Воронеж. 30.07.2013. ABIREG.RU – Эксклюзив – Cпикер облдумы Владимир Ключников считает, что воронежцы прекрасно разберутся 8 сентября, какой им нужен мэр. Не понимает, как из Кремля можно составить достоверный рейтинг региональных спикеров. Говорит, что некоторые федеральные законы бесполезны и даже вредны. И не знает, куда можно потратить 140 млн рублей. Об этом и многом другом – в эксклюзивном интервью «Абирегу».
О мэре, взятках и федеральном несовершенстве
- Как вы думаете, почему Александр Гусев не был выдвинут в кандидаты раньше? Вы считаете, что воронежцы успеют за месяц рассмотреть в нем «правильного» мэра?
- Понимаете, мебельный холдинг «Ангстрем» – это не город. Там команда подбиралась одним человеком годами. Нет постоянных финансовых затруднений. А ты попробуй организовать дело в условиях постоянного финансового недостатка. Когда тебе бесконечно приходится в авральном режиме решать какие-то хозяйственные проблемы – то трубу прорвало, то снег выпал не вовремя… В такой жесткой атмосфере еще и психологически трудно работать. Поэтому, видимо, в последний момент Геннадий Чернушкин почувствовал, что не готов к этой работе.
Да, осталось мало времени. Но люди сейчас стали другими. Я четыре раза избирался и знаю эту «кухню». Воронежцы – люди здравомыслящие. Они разберутся, кто из претендентов достоин стать мэром миллионного города. По моему глубокому убеждению, Александр Гусев – ответственный человек и явный лидер среди кандидатов.
- Какой вообще, по-вашему, нужен руководитель нашему миллионнику?
- На моей памяти сменилось несколько руководителей города. И я видел, что бывает, когда у городской власти отсутствует контакт с областной. Какие проблемы способен решить мэр в одиночку в такой ситуации? У нас уже были независимые мэры, которые зимой ждали, когда снег растает, вместо того чтобы убирать его. Без поддержки областного правительства город захиреет. Задач ведь полно: транспортные проблемы, ЖКХ… И неподготовленного человека посадить в кресло мэра – это катастрофа. А губернатор при этом не может и не должен выполнять работу мэра
Чтобы не быть голословным, я могу привести пример того, какой, по моему мнению, нам нужен руководитель. В 80-е годы секретарем парткома авиазавода был Шумейко Анатолий Григорьевич, который с должности директора завода, пройдя через горнило трудового коллектива, стал вторым секретарем обкома партии и вел все хозяйственные вопросы. Он знал досконально проблемы коллектива, его на авиазаводе люди очень уважали. Поэтому сегодня нам нужен своего рода «директор города», который добился ощутимых результатов на определенном участке работы. И такой человек есть среди кандидатов.
- Есть еще две проблемы, которые, помимо возможной неудачи на выборах мэра, могут крепко ударить по репутации региона – антиникелевые протесты и дело Трубникова…
- Я – представитель законодательного органа власти. И должен действовать в рамках закона. Федеральный центр выдал лицензию на разведку полезных ископаемых. Мы, в свою очередь, заявили, что не допустим разработки недр без согласия населения. И это так. Я тоже живу здесь и хочу, чтобы моя семья была в безопасности. Но давайте не будем превращать разведку недр в политические игрища. 30 лет назад эта разработка была произведена, и никто тогда почему-то не шумел.
Что касается дела Трубникова. Здесь страдает не репутация региона, а образ чиновника как представителя власти, который пришел только для того, чтобы украсть. К сожалению, и это надо признать, такие случайные люди во власти встречаются.
- Владимир Иванович, а как, по-вашему, можно на начальном этапе понять, что этот человек не годен для госслужбы?
- Чтобы узнать человека, надо с ним съесть пуд соли - гласит народная мудрость! К сожалению, бывает и так, что человек попадает во власть, и… начинаются проблемы.
Кстати, к раскрытию доходов в депутатском корпусе многие тоже были не готовы. Аргумент: «А вы гарантируете безопасность моей семье?» И по этой причине некоторые отказались участвовать в выборах в Думу. Поэтому надо определить для себя: хочешь быть депутатом, чиновником – будь готов к публичности, раскрытию своих доходов и расходов.
- У нас такой кадровый голод?
- Виктор Владимирович Шевцов идет на выборы главы Лискинского района не просто так. Ведь на этой должности надо пахать по 18 часов в сутки. И без выходных. Мало кто это выдержит. Самозванцев много - работать некому.
Я считаю, нужно присмотреться сегодня к кадровому составу молодежного правительства и парламента. Там есть толковые, активные ребята.
- Вы все же считаете, что в области не все так плохо? Есть тому подтверждения?
- По многим показателям да. Мы всегда хвалили Липецк, Белгород. А сегодня по результатам мониторинга Минрегиона Воронежская область вошла двадцатку регионов, в которых уровень социально-экономического развития выше, чем в среднем по России. Это хороший рывок.
- В администрации президента решили оценивать эффективность работы не только глав регионов, но еще и спикеров местных парламентов. Ваше мнение?
- Вопрос в том, каковы критерии. Узнаваемость или иное? Или сейчас придумают 400 критериев, посадят целый штат клерков в Москве, и они будут эти критерии подгонять под меня? Для меня важна оценка работы в моем округе избирателей и то, как оценивают мою работу коллеги-депутаты, которые меня выбрали своим лидером.
- А по каким критериям вообще, на ваш взгляд, можно оценить работу регионального парламента?
- Первый – это социально-экономическая обстановка в регионе. Принятие законодательных актов для того, чтобы правительство региона работало эффективно. Считаю, что Дума в этом смысле работает достаточно плодотворно. Не хочу обидеть другие регионы, но у нас качество законодательства значительно выше, чем у многих.
- А работа в округе как-то должна оцениваться?
- Без сомнения, но в тоже время оценка председателя Думы не исчерпывается одним округом. Это еще и работа Думы как законодательного органа в целом.
- Есть ли какие-то федеральные законы, с которыми вы в корне не согласны?
- За примером далеко ходить не надо - 94-й закон. Он касается госзакупок. Выигрывают конкурс левые организации, а потом продают субподрядчикам. Мы неоднократно отправляли свои изменения в Закон, но заключение правительства было отрицательным.
О бюджете, фельдшерских пунктах и отсутствии знакового инвестора
- Что с бюджетом области в этом году?
- Как всегда бюджет напряженный. В нем 70% социальных обязательств. Мы должны их выполнять, но не забывать о развитии, создании благоприятного климата для инвестиций. В этом году будет, видимо, меньше федеральных денег. Но это потому, что заканчиваются отдельные федеральные программы .
Надо объективно признать, что многое удалось сделать в рамках ФЦП «Здравоохранение». Фельдшерские пункты построили в районах. Оборудование закупили современное, провели капремонт. Повысили зарплату медперсоналу. Но еще много проблем, которые предстоит решить.
- А какая польза от того, что здравоохранение перевели в подчинение области?
- Муниципалы не в состоянии вкладывать значительные средства в модернизацию. С переводом на областной уровень городские и областные медучреждения объединены в систему с равнодоступными возможностями.
- Слишком социально ориентированный бюджет не позволяет развивать экономику региона…
- Это не так. У нас много инвестиционных проектов. Это видно по программе социально-экономического развития, которую мы регулярно пополняем новыми проектами. Некоторые, правда, наоборот, исключаем. Просят гарантии и залог, а у самих только дырка в кармане. Если компания вложила собственные средства в проект, то мы поможем. За последние четыре года не ошибались. Порядка в вопросах привлечения инвесторов стало больше, чему, кстати, способствуют и принятые законы о порядке и критериях их отбора.
- Почему в область не удалось привлечь глобального знакового инвестора?
- А нужен ли он? Когда в 98-м году случился дефолт, область не провалилась по показателям. У нас нет отрасли, которая могла бы монополизировать бюджет и потянуть с собой весь регион. И работа потому стабильна, что мы не зависим от крупного товаропроизводителя.
О лимузинах, даче и ошибках
- Где вы за границей были в последний раз?
- В июле 2011 года в Баварии, в командировке в составе региональной делегации. Разочарую: «Мулен Руж» не посещал. За три года моей работы на посту председателя Думы V созыва на мои командировки было потрачено 47 тыс. рублей бюджетных средств.
- Ваша дача тоже как-то скромно смотрится…
- А зачем мне, к примеру, 400 метров? Мы с женой все делаем сами, у меня нет домработниц. Да, у меня приличная зарплата. Но нет тяги к роскоши, сверхудобству.
- А вы во что инвестируете лишние деньги? Вклады, ПИФы?
- Был один вклад - я его перевел в региональное отделение «Детского фонда».
- А вы бы на что потратили 140 млн?
- Я же не Корейко из романа «Золотой телёнок». Зачем мне столько?
- Какие вы ошибки совершали на посту спикера?
- У меня заместителем в IV созыве был человек, который сейчас осужден. Не моя это была инициатива его замом избрать, но я ее поддержал. Значит, несу ответственность. Ошибки есть у каждого. Вопрос, кто и в каком масштабе от них пострадает.