Воронеж. 28.10.2013. ABIREG.RU – Аналитика – Показатели развития Воронежской области по итогам девяти месяцев нынешнего года совершенно не впечатляют, но, впрочем, являются эхом общероссийской стагнации. Произошел небольшой рост индекса промышленного производства (105%), упал грузооборот транспорта (91,9%), объемы жилищного строительства оказались сопоставимы с аналогичным периодом 2012-го. Но главное, из данных Воронежстата стал понятен ущерб для региональной экономики от африканской чумы свиней, которая, как смерч, прокатилась летом по Воронежской области, - минус 148 тыс. голов.
На фоне общероссийского промышленного роста за девять месяцев в 0,1%, который в любой момент рискует превратиться в спад, воронежские показатели в 105%, безусловно, отдают оптимизмом. Более того, они улучшились в сравнении с итогами первого полугодия на 1%. А к концу года за счет роста инвестиций предприятий, обусловленных особенностью их отчетности, возможно, прибавят 1-2%. Объем работ, выполненных по виду деятельности «Строительство», в январе-сентябре составил 26,2 млрд рублей, или 110% к уровню аналогичного периода 2012 года. Однако организациями всех форм собственности сдано 6,7 тыс. новых квартир общей площадью 434.5 тыс. кв. м, или 100,7%. Иными словами, строительство жилья замерло. В сельском хозяйстве рост, аналогичный строительству (110%), а в действующих ценах аграрии Воронежской области произвели продукции на 107 млрд рублей. Грузооборот в регионе снизился (91,9%). Оборот розничной торговли, как и индекс промпроизводства, вырос ненамного (105,9%). А общий оборот предприятий и организации – на 10,7%, до 657,8 млрд рублей.
Наиболее интересны данные Воронежстата относительно животноводческого сектора. Поголовье крупного рогатого скота к началу текущего года в регионе практически не изменилось - 425,6 тыс. против 421 тыс. голов, аналогичная ситуация с козами и овцами (195 тыс. против 190 тыс. голов), по птице наблюдается заметный (видимо, сезонный) рост (9,7 млн против 8,1 млн голов), а по свинье, напротив, значительный спад (658 тыс. против 510 тыс. голов). Совершенно очевидно, что в последнем случае сказались фактор африканской чумы свиней и политика губернских властей по сокращению свинопоголовья в личных подсобных и крестьянско-фермерских хозяйствах.
Но вот какая бросается в глаза странность. Из 658 тыс. голов свиней на начало года в сельхозорганизациях Воронежской области насчитывалось 472 тыс. голов, а на 1 октября, по данным Воронежстата, из 510 тыс. - 461,5 тыс. голов. То есть в частных подворьях и у фермеров поголовье уменьшилось на 137,5 тыс. голов, а в крупных хозяйствах - всего на 10,5 тыс. Между тем вице-премьер области Анатолий Спиваков заявлял о гораздо меньших потерях в связи с африканской чумой: «умертвить и сжечь», по его выражению, пришлось около 40 тыс. голов. Таким образом, поголовье свиней с начала года уменьшилось в связи с чумой на 108 тыс. - за счет целенаправленной политики губернатора Алексея Гордеева и его команды, направленной на замещение свиноводства в частных подворьях другими видами животноводства. Не исключено, что именно отсюда по итогам девяти месяцев - двухмиллионный рост по птице. Вообще же, как говорил Анатолий Спиваков, африканская чума свиней (меры по ее локализации и уничтожению стада) обошлась бюджету области в 190 млн рублей.
Интересно в связи с АЧС сопоставить цифры Воронежстата. На 1 июля в Воронежской области насчитывалось 633 тыс. голов свиней, то есть минус 25 тыс. голов с начала года, а на 1 октября - уже 510 тыс., то есть минус еще 123 тыс. голов - всего за какие-то три месяца. Сложно даже представить, насколько масштабную и социально тревожную операцию провернули власти. Если, конечно, представить, что для какой-нибудь семьи на селе три-четыре свиньи - не дополнительный доход, а основной источник существования.
Другой важный показатель, связанный с животноводством, - производство мяса. Он составил за девять месяцев 268,9 тыс. тонн в живом весе. То есть по итогам года Воронежская область должна выйти на ориентировочный уровень 350-360 тыс. тонн. В 2009-м было 240 тыс. тонн, в 2012-м - 330 тыс. тонн. Таким образом, от удвоения производства мяса в регионе за пять или шесть лет, что обещал, возглавив регион, Алексей Гордеев, мы по-прежнему далеки. Рост за девять месяцев составил 19,6%.
Из прочих показателей сельского хозяйства обращает на себя внимание серьезное отставание от традиционных графиков уборки свеклы и подсолнечника. Если в 2011-м и 2012-м на 1 октября в Воронежской области было убрано соответственно 1,49 млн тонн и 1,04 млн тонн сахарной свеклы, то в 2013 году - 569,9 тыс. тонн. Аналогичная картина была по подсолнечнику: 231,5 тыс. тонн и 337,8 тыс. тонн - против 128 тыс. тонн.
Надо сказать, что в прошлом году показатели того же индекса промышленного производства были в Воронежской области гораздо выше. За девять месяцев - 135,4%, а по итогам всего года - 129,4%. Однако стагнацию, опираясь не только на общефедеральные, но и на внутрегиональные тренды предсказывал губернатор Алексей Гордеев. «Задача сохранения заданных темпов экономики остается, - говорил он, - хотя плюсовать в промышленном производстве становится все тяжелее». По сравнению с докризисным 2008 годом воронежская экономика, если учитывать инфляционные процессы, к началу 2013-го выросла всего на 12%, признавал глава региона.
Кроме того, в Воронежской области наблюдается негативная динамика инновационной активности. Удельный вес инновационно активных предприятий, по данным областного департамента экономического развития, составлял в 2011 году 9,2%, а в 2012-м - 9%. Соответственно, снижалась доля инновационной продукции в объеме отгруженных товаров (16% - в 2011-м и 14,7% - в 2012-м). А число используемых передовых технологий за последние три года упало на 27%. Из 47 заявленных в регионе инновационных проектов, по данным департамента, реализуются семь-десять.
Но в большей степени на торможение экономического роста в Воронежской области влияют, конечно, общефедеральные факторы, во многом имеющие искусственный характер. Главный из них - значительная потеря конкурентоспособности российской экономики. Дело в том, что средняя ежегодная инфляция за последние 13 лет, если отсчитывать от момента прихода Владимира Путина к власти, была на уровне около 12%, а в целом составила 400%. Но поскольку официальный курс доллара США и в 2000-м, и в 2013 году равен примерно 30 рублям - он оставался неизменным, то при внутренней инфляции в 400% затраты на производство одного и того же товара (при неизменной технологии производства) выросли в четыре раза не только в рублях, но и в долларах. Таким образом, конкурентоспособность российской экономики снизилась по отношению к мировой в четыре раза (за небольшим минусом, связанным с инфляцией доллара).
Второй существенный фактор - произвол естественных монополий. В частности, электроэнергия для промышленных предприятий в России в полтора-четыре раза выше, чем для европейских и американских предприятий. К тому же наша страна (третий фактор) - единственный член «большой двадцатки», не усиливший после кризисного 2008 года протекционистской защиты своей экономики. Многие эксперты указывают также на такую причину стагнации, как присоединение ко Всемирной торговой организации на заведомо кабальных условиях. Внешний долг России превысил недавно психологически важную отметку в 700 млрд долларов, или 30% ВВП, то есть предельный уровень для экономик со слабой защитой частной собственности, высоким уровнем коррупции и произвола монополий. И наконец, свежие прогнозы вывоза капитала за рубеж составляют от 62 млрд (Банк России) до 70 млрд (Минэкономразвития) долларов. С другой стороны, экономику подпирает благоприятная конъюнктура на нефтяном рынке. Стоимость барреля нефти превышает 100 долларов. Но в целом губернатор Гордеев и его команда, очевидно, являются заложниками политики федерального правительства. У них узкий коридор возможностей, чтобы влиять на экономику. Да и тот, не исключено, исчерпан. О реиндустриализации давно молчат в Москве, что уж говорить про провинцию.