Простят ли малым арендаторам при приватизации все грехи?
Всем известно, что обещанного в нашей стране ждут годами. Есть еще одна аксиома: льгот много, а толку от них мало. Данные мудрости, подтвержденные народным опытом, сработали и при реализации 159 ФЗ. Как показала практика, преференции, положенные малым предприятиям скованы таким количеством законодательных поправок и ссылок, что реально приватизировать государственное или муниципальное имущество в нашей стране могут лишь единицы малых и средних фирм... Но видно у этой истории будет действительно положительный конец. И в данном случае мировой финансовый кризис лишь играет «малышам» на руку.
В канун Дня победы Комитет по собственности внес в ГосДуму законопроект, существенно упрощающий процедуру «малой» приватизации. Речь идет о ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Комментарии основных разработчиков законопроекта Виктор Плескачевский, председатель Комитета по собственности ГосДумы РФ: Когда мы провели анализ практики реализации Федерального закона № 159-ФЗ то выяснили следующее - основными препятствиями для массового выкупа арендаторами – субъектами малого и среднего предпринимательства арендуемых ими помещений являются: неопределенность правовой нормы о надлежащей уплате арендных платежей в течение всего срока аренды государственного и муниципального имущества; необходимость трехлетнего срока аренды такого имущества, который не позволяет участвовать в выкупе арендованных помещений арендаторам, которые ранее арендовали соответствующие помещения в качестве индивидуальных предпринимателей, но были вынуждены перерегистрироваться в качестве юридических лиц в связи со вступлением в силу Федерального закона, согласно которому лицензии на реализацию алкогольной продукции могут предоставляться только юридическим лицам; необходимость обязательной, в силу закона, передачи в залог выкупаемого объекта недвижимого имущества субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию при предоставлении рассрочки по уплате выкупных платежей. В целях устранения указанных барьеров при реализации Федерального закона № 159-ФЗ, а также для создания условий для предоставления преимущественного прав на выкуп арендованного имущества максимально возможному числу арендаторов – субъектов малого и среднего предпринимательства настоящим законопроектом предлагается установить, что условием предоставления преимущественного права на выкуп арендованного имущества является отсутствие задолженности по арендной плате, штрафам, пени по уплате арендной платы на день подачи арендатором заявления о выкупе арендованного имущества.
Законопроектом также предусмотрено снижение с трех до двух лет срока нахождения объекта государственного и муниципального недвижимого имущества на праве аренды у субъекта малого или среднего предпринимательства, по истечении которого последний приобретает право на выкуп арендованного имущества.
Также в законопроекте исключается положение о залоге в силу закона при предоставлении рассрочки по выплате выкупной цены арендованного имущества. При необходимости положение о залоге могут включаться в договор о выкупе арендованного имущества, что сделает ненужным государственную регистрацию отдельных договоров залога и таким образом упростит процедуру выкупа, а также исключит расходы региональных и местных бюджетов и арендаторов на уплату государственной пошлины за государственную регистрацию договоров залога. Екатерина Семенова, член Комитета по собственности ГосДумы РФ (представитель Тюменской области): Данные поправки очень долгожданные и крайне необходимые. Ведь ситуация складывалась очень непросто. Даже если местные власти – на стороне малого бизнеса, и заинтересованы в приватизации арендуемых мелкими и средними компаниями площадей, на деле они все равно не могли позволить участвовать в приватизации тем предприятиям, которые хотя бы единожды и всего на несколько дней задержали внесение арендной платы.
Малая компания при просрочке арендного платежа автоматически теряет свое право на приватизацию. И даже если власть идет на уступку, априори такая сделка уже незаконна. К ответственности в любой момент могут быть привлечены и чиновники и бизнес, а процедура может быть признана незаконной. Еще один острый момент. Все помнят ажиотаж, связанный с лицензированием алкогольной продукции. Малый фирмы меняли свою юридическую форму, затем они переоформляли договора аренды на уже новое юридическое лицо. В результате огромное количество малых фирм существенно урезало свою арендную историю. Я надеюсь на то, что новая трактовка «добросовестности арендатора» - т.е. отсутствие на момент выкупа задолженностей по арендной плате, штрафам и пени; а также снижение минимального срока аренды, необходимого при приватизации, с 3 до 2 лет – все это станет реальным пропуском малого бизнеса в новую жизнь, в жизнь владельца хоть и небольшого кусочка, но все же собственной коммерческой площади. Положительным моментом я считаю также и то, что согласно финансово-экономического обоснования, полученного Комитетом по собственности, введение в действие Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» не потребует введения или отмены налогов, освобождения от их уплаты, выпуска государственных займов, изменения финансовых обязательств государства, а также иных расходов, покрываемых за счет федерального бюджета.
В то же время, в случае принятия закона не потребуется и признание утратившими силу, приостановление, изменение, дополнение или принятие иных актов федерального законодательства.
ГосДума Комитет по собственности - пресс-секретарь Лилия Камышева