Липчане возражают против отсыпки дорог сталеплавильным шлаком
В Липецкой области разгорелся скандал из-за сталеплавильного шлака. Главам сельских поселений под видом гуманитарной помощи на благоустройство дорог поставляли… сталеплавильную пыль. Экологи говорят, что это наносит огромный ущерб окружающей среде.
По словам замначальника управления экологии администрации Липецкой области Елены Бадулиной, за год в их ведомство поступило более 20 обращений от жителей области, которые жаловались на то, что для отсыпки дорог в сельских поселениях используют сталеплавильную пыль. В каждом - по 70-80 подписей.
- Люди жаловались, что главы сельских поселений на отсыпку дорог направляли на Новолипецкий металлургический комбинат заявки на поставку шлакового щебня, а по факту к ним поступала мелкодисперсная фракция сталеплавильного песка, а то и пыли, - говорит Елена Бадулина. - В итоге при отсыпке дорог это приводит к тому, что при ветреной погоде поднимаются огромные клубы взвешенных веществ, пыли. И даже при отсутствии автотранспорта на отсыпанных этой мелкодисперсной фракцией дорогах превышение ПДК по взвешенным веществам составляет от полутора до четырех раз. Мы со своей стороны не говорим, что шлак запрещается использовать в строительстве. Но так, как это происходит сейчас в сельских поселениях Липецкой области, делать нельзя. Мы видим, что нарушается состояние атмосферного воздуха. Это подтверждено и нашими лабораторными исследованиями, - подчеркнула Елена Бадулина.
Обращаются жители региона с этой проблемой и в суды. Так, в Липецком районном суде лежит иск жителя села Пады Липецкого района, который утверждает: появившуюся в их сельском поселении насыпь, предположительно из сталеплавильного шлака, дождями смывает на земельный участок. Он уверен, что это приводит к деградации и порче почвы. И когда по его просьбе экологи исследовали почву с земельного участка, оказалось: содержание азота аммонийного превышено в 167 раз, нитрат-иона - в 1,4, азота аммония обменного - в два, азота нитритного - в 1,6 раза.
На Новолипецком металлургическом комбинате "РГ" заявили, что в 2013 году НЛМК не отгружал сталеплавильный шлак сельским поселениям.
- В 2011-2012 годах руководство региона было одним из инициаторов использования шлака для строительства и благоустройства дорог в городе и области, - прокомментировали в пресс-службе предприятия. - НЛМК направлял шлак в районы области в соответствии с протоколом, подписанным замглавы администрации Липецкой области Юрием Божко. Строго по этому документу НЛМК на безвозмездной основе предоставлял сталеплавильный шлак размером частиц от 0 до 10 и от 0 до 90 миллиметров. Место, куда комбинат привозил продукцию, определяли представители областной и районных властей.
- Требования к сталеплавильному шлаку или песку для дорожного строительства строго регламентированы ГОСТом, - отмечает Елена Бадулина. - Согласно ему, минимальная фракция шлака, или как его именуют металлурги, щебня, начинается от трех миллиметров, песка - от 0,7. Процент смешения частиц различных фракций также строго регламентируется ГОСТом. Но то, что мы получили по факту, скорее мелкодисперсная фракция сталеплавильного песка или пыли. При благоустройстве могут использоваться сыпучие вещества, но только в том случае, если они соединены с вяжущими веществами. На металлургическом комбинате нам отвечают, что таким связывающим веществом может быть вода. Но практика показывает, что ни вода, ни природные осадки такую пыль не цементируют.
Что касается дорожного строительства, то, как пояснил начальник управления дорог и транспорта Липецкой области Валерий Елфимов, здесь используют только доменные шлаки. Чиновник напомнил, что еще в 80-е годы был печальный опыт, когда на эти цели в качестве эксперимента пытались использовать сталеплавильный шлак. Но из-за его высокой активности дорожное покрытие быстро разрушилось.
- Эксперимент в свое время сочли неудачным и распространения он не получил, - отметил Валерий Елфимов. - И я со всей ответственностью заявляю, что сегодня в Липецкой области - и не только в ней - сталеплавильные шлаки в дорожном строительстве не используют. В то время как с использованием доменного шлака у нас сделано более 70 процентов дорог.
Есть в этой истории вопросы и к чиновникам. Ведь они же могли не принимать неликвидную продукцию. Глава одного из сельсоветов Липецкого района уже понес за "неосуществление производственного контроля" административное наказание. И хотя экологии говорят, что неоднократно поднимали проблему на кустовых семинарах с главами, такое благоустройство длилось не год.
- Сейчас мы запретили главам сельских поселений принимать эти мелкодисперсионные фракции сталеплавильного песка, - говорит Елена Бадулина. - И теперь многие от этого отказываются.
За год в управление экологии поступило более 20 обращений от жителей. В каждом - по 70-80 подписей
Как сталеплавильный шлак влияет на здоровье человека, точно не известно. Жители тех населенных пунктов, в которых приходится дышать сталеплавильной пылью, жалуются на кашель, аллергический насморк, резь в глазах. Отметим, что Липецкая область - один из лидеров по раку легких. Поэтому неудивительно, что липчане так обеспокоены тем, из чего делают дороги.
В областном управлении экологии говорят, что в их компетенции лишь определить влияние вещества на окружающую среду.
- Сталеплавильный шлак по просьбе управления экологии исследовал криминалистический центр УВД Липецкой области, - сообщила Елена Бадулина. - Там его разложили на химические составляющие. Мы обратились в Роспотребнадзор, чтобы они дали заключение - как он может влиять на здоровье человека. Кроме того, шлак на исследование взяли специалисты института промышленной экологии, который действует при Росприроднадзоре РФ, но в настоящее время окончательных результатов не поступило. Отмечу, что образцы для исследований предоставлял сам НЛМК. И среди них попадались отходы и третьего класса опасности.
Эта проблема вызвала в обществе большой резонанс. Одни радуются, что у них хотя бы такие дороги появились вместо полного бездорожья. Другие считают, что комбинат таким образом решал проблемы утилизации производственных отходов. Дело в том, что на площадках предприятия еще с советских времен скопилось более пяти миллионов тонн отходов производства, не считая текущих. Их утилизация - процесс дорогостоящий. А с 2015 года ужесточается экологическое законодательство, и советское наследие может обойтись в копеечку.
- В 2012 году на территории комбината переработано около 4,5 миллиона тонн отходов, в том числе 4,3 - текущих и почти 0,2 - ранее накопленных, - пояснили в пресс-службе НЛМК. - В процессе переработки возвращено в производство в качестве сырья более 2,6 миллиона тонн. Остальная часть направлена для производства строительных материалов, обустройства внутренних дорог, рекультивации объектов на территории комбината. Объем переработки, реализации и использования текущих отходов производства составил почти 94 процента от объема образования отходов в 2012 году.
Областные экологи утверждают, что это только часть того, что скопилось на площадках комбината. А 2015 год не за горами.
А как у соседей
Власти Воронежа и Воронежской области опровергли предположения о том, что река Тавровка в районе поселка Масловка стала объектом химического загрязнения. Местные жители стали бить тревогу из-за появления резкого неприятного запаха и сине-зеленой пленки, покрывшей поверхность водоема. "Согласно исследованию отобранных проб воды, содержание загрязняющих веществ в воде из реки Тавровка в месте ее впадения в затон не превышает установленные нормативы, а в воде из затона - свидетельствует о разложении большого количества органических соединений, предположительно - водорослей", - сообщили в управлении Росприроднадзора. В мэрии, со ссылкой на мнения ученых, также отметили, что резкое ухудшение экологической ситуации в Масловском затоне обусловлено метеорологическими условиями.
Ольга Глазунова
Российская газета, 27.08.2013, 12:17.