10 ноября 2024, 10:10
Экономические деловые новости регионов Черноземья

ТОП-5 действий для сохранения бизнеса

Экономические деловые новости регионов Черноземья
Экономические новости Черноземья

ТОП-5 действий для сохранения бизнеса

Начальник управления образования Липецкой области Юрий Таран: «Бизнес пока предъявляет системе образования много претензий, но навстречу нам идут единицы»

22.10.2013 15:55
Автор:
Липецк. 22.10.2013. Аналитика - В Липецкой области начали реализовать проект организации производственно-образовательных кластеров. По замыслу разработчиков проекта, кластеры, в которых предприятия региона и образовательные учреждения объединятся по отраслевому признаку, будут выпускать специалистов, готовых работать на уровне профессионалов без дополнительного обучения на производстве. О том, для чего нужны кластеры и как идет процесс их создания, «Абирегу» рассказал начальник регионального управления образования Юрий Таран.

Липецк. 22.10.2013. ABIREG.RU – Аналитика – В Липецкой области начали реализовать проект организации производственно-образовательных кластеров. По замыслу разработчиков проекта, кластеры, в которых предприятия региона и образовательные учреждения объединятся по отраслевому признаку, будут выпускать специалистов, готовых работать на уровне профессионалов без дополнительного обучения на производстве. О том, для чего нужны кластеры и как идет процесс их создания, «Абирегу» рассказал начальник регионального управления образования Юрий Таран.

- Юрий Николаевич, зачем нужны производственно-образовательные кластеры?

- У нас сегодня есть где работать, но бизнесу катастрофически не хватает квалифицированных специалистов. И не потому, что образование плохо работает. На мой взгляд, неправильную позицию занимает сам бизнес. У нас по-прежнему считается, что профориентация – это дело образовательных учреждений, а представителя крупного бизнеса в школе увидишь редко. У нас сегодня, например, училища, естественно, борются за контингент. Но чем они привлекают студентов? Они говорят: «Приходите учиться к нам, у нас хороший спортивный зал, наши студенты ездят на экскурсии по городам России» и т. д. А человеку за три года надо научиться зарабатывать на кусок хлеба. Поэтому, считаю, профориентацией должен заниматься бизнес. Представители деловой сферы должны приходить в школу и рассказывать, какой у них бизнес, какие у него перспективы, сколько у них зарабатывают квалифицированные специалисты, как они живут материально, что могут себе позволить в этой жизни. Крупный, средний и малый бизнес должен идти в школу и убеждать старшеклассника: «Поступай учиться на инженера, будешь у меня проходить практику, мои мужики тебе помогут встать на ноги» и т. д. Надо, чтобы бизнес сам участвовал в подготовке кадров. И в этом главная идеологическая идея производственно-образовательных кластеров.

- Вы считаете, что производственно-образовательные кластеры решат кадровую проблему бизнеса?

- Кластеры должны решить две проблемы: хорошая практика для студентов и гарантия трудоустройства. Идея такая: кластер должен работать не по территориальному признаку, как производственные кластеры, а по отраслевому. Мы считаем, что у нас должен быть строительный кластер, металлургический, сельскохозяйственный, машиностроительный. Внутри каждого кластера группа предприятий заключает взаимовыгодные договоры с группой учебных заведений. Бизнес должен вместе с образовательными учреждениями помогать с реальной производственной практикой, чтобы ребята видели реальность современного производства, увидели, как на производстве ценится компетентный специалист, и бизнес должен гарантировать трудоустройство своих практикантов в будущем. Процент трудоустройства - главный показатель работы кластера. Если он будет на уровне 80%, значит, дело поставлено хорошо. И, таким образом, мы гарантируем учащимся, что у них будет работа, а бизнес получит квалифицированных специалистов.

- А на сегодняшний день как выглядит проблема практики и трудоустройства?

- Плохо. Возьмите, например, ресторанный бизнес. Все говорят: не хватает официантов, не хватает хороших поваров. Мы с этим согласны. Мы учим этим специальностям, но где студентам проходить практику? Ребят бросают в зал затыкать дыры, когда они работают в две смены, когда их толком ничему не учат. Мы им рассказываем про гарсона, который во Франции - уважаемый человек, хорошо зарабатывает, отдыхает на островах, а их – наших студентов – просто используют как дешевую рабочую силу. И после такой практики они говорят: «Я не хочу быть официантом». И трудоустроиться выпускнику тоже сложно. Не потому, что некуда, а потому, что как непрофессионала его берут на низкую зарплату. И по этой причине в том числе у нас на рабочие профессии хронический недобор.

- Может быть, дело просто в профессии и поэтому все стремятся стать юристами или экономистами?

- Да, основная часть населения выбирает те специальности, которые в сознании российского обывателя связаны с непыльной работой и неплохим доходом, но этот выбор никак не связан с реальной ситуацией на рынке: и платят им не больше, чем выпускникам других профессий, а с трудоустройством – еще хуже. Этот миф, который поселился в народном сознании, наплодил столько юристов и экономистов, что многие с вузовским дипломом уже поступают в профучилища – рабочему, хоть и не любой специальности, легче найти высокооплачиваемую работу. Каменщик, например, в хорошей строительной компании получает не меньше директора какой-нибудь рядовой фирмы.

- Производственно-образовательные кластеры - это ваша эксклюзивная идея или уже есть какие-то образцы для подражания?

- У нас в регионе есть металлургический учебно-производственный кластер, и там все хорошо отлажено. НЛМК работает в тесном контакте с металлургическим колледжем и с профессиональным лицеем №10. Процент тех ребят, которые закончили эти учебные заведения и устроились на работу на НЛМК, приближается к 90 процентам. Это хороший показатель и хороший для нас пример.

- В проекте производственно-образовательных кластеров вы ссылаетесь на SWOT-анализ и высказываете опасение, что предприятия региона к идее создания ПОК отнесутся с непониманием. Сегодня вы уже запустили проект. Как бизнес к нему отнесся?

- Бизнес на словах к этой идее относится хорошо, а в реальности процесс образования кластеров идет очень сложно. Что-то начинает получаться, но пока на уровне соглашений о намерениях. Ни одно предприятие пока не заключило договоры ни с одним учебным заведением.

- У нас сегодня много предприятий с иностранным капиталом. Они-то как относятся к идее кластеров?

- Они тоже пока присматриваются к проекту. Я думаю, предприятия с иностранным капиталом, где условия работы лучше, чем на наших отечественных заводах, не испытывают острую нужду в квалифицированных кадрах – они просто могут переманить к себе любого специалиста с местных предприятий. Но есть и те, кто думает, кто завтра придет и встанет на их конвейер. У нас в этом плане хорошо работает «Индезит». На «Индезите» есть проект «Индезит-университет», и он на протяжении нескольких лет работает с нашими вузами. Опыт очень хороший, но, к сожалению, единичный. Одним словом, бизнес пока предъявляет системе образования много претензий, но навстречу нам идут единицы.

Подписывайтесь на Абирег в Дзен и Telegram
Комментарии 0