Воронеж. 05.08.2013. ABIREG.RU – Эксклюзив – В регионе, не считающемся центром лесопроизводства, жители которого привыкли больше к кирпичным домам, есть предприятие по производству жилых деревянных домов - ООО «Вудвилль». Его гендиректор Александр Хайлис утверждает, что, несмотря на трудности с сырьем, спросом, кадрами, компания вот-вот выйдет на самоокупаемость. Как? Об этом и многом другом – в эксклюзивном интервью «Абирегу».
- С чего вдруг в Воронежской области появилось предприятие по производству деревянных домов? Мы же не Магадан какой-нибудь…
- Идея создать предприятие по производству малоэтажных деревянных домов родилась еще до кризиса, в 2006 году. Инвесторы проекта – очень крупная московская девелоперская структура – выиграли тендер у Минобороны по устройству малоэтажного жилья для военных в Волгоградской области. Было принято решение закрывать тендер собственными силами. Выбрали технологию деревянного домостроения и подобрали площадку в селе Хреновое Бобровского района Воронежской области. Однако в силу ряда причин – из-за того, что не совсем все было продумано в части организации закупки оборудования – сам монтаж производственного комплекса закончился тогда, когда сроки реализации условий тендера были далеко позади и объекты были построены из продукции наших сегодняшних конкурентов. А я пришел на предприятие по просьбе близких мне людей в момент освоения производственного комплекса в 2011 году. Я не выбирал технологию и месторасположение завода. Есть в этом свои плюсы и минусы, но сложилось так, как сложилось. В любом случае, это огромное благо для региона и особенно для Бобровского района – наличие такого крупного инвестпроекта на его территории.
- Сырье надо везти издалека… Спрос – не думаю, что большой. Отчего же проект состоялся?
- Воронежская область – действительно, не самый лесистый регион, хотя мы работаем со всеми районами области. Приходится ориентироваться на поставки из северных регионов.
Но основная проблема – кадровая. Вообще, в целом уверен, что это крупнейшая региональная проблема. Конечно, сейчас мы уже адаптировались и с ней справляемся на твердую четверку – по крайней мере в Бобровском районе выбрали самых лучших. Но вот мы хотим открыть коммерческое представительство в Воронеже и не можем подобрать толковых людей для работы в областном центре.
Со спросом не все идеально, впрочем, как и у большинства наших коллег. Мы потратили много усилий, чтобы продвинуть на воронежский рынок наш продукт. И у нас многое получилось. Но наивно утверждать, что в плане коммерческих продаж недвижимости Воронеж – самый оптимальный регион. Поэтому мы переносим направления продаж в Московский регион, Санкт-Петербург, Краснодар, Сочи.
Вместе с тем в вашем регионе у нас складываются отличные отношения с органами региональной власти. У нас здесь максимальная комфортность для ведения бизнеса. Я это говорю не просто так. У меня есть опыт работы в других регионах, и я могу сравнивать. Кроме этого, мы получили статус инвестиционно значимого проекта для региона, и это, безусловно, признание нашей роли в экономике области.
Мы активно пытаемся работать с бюджетными программами Воронежской области. Сейчас инициируем реализацию проекта по обустройству фельдшерско-акушерских пунктов с обустройством домов для персонала и пунктов участковых с оборудованием домов для их проживания. Наше предприятие недавно посетил губернатор, и он поддержал идею таких программ. Мы готовы инвестировать в этот социальный проект значительные средства и в рамках его реализации давать рассрочку областным и муниципальным заказчикам.
- А какие-то крупные коммерческие проекты вы реализуете?
- Готовим два девелоперских проекта в московском регионе – строительство коттеджей с освоением не менее 100 га площадей. Один из них уже практически готов – серьезный проект, в ближайшем Подмосковье. И на выходе есть еще один проект там же, не буду пока называть их точные адреса. Также продолжаем работу и во многих других регионах – Калуга, Белгород.
- В нашем регионе, наверное, нет такой потребности – строить целые коттеджные поселки из деревянных домов?
- Я вам скажу, что рынок сейчас мертвый и в Москве, и в регионах. Сейчас в Московской области продается максимум два дома в день, то есть это 1000 домов в год. В Воронеже официальных данных нет, но, думаю, это не больше 10-15 домов в месяц, включая вторичный рынок, включая дома из других материалов.
В Воронежской области, конечно, рынок ограничен и огромная специфика предпочтений у покупателей. Кроме того, тут есть свои крупные игроки, разрабатывающие собственные девелоперские проекты. Это, прежде всего, «Сота», «Аксиома» и многие другие компании. У них свои проекты, земельные активы. Рынок полностью сформирован и высококонкурентен. Предложение на порядок превышает спрос. Поэтому нам нет смысла развивать свой девелоперский портфель в Воронежской области. Но мы с удовольствием готовы работать с местными девелоперами как их подрядчики. Хотя у них те же проблемы, что и у нас. Есть проекты, предложения, но спрос далек от пожеланий.
- Если предприятие недозагружено по основному профилю, может, есть планы начать какое-то побочное производство?
- Мы рассматриваем возможность освоить новые направления – производство окон, дверей. Но пока все-таки мы сосредоточены на задаче расширения дилерской сети с тем, чтобы загрузить основное производство.
- Окупились ли на данный момент средства, вложенные инвестором в возведение этого предприятия?
- Нет, и до этого еще далеко. В этот завод, на минуточку, вложено 900 млн рублей. И инвестор понимает, что быстрая окупаемость здесь не придет. Но до конца года мы точно выйдем на самоокупаемость, мы близки к этому.
- Я так понимаю, ваши основные конкуренты работают непосредственно в местах произрастания древесины?
- Да, безусловно. И это их основное конкурентное преимущество.
- А ваши дома чем лучше?
- Наше конкурентное преимущество – качество нашей технологии (деревянные панельные быстровозводимые экологичные дома из натурального массива по технологии MHM, разработанной в Германии). Наши дома быстровозводимые, экологичные и не дают усадки, которая характерна для домов из оцилиндрованного бревна и бруса. Они готовы для проживания сразу. Кроме этого, у большинства других производителей деревянный дом чаще всего предназначается для дачного проживания. У нас не так.
Наш сегмент по качеству строений существенно выше, чем экономкласс. Хотя тут условная градация. Кроме этого, у нас есть и элитные, и хай-тековские проекты. Мы привлекли к работе в наше конструкторское бюро молодые таланты, которые могут многим дать фору. У нас сейчас порядка 60 проектных решений, до конца года их будет под 100. А через три года – под 300.
- Домики-то у вас не дешевые…
- Не дешевые… Но у нас и технология не дешевая, и оборудование немецкое. Цикл служения нашего дома – не 10, а 150 лет. Мы даем покупателю 30-летнюю гарантию. Если что-то случится с конструктивом дома, то мы бесплатно исправим в течение первых 30 лет эксплуатации. Наша технология обеспечивает качественное проживание.
В России почему-то считается, что камень и кирпич лучше. Но, на самом деле, горит все. Однако наши технологии существенно отличаются от других, в которых применяется деревосодержащие материалы. Наше дерево используется при влажности 9-12%. Специально доводится в сушильной камере, что повышает его негорючесть. Стеновые панели изготавливаются из слоев просушенных запазованных деревянных досок. Способ изготовления панелей и соединения между собой досок предполагает воздушную границу, препятствующую распространению огня от слоя к слою.
- У вас разница между себестоимостью и конечной ценой большая?
- Мы делаем все, чтобы минимизировать цену. У нас высокая стоимость оборудования. Хотя мы находимся в том же ценовом сегменте, что клееный брус и оцилиндрованное бревно. Я не думаю, что у нас намного больше. Но вот что я заметил… В вашем регионе большинство продавцов и производителей лукавят при формировании цены. Мы действительно сдаем дом под ключ, это 28-29 тысяч рублей за 1 кв. м. И здесь все, что нужно - сантехника, унитазы, вода, электрика, лампочки есть. Заходи и живи. В отличие от многих аналогичных предложений.
- Кстати, со стороны местных строителей не чувствуется некого противостояния? Все-таки вы москвич… У нас тут этого не любят…
- Есть проблема с местными подрядчиками – работают некачественно, сроки срывают. С кем мы ни пытались работать, ни с кем не получилось. Теперь создаем свой строительный департамент. Поиск надежных местных партнеров, прежде, всего строителей – наша постоянная задача.
- А чем вообще отличны представители местного бизнеса? Есть у наших характерные особенности какие-то?
- В плане профессионализма ведущие воронежские предприниматели не уступают никому. А те, кто входит в ГС «Лидер», еще и тысячу очков форы дадут 95% москвичей. Хотя, конечно, не местечковость, но, скажем так, какой-то субъективизм ведения бизнеса все-таки присутствует. В любом бизнесе должна доминировать объективная часть.
- В Москве у вас какой бизнес?
- В Москве у нас находится коммерческая служба «Вудвилля». Кроме этого, у меня есть еще свой успешный производственный рекламный бизнес. Я занимаюсь им с 95-го года.
- Вы сами живете в деревянном доме?
- В Воронежской области у меня деревянный дом. Это был первый в плане проектирования дом, который изготовила наша компания. Я сейчас вижу, где что было недоработано. Но живется и дышится в нем абсолютно по-другому, чем в каменных мешках в Москве. Кстати, многие наши сотрудники живут в домах, изготовленных на нашем предприятии.
- То есть скоро переедете окончательно в Воронеж?
- Не исключено.