Воронеж. 05.09.2013. ABIREG.RU – Светская хроника – Подвешенные на веревку возле, простите уж, туалета старые тапочки. Снятые на любительскую пленку барышни в нарядных кокошниках, танцующие кадриль в подворотне на фоне «жигулей». Ну и, конечно же, груда металлолома, многозначительно распушившаяся в центральной части комнаты. «Фестиваль детского творчества?» – спросите вы. Нет, это рассказ о «черноземных» ангелах и чудищах, а проще говоря – выставка современного искусства под названием «Бестиарий», открытие которой состоялось в Воронежском центре современного искусства (ВЦСИ).
Немного о выставке. В этом году воронежская богема под руководством новоиспеченного ректора ВГАИ Эдуарда Боякова организовала фестиваль искусств под названием «Чернозем», который включает в себя четыре направления – литературу, музыку, театр и изобразительное искусство. От более известного фестиваля искусств – Платоновского – «Чернозем» отличает то, что творцы здесь не международного масштаба, а «местного пошива» - черноземного.
Так вот. Выставка «Бестиарий» открылась именно в рамках этого фестиваля. По словам куратора выставки Ильи Долгова, «Бестиарии» - это повествование об ангелах и чудовищах, страхах и монстрах, живущих внутри нас.
- О чем выставка?
- Об ангелах и чудовищах, о страхах и желаниях каждого из нас.
- А конкретней?
- К примеру, композиция с подвешенными тапками, как это ни странно, символизирует экологическую катастрофу. Человечество вообще создало свой, искусственный мир и обернулось им, как коконом. А хорошо это или нет – каждый решает для себя сам. С одной стороны, жить в коконе – это вполне комфортно, а с другой стороны, создание искусственной цивилизации может привести в экологической катастрофе. Почти о том же и другая композиция - «Пылинка-турист»: через симметрию фигуры мы хотели выразить упорядоченность и однообразность, к примеру, жизнь по расписанию в стандартных (и таких же симметричных, как фигура) панельных домах. Так называемый день сурка. Разорвать этот круг – вот та проблема, которую мечтает решить не одно поколение художников.
- А девушки и кадриль?
- Здесь, как ни странно, мы усмотрели русалок, увлекающих в омут.
- В омут чего?
- В омут провинциализма и ограниченности. Есть такое выражение: «Где родился, там и сгодился». Народные костюмы этих так называемых «сирен» выражают официоз, присущий празднованию, скажем, Дня города. Серость улиц же, наоборот, отражает всю обыденность происходящего. Эта серость – пучина, куда утаскивают «русалки», - бывает очень заманчива.
- Разве это плохо?
- Каждый решает это для себя сам. Меня увлекло – я, воронежец, переехал в Москву и сейчас снова вернулся в родной город.
- Поймут ли воронежцы «Бестиарий»?
- Посмотрим. В любом случае, полезно лишний раз напомнить людям об их внутренних монстрах и о самом темном часе, который, впрочем, всегда наступает именно перед рассветом. Надежда есть.
К слову, воронежцы, вероятно, все же не поняли задумки авторов. Я обратилась сразу к нескольким «ценителям» современного искусства с вопросом «А в чем же, собственно, соль?». И, увы, не получила внятного ответа, а лишь общие фразы типа «весьма концептуально», «черты присущи настоящему современному искусству». Однако справедливости ради стоит отметить, что отвечали «знатоки» с весьма одухотворенными лицами.
Может, я чего-то не понимаю, а может смысл настолько глубоко, что его просто нет.