23 ноября 2024, 02:12
Экономические деловые новости регионов Черноземья

ТОП-5 действий для сохранения бизнеса

Экономические деловые новости регионов Черноземья
Экономические новости Черноземья

ТОП-5 действий для сохранения бизнеса

игра от Авито

Совладелец тамбовского ООО «Зеленая долина» Михаил Корнев: «Молодые люди должны быть мне признательны, что родители не будут загонять их в огороды»

05.09.2013 17:16
Автор:
Эксклюзив - Основатель тамбовского агрохолдинга «Зеленая долина» Михаил Корнев честно признается, что друзья считали его сумасшедшим, когда два года назад он продал сеть своих супермаркетов и решил заняться овощами. Сегодня это, пожалуй, один из немногих представителей российского АПК, который не жалуется на условия ВТО. По его убеждению, если грамотно вести бизнес, то «жить можно» и при ВТО, и при отсутствии госдотаций.

Воронеж. 05.09.2013. ABIREG.RU – Эксклюзив – Основатель тамбовского агрохолдинга «Зеленая долина» Михаил Корнев честно признается, что друзья считали его сумасшедшим, когда два года назад он продал сеть своих супермаркетов и решил заняться овощами. Сегодня это, пожалуй, один из немногих представителей российского АПК, который не жалуется на условия ВТО. По его убеждению, если грамотно вести бизнес, то «жить можно» и при ВТО, и при отсутствии госдотаций. Крупнейший овощеводческое хозяйство региона станет одним из основных поставщиков картофеля для McDonald’s, а сам Михаил Корнев надеется когда-нибудь накормить своей картошкой всю Россию.

- «Зеленая долина» станет одним из основных поставщиков картофеля для McDonald’s. Основатель ГК «Белая дача», которая будет в партнерстве с Farm Frites строить завод по переработке картофеля в Липецке, Виктор Семенов признался, что основная проблема при реализации проекта состояла в отсутствии в России качественного картофеля...

- Да, единственный фактор, который мог поставить под сомнение строительство завода в Липецкой области, – это сырьевая база. У McDonald’s были серьезные опасения, что в этой климатической зоне вообще невозможно производство качественного картофеля в необходимых объемах. Но они приехали в «Зеленую долину», посмотрели наши хранилища, наши поля, нашу систему орошения. Мы их убедили в том, что можем выращивать весь нужный объем. Конечно, будут и другие поставщики у завода, специфика такая у этого производства, что риски нужно дифференцировать. Но мы надеемся, что будем базовым поставщиком завода Farm Frites для McDonald’s, а возможно – и для сети ресторанов Burger King, открытие которых в России ожидается в самое ближайшее время.

- Но для картофеля, который перерабатывается на заводе, нужны определенные технологии выращивания, сорта. Поэтому многие производители признаются, что им невыгодно заниматься такими поставками.

- На самом деле, все, что нужно, - это орошение, грамотная технология, а также правильный сорт. Все это нам под силу. Мы вырастили в этом году по просьбе голландской компании пробные поля необходимых им сортов. По прогнозу, урожайность составит 50-55 тонн с гектара. Это очень много. Голландцев в итоге устроило качество: картофель не болен, имеет правильную форму – большой ровный клубень. Если будет заказ на большой объем, без сомнений его выполним. Кроме того, мы показали руководству McDonald’s свою лабораторию иммуноферментного анализа, которая ими тоже была оценена по достоинству. То есть услуги по контролю качества картофеля мы можем оказывать и другим поставщикам этого завода.

- Вы довольно современный бизнесмен: в поисках новых технологий объездили заводы Европы, закупили уникальные комбайны, которых пока нет у ваших коллег в ЦФО, да и к тому же активно пользуетесь соцсетями. Для Тамбова это все-таки редкость.

- Просто у меня очень активная жизненная позиция, и мне нравится этот бизнес. Продав сеть магазинов, я начал его с нуля. Причем большинство коллег и друзей сочли меня, наверное, сумасшедшим. Продать 20 успешно работающих супермаркетов и пойти в сельское хозяйство… Да еще в картошку – это же очень сложная культура. Но прошло время, у нас все получилось. Сегодня буквально каждый месяц подтверждает правильность выбранной стратегии.

К социальным сетям у меня свое отношение. Я что-то рассказываю о себе и, естественно, заинтересован, чтобы активно развивались и аккаунты «Зеленой долины». Знаете, почему это важно? Молодежь сегодня в соцсетях фактически живет, и информацию о нас она получает именно оттуда. Когда приезжают специалисты на собеседование и говорят: «Мы видели вашу страницу в сети» – значит, работа проводится не зря. Мы же не просто работаем, а живем этим проектом. Нам нравится та скорость, с которой мы его делаем. Поэтому стараемся, чтобы тот, кто хочет у нас работать, сегодня даже на расстоянии этот колючий драйв почувствовал.

- Но в одном из интервью вы признавались, что вам не очень нравится сельское хозяйство и даже в детстве вы не любили ездить на дачу. Что изменилось?

- Я действительно не любил ездить на дачу в детстве – мама заставляла. Потом к двоюродной бабушке ездили в Липецкую область. Там был огромный огород, который обрабатывали вручную. От лопаты, естественно, постоянно были мозоли на руках. Потом надо было таскать тяжелые мешки. Все время эта картошка, картошка… Такая повинность: в школе – картошка, в институте – картошка… Очень не любил я это дело.

Сегодня наши технологии совсем другие, ручного труда практически нет. Так вот теперь, производя вот эти десятки тысяч тонн картофеля – качественного, недорогого, – скольких молодых людей я избавил от необходимости проводить все лето на даче и «срывать» ладони в кровь о черенки лопат. Так что в нашем проекте есть даже некая социальная миссия… Молодые люди должны быть мне признательны, что их мамы и бабушки не будут загонять их в огороды.

- Название вашего агрохолдинга идентично названию агротехнопарка, создание которого было инициировано губернатором Олегом Бетиным в Мичуринске. Проекты до сих пор путают. Почему вы выбрали такое название?

- С легкой руки губернатора Олега Бетина начался и наш проект. На тот момент, больше двух лет назад, как раз разворачивался агротехнопарк и было придумано название «Зеленая долина». Я тогда только-только начинал думать об аграрном бизнесе. Мне так понравилось это название, в нем была какая-то свежесть… Тогда начало развиваться «Сколково» - российская «силиконовая долина». И тут вдруг у нас на Тамбовщине тоже появится своя «долина» – своеобразный центр технологий. Пронзительно хороша была идея, поэтому я за нее уцепился. Спросил у губернатора - он разрешил взять название. Компания была зарегистрирована, а через год пошел сам проект.

- Тем не менее вы замыслили ребрендинг.

- Дело в том, что мы хотели выпускать продукцию под брендом «Зеленая долина», у нас это не получилось. Такая торговая марка уже зарегистрирована питерской компанией, которая поставляет зелень в магазины. Мы можем назвать так компанию, ставить печать в трудовую книжку, но продукт так назвать не можем. Поэтому после долгих раздумий решился дать этому проекту свою фамилию. Создана компания «КорневГрупп», разработан брендбук, знак официально зарегистрирован. В «КорневГрупп» есть торговая компания «КорневПродукт», имя которой ставится на всю нашу упаковку, есть «КорневЛогистик». Получается, что «Корнев» – это некий зонтичный бренд, который будет объединять торговые марки «Тамбовская картошка», «Овощное танго», «БорщОв» и другие.

- Как в целом на сегодняшний день проходит реализация вашего проекта?

- Сегодня у нас 22 тыс. га земли. Из них 1,3 тыс. под орошением. Построен зерновой элеватор – первая очередь на 20 тыс. тонн зерна. Сейчас заканчиваем проектирование и этой осенью начнем строительство второй очереди элеватора. Общая мощность в итоге составит 60 тыс. тонн. Построено две очереди хранилища на 60 тыс. тонн товарного картофеля и 5 тыс. тонн семенного картофеля. Есть также холодильник для капусты и моркови – на 2 тыс. тонн. Конечно, создана инфраструктура, правда, при помощи бюджета области: подведены высоковольтные линии, газ высокого давления, построена дорога.

У нас есть также очень мощная линия по очистке, мойке, полировке и упаковке картофеля мощностью 100 тонн в час. Занимаемся поставками овощей в магазины Меtrо, «Реал», «Магнит», Х5, «Ашан», «Азбука вкуса». Я уверен, что будет контракт с «Седьмым континентом» и сетью гипермаркетов «О’Кей», а также 40 региональными сетями такого масштаба.

В целом пока освоено 2,5 млрд рублей.

- Сейчас вы выращиваете овощи только на открытом грунте?

- Да. Вообще, мы хотим довести площади под картофель до 5 тыс. га. В течение двух-трех лет. У нас серьезные амбиции. Мы хотим стать крупнейшим производителем картофеля в России. Это цель, о которой я открыто говорю. В планах еще развитие тепличного комплекса. У нас есть участок со всеми необходимыми коммуникациями на северо-западной окраине Мичуринска. Общая площадь тепличного комбината – 40 га с заводской зоной, где продукция будет отсортировываться и упаковываться. Основные культуры – это томат и огурец, а также салатная группа. Мы с нашими голландскими партнерами сделали проект, но он не переведен на русский язык, он требует адаптации и детализации. В силу того что законодательство разное. Проект очень дорогой – около 6 млрд рублей. Сроки окупаемости тоже крайне велики. Поэтому пока взяли небольшую паузу. Но мы обязательно будем его реализовывать. Окончательное решение будет принято в следующем году.

- А планы по строительству картофелеперерабатывающего завода в силе?

- Он в планах и активно движется. Вот в октябре состоится еще одна большая поездка: мы нашли в Польше завод – точную копию того, что планируем создать. Едем смотреть большой делегацией. Строительство начать планируем в следующем году, если все пойдет нормально и маркетинговые исследования подтвердят наши ожидания. Объем инвестиций – на уровне 35-40 млн евро. Будет перерабатываться картофель и морковь. Мощность первой очереди по картофелю составит 2,5 тонны в час с возможностью удвоения, по моркови – 1,5 тонны в час также с возможностью удвоения.

- А вы считаете, что российский потребитель созрел до потребления таких полуфабрикатов?

- Вы знаете, российский рынок повторяет западный. Мы делаем все то же самое, но с опозданием на несколько лет. В Америке, например, перерабатывается 80% картофеля, который вырастает, в Европе – 60%, в России – меньше 1%. Думаю, тенденция очевидна: рынок будет двигаться в этом направлении. Но, в любом случае, голословных или интуитивных выводов тут быть не должно. Сейчас занимаемся серьезным маркетинговым исследованием о предпочтениях потребителей. Но я уверен, что людям нужны продукты с высокой степенью готовности, но с сохранением всех полезных свойств. Люди хотят фреш, но хотят кушать его быстро. Покажите мне человека, который любит чистить картошку. Покажите мам, любящих чистить деткам морковку, а это надо делать… А тут получается, что и картофель, и морковь уже очищены.

- Сегодня многие аграрии жалуются на невыносимые условия в связи со вступлением России в ВТО. Как считаете, достаточно ли господдержки отечественным овощеводам для здоровой конкуренции с западными производителями?

- Конечно, хотелось бы, чтобы мы получали больше дотаций, а те, которые уже есть, приходили бы вовремя. Задержка, которая сегодня существует, тревожит не только меня, но и всех моих коллег. Но тем не менее сегодня на рынке сельского хозяйства можно работать. Я знаю хозяйства, которые вообще не получают дотаций, но имеют хорошую прибыль, потому что ведут дела правильно. А знаю хозяйства, которые получают все мыслимые и немыслимые субсидии, при этом они глубоко несчастны и убыточны, потому что дела ведут неправильно. При этом у нас неплохое законодательство по налогообложению для аграриев, есть субсидирование процентной ставки по банковским кредитам – это здорово. А также у нас гораздо ниже стоимость рабочей силы, стоимость энергоресурсов, да и сама земля меньше стоит. У нас колоссальной резерв в производительности труда, применении технологий, снижении себестоимости – не в дотациях дело, а в умении вести дела.

Подписывайтесь на Абирег в Дзен и Telegram
Комментарии 0