Воронеж. 25.10.2013. ABIREG.RU – Эксклюзив – В российской бизнес-среде существует определенный пласт производства, о котором общественности, как правило, известно очень мало. Выпуском специализированной продукции занимается ограниченный круг предприятий, которые контактируют преимущественно с силовыми и правоохранительными ведомствами. Однако выпуск такой специальной продукции играет важнейшую социальную роль в нашем обществе, а при чрезвычайных ситуациях может спасти много жизней. Генеральный директор НПО «Полюс» Виктор Савватеев рассказал о работе воронежского предприятия, занимающегося производством уникальной техники.
(Видео с сайта "ЗАдело.ТВ")
- Виктор Анатольевич, в чем специфика работы вашего предприятия и какую продукцию вы представляете на рынке?
- Мы занимаемся разработкой и производством подвижных медицинских комплексов на базе автомобилей высокой проходимости, мобильных госпиталей, различной складной мебелью специального назначения. В основном мы работаем для силовых структур. В последний год плотно работаем с Минздравом России. В 2013 году сделали несколько изделий по этому направлению. Мы уже более 10 лет на данном рынке, и, конечно, делать гражданскую продукцию менее сложно, чем выполнять заказы с требованиями МО или МВД, но тем не менее качество нашей продукции всегда остается на высоком уровне. Мы привыкли качественно работать, что и продолжаем делать для новой сферы.
НПО «Полюс» специализируется на различных направлениях деятельности, начиная от комплексов с рентгеновским и флюорографическим оборудованием и заканчивая стоматологией и функциональной диагностикой. Например, в 2011 году мы разработали и поставили для нужд внутренних войск Министерства внутренних дел мобильный мини-госпиталь с полным спектром оказания услуг. Похожих проектов в нашей стране практически нет. В госпитале есть диагностический блок, операционная и реанимационная палаты. Комплекс состоит из пяти специальных автомобилей и 13 палаток, которые соединяются между собой переходами. По сути, он представляет из себя мини-город, разворачивающийся в полевых условиях.
Для подразделений Министерства здравоохранения и частных компаний мы поставляем мобильные диагностические комплексы для оказания услуг врачей различной специализации: терапевтов, отоларингологов, окулистов, гинекологов, есть возможность оказания лабораторных услуг. Правда, в отличие от военной техники в гражданской есть свои модификации, направленные на повышение комфорта и удобства. В России аналогичную продукцию выпускают всего несколько организаций. Рынок гражданской продукции сейчас вообще очень актуальный, так что мы активно осваиваем его.
Также отмечу, что вся наша продукция запатентована.
- Насколько широка география поставок?
- Комплексы поставлены в Хабаровск, Волгоград, Москву, Улан-Уде, Санкт-Петербург, Кострому, Кызыл. У нас обширная география. Приятно, что наши машины проходят по 5-6 тыс. км и достигают пункта назначения абсолютно исправными.
- Какова стоимость одной мобильной группы?
- Цена одного изделия в зависимости от комплектации может составлять от 7 до 25 млн рублей – в зависимости от оборудования и предъявляемых требований.
- Какие планы по разработкам на ближайшее будущее?
- С Минобороны РФ дорабатываем создание диспансерных групп с оказанием полного спектра необходимых услуг. Подобная продукция несколько лет не была востребована в МО в связи малыми объемами финансирования медицины. Однако после проявления природных катаклизмов о таких мобильных комплексах вспомнили.
С 2009 года мы практически не работали с Минобороны, переключившись на МВД и Минздрав. Сейчас станем активнее работать с МО и по программам Минздрава.
- Вы говорили, что можете изготавливать специализированную медицинскую мебель. Как развивается данное направление?
- Наше предприятие изготавливает складную медицинскую мебель которая может устанавливаться как в палатки так и в автомобили-фургоны: столы, стулья, стеллажи, кушетки, умывальники. В общей сложности 15-20 наименований. В зависимости от пожеланий заказчика можем разработать любой вариант.
- Кто составляет вам конкуренцию в такой специфичной сфере?
- В принципе, по Росси не так много конкурентов. Иногда мы конкурируем, иногда сотрудничаем. Все подобные предприятия друг друга знают, где-то даже помогаем, передаем заказы. Все-таки у нас очень узкая специализация.
- Каких показателей удалось достигнуть в прошлом году и как складываются дела в нынешнем?
- Мы работаем очень много с бюджетными организациями, а там имеет место неритмичность финансирования, что сказывается и на нас. Этот год складывается лучше, чем прошлый. Вообще, после 2008 года, когда произошел секвестр бюджета в Минобороны, появились определенные проблемы. Но в 2010 году мы уже работали с внутренними войсками МВД.
- Какие разработки за 10 лет существования вы считаете самыми эффективными и интересными?
- Мы гордимся всеми своими изделиями, потому что каждая вещь уникальна. Наверное, госпиталь для МВД – особенный. Получился очень современный и мобильный комплекс, достаточно недорогой. Он, как конструктор «Лего», может собираться по-разному в зависимости от специфики использования.
Был у нас еще микрогоспиталь. Это автомобиль-фургон с палаткой, его можно использовать при небольших вооруженных конфликтах, когда немного раненых. В микрогоспитале есть даже легкая операционная с оборудованием, то есть это мобильный автомобиль для оказания скорой медицинской помощи.
- Как складывается ваша история с системой государственных контрактов, есть ли спорные моменты?
- Насчет эффективности электронных торгов сказать сложно, потому что система существует всего три года. Сама идея данных аукционов хорошая и удобная, но требования, мне кажется, должны быть пересмотрены. При подаче заявок заказчик может снять участника из-за какой-нибудь лишней запятой в тексте. Федеральный закон №94, по которому идут закупки, сейчас модернизируется. Изменения есть, но они не глобальные. Многие участники торгов жалуются на закон, идет много заявлений в антимонопольную службу.
- Есть ли у вашего предприятия стратегия длительного развития?
- Надо дифференцированно подходить производству. Нельзя все держать в одном мешке. Мы бы хотели выйти на внешний рынок. Велись переговоры с потенциальными заказчиками из Египта, Мьянмы. Белорусы и украинцы тоже проявляют повышенный интерес к разрабатываемой и производимой нами технике, думаю было бы верно развивать именно внешнее направление деятельности.