переиграть лучших менеджеров новой формации. Он сделал то, чего в России многие не смогли сделать. Вот представьте: в России 30 экономических зон, и самые успешные – в Елабуге и в Липецке. Больше такого нет нигде. «Бекарт» - это лакмусовая бумажка. В Дании они то же, что в России «Газпром». Это лучший в мире производитель проволоки. И они – может, грубо скажу – где попало свои заводы не строят. В России они посмотрели больше 20 мест и выбрали Липецк. Вот этот «Бекарт» и дал фактически оценку Владимиру Лаврентьеву.

- Кстати, об экономзоне «Алабуга». У нас в регионе как-то стараются о ней не упоминать, хотя всем хочется знать, как там у них. Как там у них – лучше или похуже, чем у нас?

- К сожалению, по некоторым позициям «Алабуге» мы уступаем. Там уже работает 36 резидентов, и они – не все, конечно, – перечисляют в бюджеты разных уровней около 4 млрд рублей в год. Поэтому депутат Госдумы от КПРФ Николай Разворотнев, которому, конечно, легко критиковать, жалуется, что масштабные инвестиции в зону пока не дают отдачи и не выводят бюджет региона из дефицита. Кстати говоря, наши предприятия тоже пополняют бюджет, хотя платят меньше, чем в «Алабуге». Не сбылись и прогнозы, сделанные Владимиром Лаврентьевым в 2007 году. Он в интервью «Российской газете» высказывал надежду, что «к 2009 году будет построено не меньше 20 предприятий, на которых найдут работу до 5 тыс. человек», а к 2012 году, по его прогнозам, на территории ОЭЗ «расположится до полусотни заводов» и на них будет работать около 10 тысяч человек. Но за пять лет в ОЭЗ «Липецк» пришло только 22 резидента.

- Но, судя по сообщениям в СМИ, в резидентах нет недостатка.

- Нет. Я бы сказал не так. Многие приезжают как бы на разведку, но это не значит, что сегодня они приехали, посмотрели, а завтра начали строить. Это длинная песня. Вот John Deere, например, не против построить в России тракторный завод. Эти разговоры ведутся еще с 2006 года. Американцы провели маркетинговые исследования и решили, что им целесообразно построить такое предприятие в Евразии. Тогда все думали, что завод построят в Оренбурге. Там у John Deere уже был сборочный цех. Но в конце концов закончилось тем, что оренбуржцы стали выпускать почвообрабатывающее, посевное и опрыскивающее оборудование с клеймом John Deere. А за тракторный завод развернулась борьба между ведущими регионами России. На него претендовали, например, Алабуга и Самара, а американцы выбрали Липецк. Они проверили здесь все: и почву, и воздух, и дороги, и гостиницы, и мосты, и вокзалы, и нравственный облик местного населения, и все их устроило. Можно было подумать, что тракторный завод у нас в кармане. Мы даже уже подумали, что разместим его в Елецком секторе ОЭЗ. Но – ничего подобного. Все – от губернатора до меня – до сих пор в нервном напряжении, и никто не знает, когда облегченно вздохнем. Дело в том, что на этот завод претендуют не только российские регионы, не только Россия, но и Китай и даже Бразилия. Теперь нужно ждать, чем закончится борьба за американские инвестиции между государствами.

- Год назад как вы себя чувствовали?

- Я был с состоянии хронического стресса. Я ведь не просто ушел из мэрии, я ушел, громко хлопнув дверью, и ни за что не хотел провалить новое дело, чтобы мои недоброжелатели позлорадствовали. К тому же у меня не было команды, и я в свои 57 лет не был так хорошо знаком с экономикой, как требовала моя новая должность. Днем я работал, а по вечерам допоздна изучал экономику. Я ее просто алчно изучал.

- В 2011 году в ОЭЗ «Липецк» пришел только один резидент, в 2012 году до вашего прихода – ни одного. За год вашей работы появилось пять новых резидентов. В том числе – очень крупный вагоностроительный завод.

- Да, в особую экономическую зону за последний год пришло пять резидентов. ООО «Энерком» будет строить завод светодиодных светильников. Общий объем инвестиций составит 215 млн рублей. ООО «ВЛК – Липецк» построит многофункциональный логистический комплекс. Голландская компания Ottevanger планирует выпускать сельскохозяйственную технику. А что касается вагоностроительного завода, то это проект губернатора, он за него бился на всех уровнях. Это действительно очень крупный и серьезный завод. Мы планируем его запустить в 2016 году. Он обойдется инвесторам в 14 млрд рублей и будет производить по 12 тыс. вагонов в год. Это будут платформы и цистерны. Первоначально завод планировалось построить в Алабуге, но Липецку удалось переманить вагоностроителей к себе. Такой же точно завод с 2007 года работает в Северной Америке. Его спроектировала группа американских инжиниринговых компаний Albert Kahn Associates, Inc. И таким образом, в мире будет всего два таких завода – в Америке и у нас, в Липецке. Между прочим, компания «Альберт Кан» участвовала в сталинской индустриализации России и по ее проектам построили, например, Харьковский и Сталинградский тракторные заводы. По-моему, в этом есть что-то многообещающее: тогда Россия от сохи шагнула в число самых продвинутых держав, и теперь, я думаю, мы не будем плестись в хвосте мировой экономики.

- Между прочим, эксперты «Коммерсанта» не очень хвалят этот проект. Они говорят, что спрос на вагоны у российских перевозчиков упал за год до того, как липчане отбили у «Алабуги» этот проект.

- Это не так. В 2011-2012 годах рынок, действительно, насытился грузовыми вагонами, но они ведь не век служат! По прогнозам разработчиков стратегии развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года РЖД потребуется 996 тыс. новых грузовых вагонов. Кроме того, в этом проекте участвуют структуры, близкие к АФК «Система», которая активно развивает бизнес железнодорожных перевозок и покупает ОАО «СГ-транс» - главного российского перевозчика сжиженных углеводородных газов, которому как раз и понадобятся липецкие цистерны. Я уже не говорю о НЛМК. Суточная потребность комбината превышает 1,2 тыс. вагонов. И он заинтересован иметь у себя под боком вагоностроительный завод.

- Недавно было объявлено, что скоро появится еще одна площадка ОЭЗ «Липецк» под Ельцом. Это значит, что в Липецке заканчиваются участки под строительство?

- Да. До конца этого года к нам должно прийти еще пять резидентов. И если развитие ОЭЗ «Липецк» будем идти такими темпами, то в 2014 году грязинская площадка исчерпает свой ресурс и на ней уже не будет места для новых предприятий. Поэтому в ближайшие десять лет ОЭЗ будет развиваться в 15 километрах от Ельца. Там уже начались проектные работы, и мы ведем переговоры с 30 потенциальными российскими и зарубежными инвесторами. И я скажу, может быть, впервые, что через 10 лет филиал ОЭЗ «Липецк» появится в Усмани. Этот проект уже обсуждается.

Подписывайтесь на Абирег в Дзен и Telegram
Комментарии 0