WorldClass

23 сентября 2024, 06:16
Экономические деловые новости регионов Черноземья

ТОП-5 действий для сохранения бизнеса

Экономические деловые новости регионов Черноземья
Экономические новости Черноземья

ТОП-5 действий для сохранения бизнеса

Берег // Какими маршрутами поедут воронежцы?

07.05.2009 14:05
В областном центре будет разработана транспортная схема города. НА РАСХОДЫ по разработке транспортной схемы администрация муниципалитета заложила в бюджет-2009 дополнительно 15 миллионов рублей. Этот вопрос обсудили в Воронежской городской Думе на заседании постоянной комиссии по транспорту, промышленности, связи, развитию малого и среднего бизнеса, торговли и платных услуг. Заложенные средства являются как бы дополнением к затратам на Доработку Генплана города.

В областном центре будет разработана транспортная схема города.

НА РАСХОДЫ по разработке транспортной схемы администрация муниципалитета заложила в бюджет-2009 дополнительно 15 миллионов рублей. Этот вопрос обсудили в Воронежской городской Думе на заседании постоянной комиссии по транспорту, промышленности, связи, развитию малого и среднего бизнеса, торговли и платных услуг. Заложенные средства являются как бы дополнением к затратам на Доработку Генплана города.

При разработке транспортной схемы ученые и специалисты-практики установят, куда, в какое время и по каким направлениям передвигается большинство воронежцев. На основании этих данных будет определено, где нужно проложить маршруты движения городского пассажирского транспорта, и машины какой вместительности должны их обслуживать в разное время суток. Администрация Воронежа намерена выстроить максимально эффективную транспортную схему города, упорядочив движение автобусов, маршруток и оптимизировав их количество. Воронежцам это позволит быстрее и комфортнее добираться из дома на работу и обратно. К тому же городские улицы, особенно в центре, перестанут представлять собой «толкучку» опасно маневрирующих друг перед другом многочисленных «Газелей» и автобусов.

В декабре прошлого года муниципальная программа развития городского пассажирского транспорта на 2009-2013 годы, представленная специалистами мэрии, была одобрена воронежской городской Думой. Согласно этому документу, за 5 лет предполагается в целом пересмотреть систему организации городских пассажирских перевозок в Воронеже.

Программа предусматривает комплексный подход к решению вопроса. С одной стороны, город идет по пути возрождения муниципального транспорта и планирует приобретение для муниципального предприятия «Воронежпассажиртранс» 500 автобусов большой вместимости и 200 троллейбусов, которые возьмут на себя основную нагрузку по перевозке пассажиров.
С другой — немалое внимание уделяется проблеме оптимизации маршрутной сети. Сейчас более двух третей маршрутов проходят по центральным улицам города, а ряд окраин и менее населенные улицы — практически без транспорта. И подобную ситуацию необходимо в обязательном порядке исправить. Еще один важный момент — соблюдение правил перевозки пассажиров и организации безопасности дорожного движения. Здесь необходимо, прежде всего, совершенствование материально-технической базы тех перевозчиков, с которыми на сегодняшний день работает муниципалитет. Если учесть, что 90% пассажирских перевозок в Воронеже сейчас осуществляют именно «частники», то понятно: без поиска компромисса между властью и предпринимателями, более того — без их совместных усилий в направлении реформирования транспортной сети, идти преобразования будут крайне медленно и вряд ли эффективно.

Избавиться от транспортного балласта

Частные перевозчики в Воронеже не однородны. На сегодня насчитывается 38 юридических лиц и ИП, которые обслуживают 178 маршрутов: в среднем по 4,5 маршрута на перевозчика. Если же брать не усредненный показатель, то ситуация выглядит так: у 6-7 крупных «частников» имеется по 6-8 маршрутов и более. А у всех остальных — один, максимум два. Не редкость, когда транспортное предприятие состоит из нескольких арендованных «Газелей». Логично, что оно просто не может себе позволить содержать инженера по безопасности дорожного движения, механиков, медработников, слесарей, юристов, поэтому прибегает к их услугам от случая к случаю по разовым соглашениям. Как может такое предприятие считаться на транспортном рынке полноценным? А ведь таких частных перевозчиков кие компании оставались на рынке транспортных услуг. Хотя при этом понятно: никто добровольно сам с него не уйдет. Чтобы очистить инфраструктуру пассажирских перевозок от такого рода балласта, необходима жесткая, целенаправленная и долговременная работа. При этом, проводя ее, ждать похвалы не от кого: жители города просто не в курсе подобных преобразований и смогут оценить спустя время лишь конечный результат. А вот критика и давление не заставят себя ждать: все, кто «прирос» к доходам от воронежских маршрутов, не намерены без боя расставаться с прибылью. Поэтому работа, проводимая руководителем управления организации пассажирских перевозок Дмитрием Крутских, ведется в весьма непростых условиях - необходимо не только решать поставленные перед ведомством текущие и перспективные задачи, но и, что называется, отбиваться от тех, кто недоволен новой транспортной политикой. А при этом еще и стараться найти с «частниками» компромисс — потому что рынок нуждается и будет нуждаться в их услугах.

Сократить число «Газелей»

На текущий момент в управлении организации городских пассажирских перевозок активно начали заниматься оптимизацией транспортной сети. Идет сокращение параллельных маршрутов, на которых водители вынуждены заниматься погоней за пассажирами, что приводит к опасным гонкам на дороге, заторам вблизи остановок и в итоге к общей напряженности автомобильного движения. Если анализировать работу «Газелей», то станет ясно, что сегодня они не соответствуют в полном объеме нормам безопасности по перевозке пассажиров. Взять хотя бы тот факт, что в 2008 году число раненых в ДТП с их участием выросло на 11%. Если добавить к этому качество подвижного состава «Газелей», то можно сделать однозначный вывод о том, что в миллионном городе в процессе перевозки пассажиров не могут доминировать автобусы малой вместимости. Поэтому число «Газелей» на тех маршрутах, которые идут в центр города, постепенно сокращается.

Естественно, что ряд фирм такого рода нововведения не устраивают в принципе: ведь основной целью и задачей перевозчиков является извлечение прибыли, а не решение транспортных проблем города. Удается ли преодолеть это сопротивление? Что нового ждет в ближайшее время пассажирский транспорт Воронежа? С этих вопросов началась встреча корреспондента «Берега» с руководителем управления организации городских пассажирских перевозок администрации города Дмитрием Крутских.

«Продавцам воздуха» не место на рынке

— Что касается правил перевозки пассажиров, то нужно пересматривать всю систему обслуживания в городском пассажирском транспорте, — говорит Дмитрий Крутских. — Проблем много: не объявляют остановки, водители и кондукторы грубо ведут себя по отношению к пассажирам и многое другое. Естественно, что всеми этими вопросами мы занимаемся и принимаем самые жесткие меры к предприятиям и перевозчикам, в работе которых выявляем эти нарушения. Конечно, их не устраивает то, что мы жестко требуем соблюдать нормы и правила перевозок пассажиров, но никакого другого пути, кроме как наведение порядка на этом рынке, нет.

— Действительно, далеко не всех «частников» устраивают ваши преобразования. Периодически появляются какие-то письма против вас лично, критикуется процесс реформирования системы городского транспорта.

— Предприятия и люди, от которых идет негатив — это те, кто реально не работает по перевозке пассажиров, а имеет лишь свои технические территории. При этом некоторых из них ситуация не устраивает, они хотят доминировать на этом рынке. Однако есть одно существенное «но». Задача, которая непосредственно стоит перед нашим управлением — это организация городских пассажирских перевозок, а для решения этой задачи наличие производственно-технической базы не является доминирующим фактором. Основа пассажирских перевозок — наличие подвижного состава. Базу можно взять в аренду. Мы живем не в 80-х, когда подвижной состав транспортные предприятия были обязаны обслуживать на своей территории. Сейчас у нас в городе более чем достаточно специализированных сервисных центров, обеспечивающих техническое обслуживание и автобусов, и автомобилей. Есть контролирующие органы, такие как ГИБДД, которые раз в полгода проводят технический осмотр транспортных средств, работающих на маршрутах, и дают заключение об их допуске к участию в перевозочном процессе. Есть управление государственного автодорожного надзора, которое выдает лицензию предприятию на осуществление данного вида деятельности, а также лицензионную карточку на каждое транспортное средство. И есть мы, управление организации пассажирских перевозок, обязанность которого — проверять деятельность транспортных предприятий. Мы проводим предрейсовый, послерейсовый осмотр водителей. И естественно, только с предприятиями, выполняющими все предъявляемые к их работе требования, мы заключаем договоры.

Зачем нам предприятие, руководитель которого ничего нового создать в городе не хочет, а имеет лишь одну цель: осуществить передел рынка по перевозке пассажиров, привлечь к себе чужие автобусы на территорию?! Анализ показывает, что имеющееся число перевозчиков должно постепенно сокращаться. На рынке останутся те, кто имеет свой подвижной состав, службы контроля и обслуживания водителей. А те, кто просто различными путями получил в аренду маршрут, а потом нанимает на него водителей и, ничего не вкладывая, годами собирает с них «дань» — это продавцы воздуха. Такие перевозчики не нужны ни пассажирам, ни администрации Воронежа.

Конкуренция как стимул

— Мэр Сергей Колиух требует разработать транспортную схему города. Когда она будет готова, на ее основании вполне можно наметить определенные маршруты и просчитать объемы прибыли и убытков на каждом из них. Затем сформировать «маршрутные пакеты», в которые войдут как прибыльные, так и социально значимые направления. И на обслуживание этих «пакетов» уже объявлять конкурс. А на ваше управление ляжет контроль над исполнением условий заключенных договоров, чтобы убыточные маршруты не «прокидывались». Может преобразование рынка пойти именно таким путем?

— Оно уже идет в этом направлении. Подобную работу мы начали проводить с момента моего прихода на должность руководителя управления. В целом маршрутная сеть Воронежа была сформирована стихийно. Когда муниципальный транспорт стал подходить к банкротству, когда троллейбусы, трамваи мы практически потеряли, когда автобусы за долгое время отсутствия инвестиций пришли в негодность, возник простой, но от этого не менее острый вопрос: на чем мы будем возить пассажиров? Вот и пришли на рынок частные предприятия, которые реально спасли город в то время. Маршруты появлялись стихийно, их сеть никогда никто не формировал, все направления открывались по заявительному принципу. Сегодня перед нами стоит задача — навести порядок. Более 60% маршрутов параллельны друг другу. Более 70% идет через центральные улицы города, что приводит к росту заторов и ДТП.

Мы формируем конкурсные пакеты, в которых есть и «Газелевские» маршруты, и «ПАЗовские», плюсуя направление менее доходное к более прибыльному. И, конечно, у ряда перевозчиков возникло недовольство. Но все на самом деле прекрасно понимают: времена изменились, меняются и требования. Доминировать на рынке станут те компании, которые имеют возможность предложить муниципалитету комплексный подход.

Мы хотим создать здоровую конкуренцию как в структуре перевозчиков, так и между муниципальным и частным транспортом. А конкуренция приведет к тому, что предприниматель, желающий работать на этом рынке, станет покупать новые автобусы, чтобы показать: у него подвижной состав лучше, чем у действующего перевозчика. Плюс к этому есть сервисная станция, которая обслуживает, чинит и выпускает на линии автобусы. Более того, у него имеется оргструктура — юристы, экономисты. То есть стандарт этого транспортного предприятия на порядок выше, чем у работающего. И в следующий раз муниципалитет, естественно, передаст в обслуживание маршруты именно такому предприятию. Вот это будет живая конкуренция.

Проблема на сегодня заключается в том, что предыдущая мэрия имела неосторожность заключить долгосрочные договоры с рядом перевозчиков. Некоторые из них будут действовать до 2017 года. Что же касается договоров, которые заканчивались в 2008 году, ни один из них не был пролонгирован, и все маршруты выставлены на конкурс.

Парк муниципального транспорта будет расти

— Сколько к концу 2009 года большегрузных муниципальных автобусов и троллейбусов выйдет на улицы?

— Администрация города приняла решение о создании единой муниципальной транспортной компании «Воронежпассажиртранс». В частности, в нее влились ПАТП-4 и ПАТП-5. Под ее контролем будет осуществляться и возрождение воронежского электротранспорта.
Всего в рамках муниципальной программы развития городского транспорта, разработанной по инициативе главы Воронежа Сергея Колиуха, мы предусматриваем покупку 200 троллейбусов и 500 автобусов.

Что касается 2009 года, то в планах было закупить 35-50 троллейбусов и около 50 автобусов. Теперь, когда в связи с кризисом бюджет Воронежа скорректирован, возможно, эти цифры несколько изменятся. Но общее направление транспортной политики останется прежним. Потому что мы движемся в правильном направлении.

Александр ПЫЛЕВ
«Берег», №47 от 07.05.2009

Подписывайтесь на Абирег в Дзен и Telegram
Комментарии 0