Воронеж. 04.05.2009. Агентство Бизнес Информации (ABIREG.RU) – Аналитика - На рынке сотового ритейла с началом кризиса произошло несколько событий, позволяющих сделать вывод если уж не о крахе рынке, то существенной его оптимизации. Одни компании вовсе свернули свою деятельность, другие закрыли изрядное количество торговых точек. Однако управляющий филиала «Центральный» компании «Евросеть» Сергей Левахин утверждает, что на рынке сотового ритейла все не так страшно, как кажется со стороны.
- Как изменились планы по объему производства, чистой прибыли на 2009 год в сравнении с 2008 годом. Какие основные факторы повлияли на них?
- В целом рынок розничных продаж сотовых телефонов и портативной техники очень сильно изменился. Некоторые крупные игроки покинули рынок, остальные практически в полном составе перешли в собственность операторов сотовой связи. Оставшиеся независимыми от операторов сотовые ритейлеры весьма малочисленны, на сегодняшний день в совокупности они занимают около 30% рынка. Но и для них сейчас настали сложные времена.
В этой ситуации основной задачей нашей компании стало повышение эффективности бизнес-процессов. В первую очередь оптимизация коснулась затрат на аренду. В конце 2008 года мы провели переговоры со всеми нашими арендодателями о снижении арендных ставок. С большинством из них нам удалось договориться и в итоге затраты на аренду удалось сократить в среднем на 30%. Кроме того, с начала кризиса «Евросеть» на протяжении шести месяцев проводила оптимизацию своей розничной сети как в России, так и странах СНГ. Первоначальными планами компании было закрытие порядка 25% торговых точек, которые либо были неэффективны, либо дублировали другие салоны «Евросеть». Сейчас в компании принято решение о завершении работ по оптимизации сети в связи с тем, что «Евросеть» вышла на необходимые показатели работы раньше планируемого срока, сократив при этом лишь 13% салонов.
В марте 2008 года в ЦФО работало 638 торговых точки, в Воронежской области – 71. В марте 2009 в ЦФО работает 557 торговых точек, в Воронежской области – 65. При этом в марте 2009 года по сравнению с мартом 2008 года объем выручки практически не изменился, несмотря на уменьшение количества салонов.
Сейчас процесс оптимизации закончен, и наша компания планирует уже в ближайшие месяцы открывать новые магазины. В Центральном федеральном округе планируется открыть 12 торговых точек. Это будут как магазины, которые были «заморожены» в ходе оптимизации, так и новые магазины в свободных местах с адекватными условиями аренды. В том числе новые открытия планируются и в Воронежской области.
- Каковы финансовые итоги (объем производства или реализации за 2008 год, чистая прибыль) работы предприятия за прошлый год? Насколько изменились в сравнении с предыдущими периодами? Чем объясняются эти изменения?
- Все первое полугодие 2008 года росли и продажи, и рынок. Спад начался в августе-сентябре в результате, во-первых, сообщений о кризисе и последовавшим за ними снижением потребительской активности и, во-вторых, ужесточения кредитной политики банков, работающих на рынке потребительского кредитования. При этом в целом показатели 2008 года по сравнению с 2007 у нас не изменились. Продажи начала 2009 года также соответствуют тому же периоду 2008 года, и это с учетом сокращения количества торговых точек на 13%. Кроме того, уже в начале 2009 года снова начала расти доля продаж в кредит на 3-5 процентных пунктов в месяц. Те банки, которые остались на рынке потребительского кредитования, только укрепили свои позиции и увеличили свою долю рынка. В салонах связи «Евросеть» потребительские кредиты сейчас предоставляют «Хоум Кредит», «Русский Стандарт» и «Альфа-Банк». А в настоящий момент ведутся переговоры еще с несколькими банками, которые хотели бы предоставлять потребительские кредиты в наших салонах связи.
- Затронул ли финансовый кризис ваш бизнес? Каким образом?
- Кризис существенно повлиял на всех игроков рынка сотового ритейла, изменив расстановку сил. Но на сами конкурентные преимущества, которые действуют на рынке, он особого влияния не оказал. Конечно, цена, как конкурентное преимущество сейчас, в период снижения потребительского спроса, становится для покупателей очень важной. Но все понимают, что в условиях таких резких изменений курсов валют надеяться на то, что цены останутся неизменными или, тем более, в обозримом будущем будут снижаться, нельзя. Так что ценовая конкуренция сейчас может остаться только между «белым» и «черным» рынками. Низкие цены на «черном» рынке компенсируют высокий риск покупки телефонов с криминальной историей, или б/у без гарантии и подделок. На «белом» же рынке остаются те игроки, у которых была прочная база и лидерство, подкрепленные развитой сетью и долговременными отношениями с партнерами и поставщиками.
Безусловно, важный фактор – это лояльная аудитория, симпатии которой сейчас складываются из того, насколько им угодит продавец по цене и сервису. У крупных дилеров возможностей договориться с вендорами о серьезных скидках на крупные партии товаров больше, а значит – покупательский спрос будет на их стороне. Сейчас на рынке происходит перестановка сил, в результате которой независимые продавцы мобильной техники переходят под управление операторов. В данный момент в России сохраняются мультибрендовые салоны связи, что является положительным моментом как для покупателя, так и для развития конкуренции.
Что касается перераспределения спроса, то в магазинах «Евросеть» в ЦФО распределение покупательских предпочтений по ценовым сегментам практически не изменилось: в марте 2009 по сравнению с августом 2008 – го доля ценового сегмента телефонов, стоимостью менее 1700 рублей уменьшилась на 3 процентных пункта, сегмент от 1700 до 2499 вырос на 3 процентных пункта, сегмент от 2500 до 3199 вырос на 5 процентных пунктов, сегмент от 3200 до 4899 снизился на 10 процентных пунктов, сегмент от 4900 до 7499 вырос на 6 процентных пунктов, сегмент от 7500 до 9999 снизился на 2 процентных пункта, доля сегмента свыше 10000 не изменилась.
Также практически не изменились в структуре товарной выручки доли продаж телефонов, фото, аудио, дект и КПК. Доля продажи сотовых телефонов в марте 2009 по сравнению с мартом 2008 снизилась на 1 процентный пункт, аудио- фототехники и телефонов DECT остались на уровне прошлого года, на 1,5 процентных пункта снизилась доля продаж КПК.
- От каких направлений деятельности вы будете отказываться в нынешнем году? Какие новые – развивать? Каковы планы на нынешний год?
- Основные принципы нашей политики не меняются. Развитие и улучшение сервисной составляющей остается нашим главным приоритетом, тем более, что сейчас это одно из самых главных конкурентных преимуществ.
Мы учитываем в первую очередь потребительские предпочтения и можем сократить модельный ряд тех позиций, которые стали неактуальными, и оставить ходовые модели и цвета. По нашим прогнозам, расширится модельный ряд бюджетных телефонов. Ведущие производители скорректировали свои планы и увеличили линейку бюджетного ценового сегмента. Каждая модель будет представлена в самых продаваемых цветах.
Все это не касается такого сегмента как luxury. Эти телефоны по-прежнему найдут своего покупателя, так как это штучный и эксклюзивный продукт, который всегда будет пользоваться спросом, как Bentley или Роллс-ройс.
В ближайших планах у нас развитие нового формата торговых точек «Лайт». Мы собираемся открыть несколько десятков небольших торговых точек, где будем продавать контракты операторов, Ж/Д и авиа- билеты, билеты на концерты, а также принимать платежи. «Лайт»-точки будут расположены в торговых центрах, на вокзалах в местах с большим проходным трафиком...
Кроме того, буквально на днях мы запустили в Воронеже Call-center «Евросеть» на 140 рабочих мест. Небольшие города Центрального округа имеют по сравнению с Москвой несколько преимуществ, тем более высоко ценящихся в кризис – это более низкие арендные ставки и более адекватный уровень заработных плат специалистов при удобном месторасположении.
- Оцените состояние вашего сегмента рынка на данный момент и ближайшую перспективу.
- На рынке всегда остаются естественные драйверы роста: во-первых, это реплейсмент – покупка нового телефона в замену старого. Во-вторых, со взрослением населения обновляется и целевая аудитория, которая становится новым пользователем сотовой связи. В-третьих, в связи с внедрением новых технологий связи, обновляется парк телефонов у производителей, которые способны работать под новыми форматами. Пользователи новых форматов связи будут обновлять свои аппараты. С улучшением общей экономической ситуации, с повышением доступности инвестиций начнется восстановление темпов роста рынка телекоммуникаций.
«Евросеть» - крупнейшая компания, работающая на рынке сотового ритейла и ведущий дилер крупнейших операторов связи. Основными направлениями деятельности компании являются осуществление розничной торговли сотовыми телефонами, цифровыми фотоаппаратами, телефонами DECT, персональным аудио, аксессуарами, подключение к операторам связи и оказание информационных услуг клиентам.
В настоящее время сеть компании включает около 4,3 тыс. магазинов, расположенных в России, Армении, Белоруссии, Казахстане, Киргизии, Молдавии и Украине. По результатам 2008 года оборот компании «Евросеть» составил $5,7 млрд.