Воронеж. 31.10.2013. ABIREG.RU – Аналитика – Развитие современного малого и среднего бизнеса зачастую зависит от выгоды выдаваемых кредитов. При этом предприятия сталкиваются с достаточно высокими и «неподъемными» процентными ставками, сжатыми сроками погашения и отсутствием отсрочек по оплате. Реальной и выгодной альтернативой в данной ситуации выступает лизинг, в особенности при покупке оборудования. О тонкостях и преимуществах работы в данном сегменте рынка рассказал директор по развитию ГК «Альфа-Лизинг» Иван Перелешин.
- Как давно ваша компания существует на рынке, в чем специфика работы и чего удалось достичь за данный период?
- «Альфа-Лизинг» — универсальная лизинговая компания, которая существует на рынке уже более 15 лет. Клиентами компании являются крупные предприятия и организации в сегменте железнодорожного транспорта, авиа, перерабатывающей и добывающей промышленности, а также небольшие и начинающие компании. «Альфа-Лизинг» предлагает услуги по финансированию сложного технологического оборудования, недвижимости и других крупных активов.
Мы традиционно входим в число крупнейших лизинговых организаций России. «Альфа-Лизинг» находится в процессе постоянного развития и роста. В прошлом году объем нового бизнеса вырос в два раза – с 18,9 млрд рублей до 36,7 млрд рублей. По итогам 2012 года лизинговый портфель компании превысил 63 млрд рублей.
Согласно последним исследованиям авторитетного рейтингового агентства «Эксперт», по итогам шести месяцев 2013 года компания «Альфа-Лизинг» заняла девятое место по объему нового бизнеса и по размеру лизингового портфеля и пятое – по полученным лизинговым платежам.
- Расскажите, в чем главные финансовые и налоговые преимущества лизинга для бизнеса?
- Лизинг выгоден прежде всего компаниям на общей системе налогообложения, работающим с прибылью. Так как данный инструмент позволяет наиболее эффективно легальным способом оптимизировать налог на прибыль.
На налоговых преимуществах чисто финансовая экономия в сделках лизинга не заканчивается. В рамках договора лизинга может присутствовать целый ряд дополнительных сопровождающих любую сделку купли-продажи затрат, которые лизинговая компания позволяет эффективно экономить. А именно – страхование путем организации мини-тендеров среди крупнейших страховых компаний, в которых у лизингодателя также могут быть специальные льготные условия, таможенное оформление – лизинговая компания сотрудничает на постоянной основе с несколькими брокерами, которые предлагают условия, значительно выгодней типовых или первоначальных вариантов таможенного оформления имущества в сделке. Партнеры лизинговой компании готовы организовать доставку по цене ниже предлагаемой поставщиком или производителем. Любой лизинговый проект обязательно сопровождает договор поставки. Существенной экономии можно добиться на стадии переговоров с поставщиком, так как оплата 100% аванса или 20% аванса – это принципиально разные ситуации в части процентных расходов лизингополучателя. Лизингодателю могут быть доступны иные условия платежей со стороны поставщика как более надежному партнеру, индивидуальные скидки (если лизинговая компания не в первый раз работает с данным поставщиком или предлагает некий совместный продукт), а также лизинговая компания может использовать более дешевые инструменты расчетов с поставщиков (по сравнению с прямой оплатой) – аккредитивы, гарантии.
- Существует ли какие-нибудь нефинансовые преимущества?
- Выгоды лизинга связаны с дополнительными услугами лизинговой компании или с администрированием процессов поставки имущества, таможенного оформления, постановки на учет. Здесь можно выделить удобство работы с лизингом для различных служб компании. Для коммерческой службы – согласованием всех договоров поставки, в том числе импортных, лизинговая компания может заниматься самостоятельно. Лизинговая организация выступает как профессиональный покупатель, имеющий многолетний опыт поставок различного оборудования из разных стран. Лизинговая компания берет на себя все вопросы, связанные с транспортировкой и таможенным оформлением имущества. Все налоговые риски и проблемы по сбору первичной документации от поставщиков и таможенных служб, по правильному отражению объекта в учете берет на себя лизинговая компания. Структурирование графика лизинговых платежей с учетом сезонности, грейс-периодов на период поставки и пусконаладки позволяет гибко регулировать финансовый результат лизингополучателя.
- Какова динамика данного сегмента рынка в последние годы? Чем она объясняется?
- Рынок лизинга традиционно рос в сегменте транспорта, в частности, железнодорожного. Объясняется это просто: данный рынок был интересен крупнейшим игрокам рынка лизинга в силу своей капиталоемкости. Он характеризовался ликвидным имуществом, крупными суммами сделок и привлекательной доходностью. Поэтому не секрет, что большинство лизинговых компаний с «длинными» ресурсами сконцентрировались на росте портфеля именно в данном сегменте. А так как концентрация рынка лизинга высока (на 10 крупнейших приходится более 60% рынка), то остальные сегменты развивались слабо, так как системных усилий в развитии данных направлений компании не предпринимали.
Более того – сделки с оборудованием сами по себе на порядок более сложные, чем сделки с иным видом имущества (за исключением, пожалуй, авиа), так как предполагают поставку из-за границы, согласование импортных договоров поставки, отношения с иностранными банками, использование таких инструментов, как банковские гарантии и аккредитивы, таможенное оформление, значительный срок от заключения договора лизинга до ввода имущества в эксплуатацию. Все это требует более высокой степени квалификации лизингового персонала, трудозатрат и в конечном счете связано с большими рисками на всем промежутке сделки. Поэтому сделки с оборудованием больше похожи на сделки проектного финансирования, так как предполагают детальное изучение бизнес-плана клиента, потому что экономический эффект он планирует получать в основном от эксплуатации приобретаемого оборудования. А вот ликвидность этого самого оборудования подчас крайне низка. Изъятие же оборудования в большинстве случаев невыгодно. Поэтому основной упор лизинговая компания вынуждена делать на финансовый анализ клиента и качество его бизнес планирования.
В 2012 году впервые за долгое время доля оборудования резко выросла. Но данный рост связан прежде всего с резким падением рынка ж/д транспорта, который практически замер. Лизинговые компании вынуждены были переключиться на иные рынки, в том числе на рынки оборудования. Самый впечатляющий рост продемонстрировали сегменты энергетического оборудования и оборудования для нефтедобычи. Однако, если посмотреть эти рынки, то они сами по себе настолько малы, что формируются всего двумя-тремя игроками, аффилированными с крупнейшими добывающими холдингами. А одна сделка в сегменте энергетического оборудования в 2012 году сформировала 70% всего рынка лизинга энергетического оборудования, а по размеру превзошла в три раза весь рынок данного сегмента в 2011 году. Поэтому о данном рынке как о сформированном говорить пока рано.
- Какую долю сделок составляют в общем портфеле лизинговых сделок сделки с недвижимостью?
- Доля сделок с недвижимостью в последние несколько лет на рынке неуклонно снижается. По исследованиям 2012 года, лизинг недвижимости составил всего 1,3%. При этом пик данного продукта пришелся именно на кризисные и послекризиные периоды, когда доля данного сегмента достигала 3%. Это объяснимо, так как в период кризиса лизинг недвижимости стал использоваться банками и лизинговыми компаниями как инструмент антикризисного управления, как форма реструктуризации задолженности заемщиков, что потребовало в некоторых случая вступления в права собственности на дорогостоящие объекты. Однако дальнейшего развития продукт не получил. Кризисный всплеск еще раз показал несоответствие продукта рыночным условиям финансирования. По итогам 2012 года рынок лизинга недвижимости составил чуть более 18 млрд рублей при объеме рынка лизинга в целом более 1,3 трлн рублей. При этом за 2012 год сделки в недвижимости показали 38 лизинговых компаний, однако на первые три пришлось 80% всего рынка. Поэтому можно сказать, что сделки носят несистемный, локальный характер. И реализуются с небольшими активами. Любопытно отметить, что сделки с вагонами, с самолетами, с оборудованием лизинговые компании активно анонсируют, а вот сделки с недвижимостью в пресс релизах не встречаются - это, на мой взгляд, еще одно доказательство нерыночного формата данного продукта на сегодняшний день!
Потенциал же рынка оценивается традиционно как самый высокий. Во-первых, этому есть объективные свидетельства рынков Европы, где лизинг недвижимости занимает более 20%. Во-вторых, данные об инвестициях в основной капитал в России показывают, что основной объект инвестиций (около 60%) составляет в РФ недвижимость, большая часть которой коммерческая. Таким образом, рынок инвестиций составляет сейчас более 7 трлн рублей в год. Лизинг в них составляет десятую долю процента, или на уровне статистической погрешности, а то и меньше. Емкость рынка недвижимости поражает, поэтому интерес к нему всегда есть и будет только усиливаться. В компании «Альфа-Лизинг» доля портфеля со сделками лизинга недвижимости также невысокая – около 0,5%. Однако, опыт реализации сделок в компании разносторонний: от офисов и сети магазинов до огромных торговых центров с тысячами арендаторов.
- Как, по вашему мнению, будет развиваться это направление лизинга в среднесрочной перспективе?
- Очень волатильный рынок. Любая небольшая сделка любого маркет-мейкера, даже внутригрупповая, будет резко изменять долю сегмента, так как объектов стоимостью десятки и сотни миллионов долларов на рынке очень много и любой из них, реализованный через лизинг, даст прирост 50 или даже 100% рынку в год. Но это опять-таки рынок одной сделки. Реального движения или перспективы этого рынка системно я не вижу. Объективно до кризисных 3% вырасти рынок должен, или еще в три раза. Это вполне реально!