Воронеж. 15.10.2013. ABIREG.RU – Аналитика – До недавнего времени воронежские власти всерьез задумывались о необходимости преобразований в сфере общественного транспорта. Но сегодня Воронеж на волоске от перехода к конкретным действиям в этом направлении. Речь идет о рассмотрении проекта, разработанного для города латвийским производителем автомобилей и автобусов АМО Plant (основан в 2010 году по инициативе экс-мэра Москвы Юрия Лужкова). Проект предлагает «эволюционно» новый подход к организации системы общественного транспорта, но только при использовании автобусов от иностранной компании. Однако, по мнению экспертов, принятие проекта равносильно согласию на повышение тарифов на пассажирские перевозки.
«Крышующих» маршруты подвинут?
Глава Воронежской области Алексей Гордеев не раз высказывал свое недовольство системой общественного транспорта в столице Черноземья, а точнее – фактически ее отсутствием.
«Никакой системы общественного транспорта в городе нет. В свое время были поделены маршруты. Все это «крышуется», нередко ниточки тянутся даже во власть, в правоохранительные органы», – заявлял губернатор. И добавил, что Воронежу как городу-миллионнику должно быть стыдно за старые автобусы, низкий уровень культуры водителей и обслуживания пассажиров.
Исполнительный директор воронежской компании ООО «ПромИнвест» Александр Носков поделился мнением о том, что важной проблемой на воронежских дорогах является катастрофическая нехватка у «рулевых» города культуры вождения.
«Я предлагаю ввести ликбезы или месячники по разъяснению воронежским водителям, как необходимо себя вести на дорогах. Было бы неплохо, если бы представители нашего ГАИ помнили, что они должны заниматься не только взиманием штрафов, но разъяснением нарушителям на дорогах поведенческих норм и правил движения для профилактики дорожно-транспортных происшествий», – отмечает Александр Носков.
Не секрет, что сегодня большинство маршрутов принадлежит приближенным к аппарату госуправления, которым хозяева автобусов ежемесячно выплачивают «мзду». Проще говоря, взятую с потолка таксу за право работать.
Понятно, в таких условиях власти не вели речь об инвестициях в транспортный сектор. Но проблему решать необходимо, поэтому в облправительстве в начале текущего года заговорили о новой концепции общественного транспорта. По мнению Алексея Гордеева, Воронежу нужно несколько крупных перевозчиков для здоровой конкуренции между собой. Сегодня предпосылки создания такой ситуации есть.
Так, в активной фазе находятся переговоры с автомобилестроительным предприятием АМО Plant (Латвия), которое предложило новую бизнес-модель работы городского транспорта с применением универсальных электронных карт, содержащих информацию о персональных данных воронежцев, маршрутах и перемещениях. Интересно, что иностранные предприниматели предлагают разработать систему субсидирования социально незащищенных воронежцев с объемом ежегодных финансовых вливаний из регионального бюджета примерно в 90 млн рублей. Но, как водится, здесь есть свои «но». Реализация проекта предусматривает исключительное использование автобусов производства АМО Plant.
Предвестники роста тарифов
Какие неизбежности может привлечь такое условие? Во-первых, вытеснение с рынка значительного числа воронежских предприятий транспортного сегмента (как раз то, что входило в планы воронежского губернатора). Во-вторых, выделение бюджетных средств на разработки и внедрения системы адресных субсидий пассажиров. И в-третьих, общественный резонанс: комфортная езда в общественном транспорте, вероятнее всего, предполагает повышение тарифов на перевозки.
При этом в облправительстве пока воздерживаются от каких-либо комментариев по поводу внедрения проекта, ссылаясь на «незавершенные переговоры».
«Стороны пытаются прийти к консенсусу по поводу условий контракта. При этом конкретное решение, а также условия и параметры проекта станут известны не раньше чем через две недели», – объясняют в пресс-службе правительства Воронежской области.
Известно, что делегация АМО Plant в составе исполнительного директора Алексея Маслова и гендиректора российского представительства компании АМО ВUS Russia Веры Перуновой в течение 2013 года неофициально посетила Воронежскую область несколько раз. Однако пока параметры проекта официально не разглашаются.
По словам Веры Перуновой, до подписания контракта рано говорить о стоимости проекта, так как она будет зависеть от количества единиц арендуемых автобусов. По данным «Абирега», реализация проекта предполагает частно-государственное партнерство с участием органов исполнительной власти региона, ОАО «Воронежское пассажирское автотранспортное предприятие №3», а также финансовых институтов – воронежского филиала Сбербанка России и нескольких европейских банков-кредиторов.
«Отмечу, что мы не торгуем автобусами, но предлагаем Воронежу принципиальной новый комплексный подход обслуживания пассажиров, включая требования к техническому состоянию транспорта, внешнему виду и поведению водителей», – поясняет госпожа Перунова. Впрочем, о деталях проведения переговоров с воронежскими властями распространяться не стала. Как и о том, есть ли у компании опыт внедрения аналогичных проектов в других регионах.
Ранее иностранное предприятие предлагало следующую схему: размещение производства АМО Plant и комплекса обслуживания автобусов большой вместимости, которые будут сдаваться в аренду городским перевозчикам, на площадке бывшего Воронежского алюминиевого завода. Кстати, сейчас там расположены мощности «Siemens Высоковольтные аппараты», запланирован проект создания нового дома для воронежской ТПП, а также подыскиваются инвесторы для покупки части задний, в том числе под строительство нового делового центра.
Содержание, техническое состояние, пред- и послерейсовый осмотр подвижного состава иностранное предприятие предлагало взять в свои руки. Тогда как задача местных перевозчиков заключалась в том, чтобы сформировать штат водителей и контролировать движение по маршруту. Отметим, одним из условий организации такого проекта было создание совместного предприятия и участие в нем инвестиционной компании ООО «ПромИнвест», владеющей землей на территории бывшего алюминиевого завода. В свою очередь, та должна была подготовить производственные площади для монтирования конвейера.
Впрочем, сегодня в отношении «ПромИнвеста» введено внешнее управление, да и, по словам его руководства, предприятие за последнее время «никто не приглашал участвовать ни в каких транспортных проектах».
«зАМОрочки» могут быть
Стоит отметить, что некоторые воронежские эксперты, мягко говоря, не в восторге от упомянутых идей и предложений АМО Plant. И считают, что активная позиция зарубежных компаний по продвижению на рынок пассажирских перевозок своей техники «формирует предпосылки монополизации системы транспортного обслуживания населения» иностранными предприятиями. Более того, возможное повышение стоимости комплектующих запчастей для ремонта автопарка или закрытие канала их поставки может негативно отразиться на итоговом объеме и стоимости перевозок. И, как следствие, вызвать рост социального недовольства.
Упомянем также, что АМО Plant, некогда созданная с использованием средств московского бюджета (столица вложила в проект 30 млн евро), сегодня имеет довольно шаткую финансовую платформу из-за намерения российской стороны выйти из состава акционеров компании. Поэтому она в темпе вальса ищет новые направления для расширения рынка сбыта.
Таким образом, сегодня не известно, сколько автобусов большой вместительности от АМО Plant финансово потянет воронежский бюджет, включая расходы на услуги компании по обслуживанию подвижного состава. Конечно, с транспортным коллапсом в Воронеже разбираться как-то нужно. Но и стоит ясно осознавать, что рискованно полностью полагаться в ответственном деле наведения порядка с сфере пассажирских перевозок на иностранную фирму с сомнительной репутацией. Не понятны пока и детали внедрения проекта. Как, например, быть с перевозчиками, которые останутся без средств к существованию в случае реализации новой схемы? Не известно, способны ли промышленные мощности АМО Plant удовлетворить потребности региона в автобусах большой вместимости. По информации «Коммерсанта», производственный план предприятия на 2012 год составлял 120 автобусов. Оборот компании в 2010 году достигал 3,14 млн латов (6,3 млн долларов), а убытки – 76 тыс. латов (152 тыс. долларов).
Кроме того, если реализация предлагаемой схемы работы городского автотранспорта не устроит «уцелевших» в условиях преобразований перевозчиков, последние, скорее всего, инициируют рост протестной активности. Поэтому воронежским чиновникам необходимо сто раз подумать, прежде чем один раз принять конкретное и бесповоротное решение.