Воронеж. 06.09.2013. ABIREG.RU – Светская хроника – О своих проектах, о местной культуре и возможностях творческой реализации в «нестоличных городах» рассказал ABIREG.RU Сергей Баловин – воронежский художник, известный своим проектом «Натуральный обмен».
Вкратце расскажем, кто такой Сергей Баловин и чем он знаменит. Во-первых, он живет и работает без денег, обменивая портреты на все необходимое, во-вторых, таким образом он собирается совершить кругосветное путешествие и удачное начало этому было положено нынешней зимой.
Ну, а если совсем серьезно, то Сергей – именно тот художник, который «приближает искусство к народу». Его проект «Натуральный обмен» - не только креативное выражение себя как художника, но и возможность взаимодействия с публикой. Некий арт-фидбэк как для автора, так и для обывателя. При этом нет никакой разницы, рисует ли Сергей портрет звезды Рунета Артемия Лебедева или обычного жителя, скажем, Тамбова. И хотя сам Сергей иронично называет себя аферистом и халтурщиком, его имя стало широко известно, а проект получил практически мировое признание. Да и сама задача натурального обмена не так проста, как кажется на первый взгляд. Это, в первую очередь, - поиск места художника в социальной среде.
- Сергей, с чего начался «Натуральный обмен», был ли это изначально спланированный проект или все случилось спонтанно?
- Да, скорее спонтанно. Я приехал в Шанхай, где не знал почти никого. В квартире, которую я снял, не было ничего. Минимальная мебель. Ни подушек, ни посуды, ни постели. Зато была русская соседка Алина. Но она уже собирала вещи для переезда в Израиль. Я зашел к ней на чай и увидел мольберт. Сказал, что мог бы его купить. Это было бы удобно – не пришлось бы ломать голову над тем, как везти его из магазина (по-китайски я не говорил совсем). Алина сказала, что мольберт ей очень дорог как память, это был подарок от друзей. Но везти его в Израиль и сложно, и дорого. Тогда я предложил поменять подарок на подарок: я делаю картинку и картинку меняю на мольберт. Алина согласилась, ей нравились мои работы. Потом она предложила мне тарелки, сковородки, утюг, гладильную доску, велосипед, микроволновую печь и несколько коробок с книгами. Потом я дал объявление на форуме русского Шанхая, что готов делать портреты в обмен на полезные штуки для дома. Через несколько недель у меня появилось несколько десятков новых друзей и все необходимое для жизни.
- Как можно принять участие в вашем проекте?
- Принять участие в «Натуральном обмене» можно, просто приехав в место проведения акции с любым полезным подарком. Но лучше все же предварительно отправить заявку. Это поможет определиться в выборе предмета обмена. Все это можно посмотреть на моем сайте. Если в списке нет вашего города, вы можете пригласить художника к себе.
- С чем было связано ваше решение уехать из Воронежа?
- Мне всегда хотелось увидеть мир, путешествовать. Сначала в 2008 году я уехал во Францию, но продолжал жить на два города и преподавал в Воронеже в пединституте. Мне было интересно работать с зарубежными художниками, знакомится с другими культурами. Если быть до конца откровенным, то я считал Воронеж очень провинциальным и скучным, но сейчас моя точка зрения изменилась. Такие города, как Воронеж, интересны тем, что здесь еще не так много всего произошло и есть чем заняться. Сейчас, на мой взгляд, все только начинается. В последние годы начали проводить большие фестивали. Это интересно. А когда город пресыщен событиями, то и художнику сложнее себя в нем реализовать.
- Почему вы оставили свой выбор именно на Китае?
- Я работал в Воронежском пединституте, и среди моих студентов были китайцы. Они предложили помочь мне организовать выставку в своей стране, и я согласился. Первый мой визит в Китай был очень успешным. Мои картины понравились, удалось продать много работ. Потом я поехал туда еще раз и снова выставлялся. Тогда это были чисто коммерческие проекты. Я старался писать в более классическом стиле. Последняя выставка не удалась. Ничего не купили. В принципе, можно было бы ее повторить в другом городе, в другом месте. Но мне это надоело. Я решил, что это знак: такая деятельность – это не мое. И приступил к акции «Натуральный обмен». Сначала я писал в основном, портреты детей, и они дарили мне какие-то мячики, шарики. Так что у меня стали возникать некоторые сомнения в успешности затеи. Но вскоре стали дарить более нужные вещи: начиная от каких-то мелочей – свечек, ложек, тарелок – и заканчивая стульями, микроволновой печью, велосипедом. То есть изначально мне в Китае было проще продавать свои картинки, а потом появился мой проект. И сам Шанхай мне очень нравится.
- А есть мысли вернуться в Воронеж?
- В каком то смысле я и не уезжал отсюда. Я всегда с удовольствием приезжаю в родной город, но пока для меня больше деятельности в Шанхае. С городом все в порядке, просто для того, чтобы остаться здесь навсегда, что-то должно измениться в моей голове. Но отмечу, что за последние годы мое отношение к городу сильно изменилось. Если раньше оно было даже немного брезгливое, то сейчас могу уверенно сказать, что Воронеж – вполне нормальный город, просто пока я себя не вижу в нем. Мне интересно дальше продолжать путешествия, менять места.
- А в чем объективнее минусы и чего не хватает молодым художникам или просто творческим людям в Воронеже или любом другом «нестоличном» городе?
- В той же Франции часто находятся фонды, организации, которые помогают финансово, здесь это сложнее сделать, труднее найти такую поддержку. Хотя все-таки людям удается создать свой проект, поэтому нельзя сказать, что это такая уж большая и неразрешимая проблема. Раньше я бы говорил, что здесь не хватает культурной жизни, но сейчас она есть. В Воронеже есть арт-группа «Квадрат», Воронежский центр современного искусства. Должно быть больше таких активных ребят, которые будут реализовывать разные арт-проекты. Еще художникам – в частности, в Воронеже – не хватает, наверное, кругозора. На своем опыте могу сказать, что и я, и многие мои сокурсники имели достаточно зашоренный взгляд на искусство, ограничивающийся знаниями, которые были поучены в системе образования. А система эта ориентируется на искусство XIX века. Это не совсем правильно. Художнику, который воспитывался на основе знаний XIX века, в XXI реализовать себя достаточно сложно. Это если говорить про систему художественного образования. Но это не только случай Воронежа, а довольно частое явление в принципе в России.
- Что бы вы посоветовали творческим людям небольших городов? Как найти себя, придумать свой успешный проект?
- На самом деле надо расширять кругозор, по возможности больше путешествовать, общаться с разными людьми. Не надо искать какие-то модные тенденции. Это ни к чему. Надо найти в себе, что ты хочешь делать, искренне, по-настоящему. Не заниматься тем, что идет не от души, из этого все равно ничего хорошего не получится, даже если попасть в тренд. Найти не занятое направление. Успешные современные художники находят что-то свое интересное, что отличается от всего остального, и начинают над этим бесконечно работать, потому что это ново по своей сути, увлекательно, а не просто модно.
Кстати, 13 сентября у Сергея в Воронеже состоится встреча со всеми, кто хочет «отпортретится» или просто послушать о проекте и путешествиях. А о месте и времени вы можете узнать в блоге художника.