WorldClass

23 сентября 2024, 06:16
Экономические деловые новости регионов Черноземья

ТОП-5 действий для сохранения бизнеса

Экономические деловые новости регионов Черноземья
Экономические новости Черноземья

ТОП-5 действий для сохранения бизнеса

Империя недвижимости // Рынок такси: пора наводить порядок

04.05.2009 09:54
У всякой медали, как известно, есть обратная сторона. Зачастую чем более развита определенная ниша на рынке, тем сложнее ее регулировать. Воронежский рынок такси работает, наверное, сразу за все Черноземье. Ни в каком другом соседнем городе не увидишь столько шашечек на улицах каждого района. Автомобили всех мастей порой целым кортежем ожидают клиентов у обочины.

У всякой медали, как известно, есть обратная сторона. Зачастую чем более развита определенная ниша на рынке, тем сложнее ее регулировать. Воронежский рынок такси работает, наверное, сразу за все Черноземье.

Ни в каком другом соседнем городе не увидишь столько шашечек на улицах каждого района. Автомобили всех мастей порой целым кортежем ожидают клиентов у обочины. При взгляде на них можно легкомысленно подумать: «И хорошо! Спрос рождает предложение и питает конкуренцию…» Но какого качества это предложение и насколько здорова конкуренция?
Недавно в городе была создана Воронежская Ассоциация таксомоторного транспорта (ВАТТ), в которой нам ответили на эти вопросы.

Происхождение видов

Во-первых, сразу следует уточнить, что игроков этого рынка можно разделить на две основные разновидности. О различиях между ними обычный человек даже не подозревает, полагая, что частный извоз «един во всех лицах», и узнать его можно по шашечкам на крыше автомобиля, длинной антенне и рации у водителя. Между тем это не так. С одной стороны, свои услуги предлагают так называемые таксомоторные предприятия. С другой – диспетчерские службы.
Таксомоторное предприятие это организация, на балансе которой находится определенное количество собственных автомобилей, в штате – тщательно подобранный коллектив, в который входят помимо профессиональных водителей техники, медицинские работники, обслуживающий персонал.

Диспетчерская служба – всего лишь своеобразный центральный узел, на который чаще всего по устной договоренности работают так называемые «бомбилы». Здесь нет штата, и каждый водитель сам отвечает как за свой автомобиль, так и за себя. Его не контролируют как сотрудника компании, а только позволяют взять тот или иной заказ. Он может работать как весь день, так и пару часов – по желанию. Именно различия в подходах к делу у этих двух типов извоза и не позволяют сказать, что рынок такси в городе здоров. По словам директора ВАТТ Сергея Овчарова, главные задачи Ассоциации – это помощь ее участникам в работе, взаимодействие с местной властью в создании цивилизованного рынка таксомоторных перевозок пассажиров на территории Воронежской области и достижение, цитируя нового губернатора, «справедливых экономических отношений». Чем они несправедливы сейчас, мы и рассмотрим ниже.

Правила писаны для всех

Ежемесячно от перевозок легковыми такси в казну поступает 500 000 рублей налогов. В пересчете налогов на автомобили – это порядка 500 машин. А в городе таксомоторными перевозками занимаются почти десять тысяч единиц транспорта. Нетрудно посчитать, что заплатили налоги всего 5 %. Можно догадаться, что сделали это именно таксомоторные предприятия. «Применяя ЕНВД, с каждой машины необходимо заплатить около 1000 рублей в месяц, – рассказывает Сергей Овчаров. – Есть у тебя в парке 20 автомобилей, изволь отдать 20 тысяч рублей налогов. И это нормально, мы готовы платить, но по-чему только мы, тогда как девять с лишним тысяч «таксистов» позволяют себе халтурить на рынке, да еще и бесплатно?»

Цена успеха

Обычно человек пользуется такси, если куда-то спешит или не хочет стеснять себя условиями общественного транспорта. Хочется а) комфорта, б) безопасности и в) не очень высокой цены. С «бомбилой» можно более-менее уверенно рассчитывать лишь на последнее, да и то не всегда. У него нет таксометра, и часто окончательная сумма просто обговаривается. Комфорт и безопасность? Фактически, садясь в его машину, мы ничего не знаем о его психическом состоянии, здоровье, профессионализме. Равно как и о «здоровье» его автомобиля. Иными словами, соглашаясь ехать в таком «такси», мы наперед согласны с возможным отказом тормозов, безнаказанным хамством или даже криминалом, непредсказуемой стоимостью поездки. Таксомоторное предприятие обеспечивает каждый автомобиль таксометром, потому что этого требует закон. И на этом таксометре на протяжении всего маршрута пассажир видит конкретную сумму, которая взята отнюдь не с потолка и идет не в карман водителю. За отсутствие таксометра – штраф (к слову, «бомбила» его платить не будет, потому что никто не докажет, что он вообще таксист. Он не зарегистрирован как предприниматель, а шашечки он купил на авторынке. Снял их, выключил рацию – и обычный водитель). Ежедневный план профессионального таксиста поступает в бюджет компании и позволяет ей (внимание!) гарантировать пассажиру пункты а) и б) – комфорт и безопасность. Из этих денег платится зарплата штатным врачам, которые осматривают каждого водителя перед выездом. Из этих денег получают зарплату механики, проверяющие исправность каждого автомобиля перед выездом из парка. Из этих денег идут налоговые отчисления в бюджет. Кстати, многие «бомбилы» не просто не платят налогов, но и состоят на бирже труда, получая за так пособие по безработице.
Казалось бы, почему бы таксомоторному предприятию не сократить половину врачей и техников и не оптимизировать затраты, чтобы снизить стоимость своих услуг? «Всякая оптимизация в этой сфере это опасно и безответственно, – подчеркивает Сергей Овчаров. – Оставь вместо четырех медиков одного – и в три раз возрастет вероятность недосмотра за состоянием водителя. Ему банально не успеют измерить давление, он потеряет сознание за рулем – и случится ДТП. В транспортной сфере нельзя снижать затраты на людей, отвечающих за безопасность. На тарифную политику таксомоторного предприятия влияет в первую очередь беззаконие на рынке, а не желание увеличить свою прибыль за счет пассажира».

Эффект часов

Рынок – как часы, и от точного соприкосновения шестеренок зависит его Правильный «ход». Стоит одному колесику расшататься, это отразится на всем механизме. Так происходит и в нашем случае. Например, бесконтрольность на рынке таксомоторных перевозок отражается на автостраховании. Застраховать обычную «Волгу» по ОСАГО стоит порядка 3000‑4000 рублей. Застраховать «Волгу» такси – 9000 рублей. Таксомоторные предприятия их платят, потому что этого требует закон в связи с повышенной аварийностью при эксплуатации автомобиля такси. У «бомбил» этот риск еще больше, но по правилам такси они свои машины не страхуют. В итоге страховщики недобирают десятки миллионов рублей и, чтобы хоть как‑то компенсировать ущерб, повышают проценты по ОСАГО. Заплати «бомбила» хотя бы 7000 рублей, часы, наверное, пошли бы совсем иначе.

Задачи ВАТТ

Воронежская Ассоциация таксомоторного транспорта создана для объединения предпринимателей, работающих в рамках автотранспортного законодательства РФ. «Наша задача, – комментирует Сергей Овчаров, – добиться, чтобы законопослушные участники рынка не страдали из‑за демпинга «бомбил», а клиент получал по-настоящему качественную услугу. Только тогда можно говорить о здоровой конкуренции». ВАТТ совместно с властью работает над созданием эффективных инструментов регулирования рынка таксомоторных перевозок. Активное участие в этой работе принимают депутаты Воронежской областной Думы. Ассоциация приглашает в свои ряды всех, кто хочет работать открыто, честно и качественно, а взамен гарантирует поддержку – обеспечение физической безопасности, юридическое сопровождение, предоставление специализированных стоянок и др. Даже кадровую помощь! В Ассоциации есть «черный список» сотрудников, которые однажды ушли с предприятия со скандалом, порчей автомобиля или проявили себя негативно во время обслуживания пассажира. Информация о таких людях будет доступна участнику ВАТТ и поможет формировать действительно здоровый во всех смыслах коллектив. Чтобы войти в Ассоциацию, нужно просто принять ее устав, согласиться работать по нему – и подать заявление. На собрании коллегиально будет принято решение о принятии нового участника.
Что ж, как говорил известный персонаж, лед, похоже, тронулся. Главное, чтобы под ним наконец открылось чистое течение, а не мутные водовороты.

«Империя недвижимости», май 2009

Подписывайтесь на Абирег в Дзен и Telegram
Комментарии 0