WorldClass

23 сентября 2024, 04:20
Экономические деловые новости регионов Черноземья

ТОП-5 действий для сохранения бизнеса

Экономические деловые новости регионов Черноземья
Экономические новости Черноземья

ТОП-5 действий для сохранения бизнеса

Новая газета // Поднадзорные

14.05.2009 13:23
«Кошмарить» проверками предпринимателей становится все сложнее. В условиях кризиса федеральная власть решила облегчить жизнь малому и среднему бизнесу, защитив его от чрезмерных домогательств и произвола чиновников-ревизоров. Их — тьма. В нашем регионе действует более 40 контролирующих органов различного уровня, полномочия которых в ряде случаев пересекаются. Причем в одном учреждении о функциях своих коллег из другого ведомства зачастую не знают. Отсюда — злоупотребления и неоправданно высокое количество плановых и внеплановых ревизий.

«Кошмарить» проверками предпринимателей становится все сложнее.

В условиях кризиса федеральная власть решила облегчить жизнь малому и среднему бизнесу, защитив его от чрезмерных домогательств и произвола чиновников-ревизоров. Их — тьма. В нашем регионе действует более 40 контролирующих органов различного уровня, полномочия которых в ряде случаев пересекаются. Причем в одном учреждении о функциях своих коллег из другого ведомства зачастую не знают. Отсюда — злоупотребления и неоправданно высокое количество плановых и внеплановых ревизий. Так, в 2006 году без учета прокурорских и налоговых проверок в стране проведено более 20 млн разных инспекций, на которые из бюджета потрачено более 162 млрд руб. Почти 80% внеплановых проверок приходится как раз на субъекты малого и среднего предпринимательства, где численность персонала не превышает 250 человек.

Жареный петух, похоже, клюнул власть в одно место. До нее наконец-то дошло, что негоже так безжалостно резать «дойных коров». И что пришла пора приостановить «бойню», умерив аппетиты «животноводов», вечно голодных правоохранителей и чиновников.

В декабре прошлого года по инициативе президента Медведева был принят новый закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Он должен был вступить в силу с 1 июля этого года, однако под давлением экономической ситуации он начал действовать уже с 1.05.2009.

Закон, в частности, возложил на органы прокуратуры новые полномочия, главное из которых — согласование внеплановых проверок предприятий малого и среднего бизнеса. В структуре прокуратуры области создан отдел по надзору за исполнением законодательства о государственном и муниципальном контроле, а на местах назначены ответственные сотрудники. Именно с этим отделом местные управления федеральных надзорных и правоохранительных органов (Роспотребнадзор, ГУЧС, ГУВД и др.), а также областное правительство и мэрия теперь вынуждены согласовывать все внеплановые проверки предпринимателей в Воронеже.

Необходимость принятия такого закона назрела давно: всем известно, как чиновники умеют «кошмарить» бизнес внезапными, зачастую заказными и надуманными наездами, парализуя его по нескольку недель, а то и месяцев. А коррупционная составляющая этих наездов? Взятки за не проведение проверок или проведение их в нужном русле, за не привлечение по результатам ревизий к ответственности?

Новым законом установлены жесткие основания для незапланированных выездных проверок, проведение которых сегодня требуется согласовывать с прокуратурой. Вот они: «поступления в органы контроля обращений и заявлений, информации от органов государственной власти и местного самоуправления, из средств массовой информации о возникновении угрозы или причинении вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, а также угрозы или возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». Обращения и заявления, не содержащие таких сведений, а также анонимные, теперь не могут служить основанием для внеплановой проверки. Последнее крайне важно.

Вот мнение председателя Воронежского регионального союза предпринимателей (ВРСП) «ОПОРА» Сергея Наумова: «В последнее время у наших предпринимателей появилось огромное количество нареканий по поводу внеплановых проверок. Недовольство вызывал и тот факт, что подавляющая часть таких проверок проводилась без предоставления сведений о том, кем и на основании чего они инициированы. Органы же, проводившие проверки, зачастую отказывались давать такую информацию. С вступлением в силу закона обращения и заявления, не содержащие этих сведений, не могут служить основанием для проведения внеплановой проверки».

Организационная подготовка в областной прокуратуре уже завершена. Все контролирующие организации уведомлены, куда и к кому обращаться за санкцией. «По закону уже на следующий день после поступления к нам обращения мы должны принять решение о согласовании или отказать в проведении проверки, — пояснил «Новой» начальник отдела прокуратуры области Денис Мельников. — Бюрократическая процедура сведена к минимуму».

Законом предусмотрена возможность проведения внеплановой выездной проверки и незамедлительно — в случае реального причинения вреда жизни и здоровью или возникновения ЧС. Правда, с последующим уведомлением прокуратуры в течение суток, которая соответственно должна или ее прекратить или же «благословить». Кстати, если проверка будет проведена с грубым нарушением (а не согласование с прокуратурой таковым является), то ее материалы не могут служить основанием для привлечения к ответственности тех, кого проверяли. А вот чиновникам за такое не поздоровится.

По окончании согласованной проверки ревизоры обязаны в течение пяти дней направить акт о ее результатах в прокуратуру, чтобы та убедилась в законности принятых (или не принятых) в отношении предпринимателей мер. Прокуратуре также поручено вести реестр внеплановых выездных проверок, их мониторинг. Так что и эта «лавочка» для нечистоплотных чиновников теперь закрылась. Теоретически.

Почему не практически? Нельзя исключать коррупционный фактор и в самой прокуратуре, однако возможности «делать дела» только по своему усмотрению у многочисленных контролеров теперь стало несравнимо меньше.

При столь жестком регламенте новации не повязали контролеров и ревизоров по рукам и ногам, не лишили их возможности оперативно защищать интересы общества и граждан от нерадивых и недобросовестных коммерсантов.

Новый закон не распространяется на оперативно-разыскную деятельность правоохранительных органов и спецслужб. Налоговые органы как приходили, так и будут приходить с проверками по своему плану. Никакого согласования не требуется для проверки выполнения предписания об устранении ранее выявленных нарушений.

В случае сообщения граждан о нарушении закона «О защите прав потребителей» выездные проверки проводятся также без согласования с прокуратурой. Вас крупно обсчитали в магазине или втюхали «осетрину второй свежести» и не раскаиваются? Торгуют сомнительным товаром и без лицензии? Устроили несанкционированную свалку в общественном месте? На ваше обращение в ОВД, Роспотребнадзор или подразделения областного правительства и мэрии эти организации должны оперативно отреагировать. И — без экивоков на прокуратуру. Кстати, причинение имущественного вреда не является основанием для проведения выездных проверок. С этим пожалуйте в суд.

А теперь о других новшествах. С 2010 года вступает в силу положение о сводном плане проверок на 2011 год. До 1.11.2010 все контролирующие органы и департаменты исполнительной власти должны предоставить в прокуратуру планы проведения проверок «малых» и «средних» предприятий на 2011 год. К сведению: плановые проверки проводятся не чаще одного раза в три года. Таким образом текущий прокурорский надзор со временем будет установлен за всеми без исключения проверками. На сайте прокуратуры появится большой сводный план, где будет сказано, кого, кто и когда будет проверять. Кстати, внеплановые ревизии предприятий крупного бизнеса хотя и не попадают под согласования с прокуратурой, но принципы и основания для их проведения — те же. Абы как и туда не придешь.

Сейчас решается вопрос о создании координационного совета руководителей контролирующих органов области, который должен способствовать большей согласованности в их работе и наладить межведомственное взаимодействие. А с августа 2008 года при прокуратуре области уже работает координационный Общественный совет, в который вошли общественные организации и объединения предпринимателей, представляющие интересы порядка 100 тысяч субъектов малого и среднего бизнеса Воронежской области. Совещания проходят не реже одного раза в квартал; ближайшее состоится в мае.

Предпринимательские объединения области уже подписали соглашение о взаимодействии и сотрудничестве с облпрокуратурой. Это особенно актуально в связи с тем, что незаконные правовые акты, процедуры и запреты, административные барьеры, сборы и платежи, ограничение конкуренции, предоставление отдельным лицам странных преференций и привилегий, истребование излишних документов, волокита при рассмотрении заявлений — лишь часть властной политики «геноцида» в отношении малого и среднего бизнеса.

Только в 2008 году в Воронежской области в ходе прокурорских проверок выявлено более 1000 таких нарушений. По протестам прокуроров отменено 93 незаконных правовых акта, внесено 150 представлений об устранении нарушений закона, по которым к дисциплинарной ответственности привлечено 129 должностных лиц.

А еще и эти частые проверки с наездам и... «Старый порядок существенно усложнял работу предпринимателей. Любая проверка отнимает много времени и сил. В нынешних финансовых условиях это особенно неприемлемо, — прокомментировал «Новой» Сергей Наумов. — Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей...» стал своеобразным «подарком» для всего бизнес-сообщества в тяжелые кризисные времена и окажет исключительно положительное влияние на предпринимательство, позволит сэкономить бизнесменам и время, и деньги».

В прокуратуре уже отмечают, что среди контролеров воцарилось некоторое затишье.

С третьего по седьмое мая было только два обращения за санкциями на проверки (Роспотребнадзор и управление по экологии), а в другие времена внезапных ревизий, несомненно, случилось бы гораздо больше. То есть новый закон уже заставил чиновников-контролеров хорошо подумать, прежде чем обращаться в прокуратуру за разрешением.

На него у государства, похоже, теперь вся надежда.

Евгений Шкрыкин

«Новая газета» в Воронеже, №48 от 14.05.2009

Подписывайтесь на Абирег в Дзен и Telegram
Комментарии 0