Воронеж. 05.08.2013. ABIREG.RU – Аналитика – Воронежская область вырвалась в число регионов-лидеров по самым важным социально-экономическим показателям. Губернатор региона Алексей Гордеев получил признание лучшего главы региона ЦФО в посткризисную пятилетку. Областной центр недавно приобрел статус миллионника и продолжает развиваться быстрыми темпами. За счет чего области удалось добиться высоких показателей, как должна строиться Стратегия развития региона и областного центра и какие нужны управленцы на высоких постах, об этом рассказал доктор экономических наук, профессор ВГУ Владимир Эйтингон.
- Владимир Наумович, вы уже несколько лет являетесь членом экспертного совета по вопросам реализации стратегии социально-экономического развития области. Как, на ваш взгляд, меняется социально-экономическая ситуация в регионе и какие факторы влияют на это прежде всего?
- В последние годы заметно ускорение развития региона, что заложено в Стратегии социально-экономического развития области, которая была принята в 2011 году. Характеризуя стратегию, мы постоянно подчеркивали характер опережающего развития. Что это значит? Опережающее относительно темпов развития и уровня развития, допустим, соседних регионов, да и вообще всех регионов России. И вот, если говорить о нынешнем положении, существует множество официальных и не очень официальных рейтингов, которые характеризуют состояние дел в регионах и их положение в России. На протяжении длительного времени, практически почти все 2000-е годы, мы упорно стояли где-то в конце четвертого – начале пятого десятка списка регионов. А по итогам 2012 года мы оказались 24-м регионом, причем стоило бы заметить, что это произошло в момент, когда некоторые регионы, вполне благополучные, стали терять позиции. Причем такого рода развитие продолжается. В первом квартале нынешнего года наш регион стал уже двадцатым, опередив в том числе благополучную Липецкую область. Где истоки такого рода развития? Наверно, прежде всего в том, что некоторые задачи, которые были поставлены Стратегией, нашли успешное решение. Одним из главных пунктов в Стратегии является ориентировка на уровень и качество жизни населения. С момента разработки Стратегии у нас произошли заметные изменения, допустим, по уровню бедности – он снизился в два раза. Нынешний уровень бедности – это около 9,5%.
Сейчас, например, активно растут инвестиции, рассчитанные на среднюю душевую основу. Откуда это ускорение происходит? Вообще-то, оно достаточно широко по фронту. С точки зрения уровня инновационного развития, мы находимся в поиске новой модели экономического роста. А новая модель экономического роста означает развитие другого качества и прежде всего – инновационного развития. И можно сказать, что инновационное развитие в нашей области свою лепту вносит в создание, допустим, новых форм организации, например, технопарков. С точки зрения развития промышленности в целом, можно сказать, что удельный вес инновационной продукции, а это задано Стратегией, постоянно возрастает. Правда, нас это не устраивает. Нам сейчас представляется, что этот удельный вес недостаточно высок.
Второе – это результаты, которые получены в сельском хозяйстве. Нельзя не увидеть, что сельское хозяйство приняло довольно значительные инвестиции и ответило на них существенным возрастанием производства продукции. Например, по производству молока наша область первая в России. По производству мяса – птицы и скота на убой – мы в первой полдюжине. То есть происходит рост, который сейчас уже характеризует полезность того, что сделано в этой отрасли.
Мы очень подвинулись в социальной сфере – при всех сложностях, которые здесь существуют. Сегодня почти 75% расходной части бюджета области расходуется именно на отрасли социальной сферы.
- Владимир Наумович, но я не могу не спросить вас о прогнозах на ближайшее будущее. Как будет развиваться экономика региона? И в том числе экономика Воронежа, потому что Воронеж – это ровно половина нашего региона.
- Если говорить об области в целом, то я сторонник оптимистического прогноза. Это не значит, что все будет просто. Например, нам надо, чтобы инвестиции шагали в ногу с теми требованиями, которые мы закладывали в Стратегию развития области. Надо сказать, что здесь мы еще не впереди планеты всей. Но по темпам роста инвестиций и в прошедшем 2012-м, и в нынешнем году, в первом полугодии, мы практически находимся в первой пятерке регионов России. Правда, это заслуживает специальных забот. Я бы отнес к этому, во-первых, заметный инновационный потенциал: если мы не используем инновационный потенциал в науке, в проектных организациях, потенциал высших учебных заведений, наконец, мы не используем потенциал в экспериментальных службах самих предприятий, то мы его растеряем. Дальше – это человеческий капитал. Качество человеческого капитала, за который отвечает область, достаточно высокое. Но задача заключается в том, чтобы это качество постоянно росло.
Что касается Воронежа, то первое, что, на мой взгляд, сейчас важно понять, – что мы вышли на новую ступень качества, новую ступень развития. Понимаете, фокус не в том, чтобы мы просто посчитали, что нас миллион. Фокус в том, что миллион – это город иного качества, иного уровня, иных требований со стороны жителей, со стороны тех, кто сталкивается с этим городом в самых разных вариациях. Мне думается, что вот эта сторона дела еще до конца не осмыслена. Да, в городе есть наболевшие точки развития, они хорошо известны населению и постоянно обсуждаются, например, жилищно-коммунальное хозяйство. Но ведь это не хозяйство, а беда. Это какое-то количество предприятий, которым постоянно грозит кризис. Либо они находятся в кризисном состоянии. И до сих пор не найдено решение. Это недопустимо. У нас необычайно сложное состояние транспортной сети. Транспортная сеть была спроектирована в свое время в Генплане из расчета на 500 тыс. жителей и на компактную городскую сферу. Мы с тех пор не только довели до миллиона жителей, но и очень расширились территориально. Нынешняя транспортная сеть образована явочным порядком. Но главное, что город такого масштаба требует качественно иного подхода, качественно нового умения управлять им. Качество общения с жителями… Нам по нашему потенциалу, у нас студентов только 135 тысяч, надо бы давно обрести свойство креативного города. Города, который выживает за счет разума.
- Вы много всего разбираете, касаясь экономики региона, участвуете в разных программах, в том числе я знаю, что вы совместно с одним из вице-губернаторов, принимаете участие в реализации президентской программы, которая касается подготовки кадров, и реализуете областную подпрограмму. Можно ли говорить сегодня о том, что и региону в целом, и городу не хватает квалифицированных и эффективных топ-менеджеров?
- Президентская программа – это федеральная программа, она управляется правительством нашей области и региональной комиссией, которой управляет вице-губернатор. Недавно президентской программе исполнилось 15 лет, и на большом собранном по этому поводу заседании в Москве руководители нескольких министерств с удивлением обнаружили, что имеют единственную программу, которая работает столько лет. У нас по ней прошли обучение примерно 1400 человек за это время. Они влились в альянс менеджмента, менеджеров – управляющих в самых разных отраслях нашей экономики. Сохраняется ли нужда? Надо сначала договориться о том, что такое эффективный менеджер. Обычно под этим понимается его умение быстро реагировать на события, принимать решения в короткие циклы… Вы знаете, этого мало. В менеджменте эффект – это эхо-эффект. То есть менеджмент существует для того, чтобы воздействовать на результаты деятельности какой-то организации. И вот если организация имеет большие успехи – это хороший менеджмент, а если результата в этой организации нет – как бы вы ни хвалили менеджмент, он плохой. На мой взгляд, такая нужда есть. Для того чтобы решить эту задачу, некоторые крупные предприятия, фирмы организуют собственные системы постоянной подготовки менеджмента. Число людей, которым даются знания, постоянно увеличивается.
Но в нашем менеджменте до сих пор несколько разнящихся категорий людей. Первая категория – это выходцы из советского времени. Они до сих пор работоспособны, мало того – они до сих пор являются руководителями и это эффективные люди, но – уходящая натура. Вторая категория менеджмента – это, в общем, тоже успешные люди, но они мигрировали в менеджмент в 90-е годы из самых разных областей знаний и деятельности. В менеджмент пришли люди, создавшие собственные предприятия, в менеджмент пришли люди, которые бросили занятия физикой или ветеринарией, то есть это эффективные люди, но им не хватает знаний. Вот для них приспособлены решения, которые связаны с президентской программой.
И третья категория менеджмента – это молодые люди, это люди, обученные менеджменту в 2000-ые годы. Это наша надежда, и надо только помнить, что всего, чему мы их научили, не хватит на всю жизнь, надо продолжать этим заниматься.
- Вы заговорили о том, что городу-миллионнику требуется совершенно новая философия и нужно по-другому к нему относиться. У нас предстоят выборы мэра в сентябре, и как вы считаете, вот если описать качества человека, который должен управлять таким городом, какой, с точки зрения экономики, должен быть руководитель-менеджер, о котором вы говорите?
- Первое, что бы я хотел сказать, что мэр такого города должен быть и экономист, и политик. Он должен быть одинаково успешен в управлении экономикой и в общественно-политическом смысле – не политик в классическом понимании слова, а в области общественной политики. С точки зрения всех результатов деятельности, к нему вполне применимо то, что я сказал об эффективности менеджера. Судить об эффективности управления городом можно только по результатам развития города. Нужен человек, который умеет работать на цель, на результат. Есть стратегия развития города Воронеж, поставлены рубежи развития… Вот если ты обеспечил достижение этих рубежей – ты умный. Ты мэр, которого ждал город.
С точки зрения общественно-политической, надо иметь в виду следующее: развитие города – это не только мечта и забота мэра. Это мечта и забота всех жителей города. Мы должны иметь удобный для жизни город, в котором есть чем себя занять и быть счастливым от того, чем ты занимаешься. Вот для этого надо создать альянс единомышленников. Надо по-другому воспринять возможности связи с общественностью. Я бы, например, считал, что сейчас одна из главных задач – это насыщение жизни общественных институтов. У нас их не так много в городе, но существует Общественная палата, существуют какие-то организации, удовлетворяющие интересам каких-то категорий людей. Надо дать выход этой активности, работать вместе с теми, кто представляет эту среду. При этом надо избежать дилетантизма – надо, чтобы у мэра под рукой была помощь экспертного сообщества. У нас такой разнообразный город, что собрать экспертов для решения любой задачи – не проблема. Надо просто понимать, что нельзя быть специалистом по всему. Например, отвратительное жилищное хозяйство, пусть на меня не обидятся коллеги, которые работают в этой области, - для того, чтобы исправить, надо только не самому думать, а собрать строителей, проектировщиков, теплотехников, людей – специалистов по воде. Собрать тех, кто знает дело в его совершенном, современном, профессиональном решении. И искать с ними решение. Так что для нового развития города и новый мэр нужен, способный на этой ступени удержаться.