Может ли черноземный регион обезопасить себя от некачественных импортных продуктов
Как решить проблему дефицита продовольствия, при этом поставить во главу угла безопасность продуктов питания, и может ли Россия, обладающая огромным ресурсом плодородных земель, защитить себя от некачественного импорта и стать крупнейшим поставщиком полезных продуктов? Корреспондент «РГ», побывав на международной конференции «Безопасное питание—основа устойчивого развития», выяснила мнения экспертов.
Власти Тамбовской области первыми в ЦФО еще в конце прошлого года вышли в Организацию Объединенных Наций с предложением объединить усилия по формированию системы продовольственной безопасности. В частности, создать профильные всемирный фонд и международный институт. Появиться эти структуры могут как раз на Тамбовщине на базе наукограда сельскохозяйственного профиля в Мичуринске. По крайней мере, такую инициативу одобрил генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун.
Проблемой качества питания в мире озабочены неслучайно. По данным экспертов ООН, острота дефицита продовольствия в результате скоординированных усилий разных стран начала снижаться. Однако в связи с бесконтрольным применением химических и биологически активных веществ вопросы качества сырья и продуктов, которые определяют здоровье населения и сохранение генофонда, выходят на первый план. При этом координатор программы «Регионы России и цели развития Организации Объединенных Наций» Виктор Мальцев признает, что в системе ООН направление безопасного питания, по сути, пока не разработано.
— Хотим мы или нет, но 85 процентов сои мирового производства, 35 процентов кукурузы, 50 процентов рапса — трансгенные, — отмечает доктор медицинских наук, директор НИИ питания РАМН Виктор Тутельян.
В то же время импорт продовольствия в Россию сегодня составляет 40 процентов. Но какого оно качества, какие технологии использованы? Вопросы являются очень острыми.
Отметим, что, по словам Виктора Тутельяна, все, чем сейчас торгуют в наших магазинах, безопасно. В то же время многие эксперты сетуют на то, что со вступлением страны в ВТО доля трансгенных продуктов резко возрастет. Россиян волнует и то, что в настоящий момент нет эффективных инструментов контроля качества импортируемых продуктов. Не существует и реестра ГМО. Наконец, не разработаны правила регистрации экологически опасных образований и методы их проверки. Соответственно, доказать, что продукт действительно относится к здоровому питанию, не всегда простая задача.
— На первый план выходит система контроля, — говорит Виктор Тутельян. — Мы должны контролировать всю производственную цепочку — от почвы до прилавка. Для этого нужно создать мощную лабораторную базу.
Кстати, продвижение на рынок не только безвредных, но и полезных продуктов — еще одна задача, которую предстоит решить. В некоторых странах Евросоюза, по словам Виктора Мальцева, это делается в том числе и через сеть магазинов безопасного питания. Было бы неплохо, если бы такие супермаркеты появились и у нас.
О том, что проблемы с качеством питания испытывает и Запад, отмечает побывавший в Тамбове профессор Университета прикладных наук Анхальта (Германия) Михаэль Шенк. По его словам, в основном речь также идет об импортируемой продукции, и главная проблема здесь — в различных стандартах качества питания.
Она влияет и на возможности наших производителей выходить на европейский рынок. Как отмечает тамбовский губернатор Олег Бетин, сельскохозяйственная продукция из регионов легко находит сбыт в столице, но для ее попадания на западные прилавки необходимо в ручном режиме преодолевать целый ряд искусственных преград.
Между тем, как утверждают эксперты, распространенная практика здорового питания может позволить снизить затраты на здравоохранение.
Ольга Глазунова
Российская газета, №213, 24 сентября 2013 года.