WorldClass

23 сентября 2024, 06:13
Экономические деловые новости регионов Черноземья

ТОП-5 действий для сохранения бизнеса

Экономические деловые новости регионов Черноземья
Экономические новости Черноземья

ТОП-5 действий для сохранения бизнеса

Карьерист В2В // Весеннее обострение

05.05.2009 16:56
Удивительное рядом: не так давно у нас сменилась областная власть, но самые громкие разговоры нынче идут о низкой эффективности управления именно городским имуществом. В частности, о тех многомиллионных долгах, которыми нынче наполнены жизненно важные для Воронежа муниципальные предприятия, обеспечивающие нас теплом, электроэнергией, водой и другими коммунальными услугами. И, главное, кто ведет-то эти самые разговоры? Те самые чиновники, которые в недавнем прошлом и отвечали за то, чтобы этих самых долгов не было.

Удивительное рядом: не так давно у нас сменилась областная власть, но самые громкие разговоры нынче идут о низкой эффективности управления именно городским имуществом. В частности, о тех многомиллионных долгах, которыми нынче наполнены жизненно важные для Воронежа муниципальные предприятия, обеспечивающие нас теплом, электроэнергией, водой и другими коммунальными услугами. И, главное, кто ведет-то эти самые разговоры? Те самые чиновники, которые в недавнем прошлом и отвечали за то, чтобы этих самых долгов не было.

Блок-пакет

Политическая весна в нашем городе ознаменовалось не только приходом на пост губернатора Алексея Гордеева. Примерно в это же время на специальной пресс-конференции по итогам гола своей деятельности в должности градоначальника отчитывался Сергей Колиух. Тогда он заявил, что мэрия ведет переговоры о привлечении инвесторов в градообраующие муниципальные предприятия –«Водоканал Воронежа», «Воронежтеплосеть», «Воронежгорэлектросеть». К примеру, рассказывал Сергей Михайлович, что по ситуации с «Водоканалом Воронежа» ведутся переговоры с МГУП «Мосводоканал», по МУП «Воронежтеплосеть» с еще одним крупным поставщиком тепловой энергии - ТГК-4 и структурой «Московской объединенной энергетической компанией» ОАО «Мостеплоэнерго» - о совместном финансовом оздоровлении МУПа. «Проблема с этим предприятием состоит в том, что на нем просроченная кредиторская задолженность в 1,3 млрд рублей», - заметил тогда Колиух. По его же словам, с «Воронежской энергосбытовой компанией» мэрия надеется договориться о передаче ей сбытовых функций МУП «Воронежгорэлектросеть». При этом, конечно, Сергей Михайлович не забыл отметить, что горадминистрация готова подбирать партнеров для МУПов на конкурсной основе, создавать с ними акционерные общества. И саму мэрию в подобных ситуациях, якобы, вполне устроил бы блокирующий пакет во вновь созданных предприятиях, только бы они трудились на благо Воронежа.

Едва ли планы городских властей по оздоровлению МУПов поразили нового губернатора. Но вскоре, после присяги жителям области, Алексей Гордеев официально обратился к мэру Сергею Колиуху и спикеру горДумы Александру Шипулину с требованием создать комиссию для изучения ситуации проверки законности последних операций с имуществом. При этом Гордеев привел целый ряд примеров в обоснование своей позиции. Глава региона, ссылаясь на информацию из правоохранительных органов, удивлялся тому, что в процессе отчуждения городского имущества были задействованы и муниципальные структуры. В итоге Алексей Васильевич предложил адресатам немедленно создать комиссию с привлечением представителей правоохранительных органов и налоговиков для проведения «комплексной ревизии» муниципальной собственности.

Городские власти ответили через пару дней, в Воронеже уже создается контрольная межведомственная комиссия, в состав которой войдут не только чиновники городской и областной администрации, но и представители правоохранительных и контрольных органов, депутаты, члены общественных организаций. «Только совместными усилиями можно вывести ведущие МУПы Воронежа из сложной финансово- экономической ситуации, в которой они оказались», - поддержали инициативу губернатора сотрудники мэрии, добавив, что «в течение минувшего года контрольное управление горадминистрации проводило проверки финансово-экономической деятельности МУПов. По заключению экспертов, за последний год отчуждение муниципальной собственности проходило согласно плану приватизации, утвержденному гордумой и только через аукционы по рыночной цене». Никто не сомневался - конечно, все проходило по плану и согласованию с народными избранниками. Кстати, сегодня уже известно, кто именно из депутатов местного парламента вошел в межведомственную комиссию. Все они, как говорится, «лучшие люди», об «управлении» городским имуществом знающие не понаслышке.

Но оставим результаты работы вновь созданной контрольной комиссии -дело недалекого будущего. Ну, а о экономическом состоянии местных муниципальных предприятий вывод можно поговорить отдельно.

Было бы сказано

В одном из постновогодних интервью председатель городской Думы Александр Шипулин признался, что сегодня в Воронеже насчитывается 111 МУПов, из которых работают 45, а остальные находятся в стадиях ликвидации и процедуры банкротства. В основной своей массе эти предприятия, объяснял Александр Никитович, в свое время эксплуатировали муниципальный жилищный фонд: «Например, Воронежский жилищный комбинат обслуживает свыше 100 общежитий. Общежития - это особый фонд, и устанавливая очень низкую стоимость проживания, мы имеем очень большие издержки за содержание. Следовательно, это предприятие, как и ряд других, является социальным проектом, не предусматривающим банкротства. Вместе с тем, в ближайшее время очевидна линия городских властей на то, что бы оставить не более 15 предприятий. Город не имеет перед МУПами ни обязательств, ни преференций, однако те, кто существует за счет городского бюджета, оттягивают порядка 300 миллионов рублей». Про то, что некоторые МУПы серьезно тянут на себя бюджетное одеяло, Шипулин сказал верно, а вот насчет отсутствия «преференций» терзают смутные сомнения.

Ведь буквально в прошлую среду, на очередной сессии городской Думы, парламентарии одобрили взятие кредита в размере 200 миллионов рублей, которые мэрия обещает направить на организацию бесперебойной деятельности «Воронежтеплосети». Как сообщили в финансово-казначейском управлении горадминистрации, ранее управление бюджетной политики и организации за¬купок для муниципальных предприятий провело аукцион, по результатам которого победителем признан АКБ «Московский Индустриальный банк». Срок погашения кредита до одного года по процентной ставке не выше 18% годовых. Внимание! Кредит - под залог муниципального имущества, принадлежащего на праве собственности городу. Тут стоит напомнить, что до недавнего времени задолженность «Теплосети» составляла 1,2-1,4 млрд рублей. Но в отличие от ситуации с МУП -Воронежгорэлектросеть- чиновники впервые за последние годы решились на кредитование теплоснабжающего предприятия. К примеру, в начале апреля гордума одобрила заем для «Горэлектросети» на сумму 80 млн рублей в том же МИБ. А в прошлом году «Горсеть» кредитовался и того больше - три раза (однажды 350 млн рублей взяли в ВТБ и два раза по 100 млн в МИБ), чтобы рассчитаться по старым долгам перед «МРСК-Центра» и по текущим платежам.

Все вроде бы понятно, городские власти стараются не допустить банкротства особенно важных МУПов, но странное дело - почему-то не вспоминаются предложения парламентариев по оздоровлению третьего «кита» коммунальной сферы Воронежа - «Водоканала». И это притом, что фактически все жизненно важные муниципальные предприятия связаны между собой взаимными финансовыми обязательствами... Зато многие из них не на шутку удивились, когда узнали, что МУП «Водоканал Воронежа» собирается взыскать через суды более 100 млн рублей с различных управляющих компаний города.

Согласно материалов в прессе, суммарная задолженность всех УК и ТСЖ перед этим МУПом составляет 216 млн рублей, из них 21,5 млн приходится на УК Советского, 17,2 млн - на УК Левобережного и 19,2 млн - на УК Железнодорожного района. В «Водоканале» эту проблему пытаются решить двумя путями. УК был предложен график реструктуризации. В случае, если они не идут на контакт, то дела рассматриваются в судах. Т.о. в судах уже рассматривается взыскание с этих предприятий более 100 млн рублей, на 50 млн уже есть исполнительные листы. Вице-мэр, курирующий городское хозяйство, на активные действия «Водоканала» пообещал, что в случае поступления в Муниципальный информационно-вычислительный центр писем от УК, средства от жителей пойдут прямо поставщику услуг, минуя среднее звено - сами УК.

Опять, получается, что администрация вроде бы озабочена нормальной работой всех МУПов, но, вот «Водоканалу» решила помочь с долгами, почему-то лишь тогда, когда дело дошло до суда. И как-то не вспоминается, что в начале 2007 года задолженность РайДЕЗов и ТСЖ составляла 46,3 млн. рублей. А с появлением управляющих компаний к концу 2008 года она возросла до 149,9 млн., то есть в 3,2 раза. Только в 2008 году рост дебиторки МУП «Водоканал Воронежа» был обусловлен ростом увеличения задолженности теплоснабжающих организаций и управляющих компаний. В этом направлении стоило бы приложить усилия администрации городского округа?!

Население всегда считалось наиболее добросовестным плательщиком, но с появлением управляющих компаний деньги воронежцев перестали доходить до поставщиков услуг. Они, получая, деньги от населения, либо производят платежи за тепло- и водоснабжение не в полном объеме, либо не платят совсем. Неплатежи за услуги по водоснабжению и водоотведению являются в свою очередь основной причиной роста кредиторской задолженности крупнейшего предприятия города. Но почему-то властями игнорируется тот немаловажный факт, что за четыре года внешнего управления и конкурсного производства «Водоканалом» было оплачено 1,4 млрд. рублей налогов. Горожане же, в свою очередь, надеются, что 2009 год стал «годом расшивки долгов» муниципальных предприятий, а решение этого вопроса станет приоритетным для городских и областных властей.

Сергей Ивашов (независимый экономический эксперт)
«Карьерист В2В», №7 от 05.05.2009

Подписывайтесь на Абирег в Дзен и Telegram
Комментарии 0