29 ноября 2024, 13:28
Экономические деловые новости регионов Черноземья

ТОП-5 действий для сохранения бизнеса

Экономические деловые новости регионов Черноземья
Экономические новости Черноземья

ТОП-5 действий для сохранения бизнеса

игра от Авито

Председатель Контрольно-счетной палаты Воронежа Елена Литвинчук: «При планировании проверок применяется системный подход»

01.11.2013 14:57
Автор:
Эксклюзив - Работа надзорных органов в сфере проверок расходования бюджетных средств постепенно выходит на первый план. О борьбе с коррупцией и нецелевым использованием государственных средств говорят первые лица страны и регионов. При этом в последнее время контролирующие органы стараются совершенствовать свою работу и не только проверять конечные результаты работы, но и предотвращать возможные нарушения еще на стадии исполнения государственных контрактов.

Воронеж. 01.11.2013. ABIREG.RU – Эксклюзив – Работа надзорных органов в сфере проверок расходования бюджетных средств постепенно выходит на первый план. О борьбе с коррупцией и нецелевым использованием государственных средств говорят первые лица страны и регионов. При этом в последнее время контролирующие органы стараются совершенствовать свою работу и не только проверять конечные результаты работы, но и предотвращать возможные нарушения еще на стадии исполнения государственных контрактов. Председатель Контрольно-счетной палаты Воронежа Елена Литвинчук в эксклюзивном интервью «Абирегу» рассказала о новых принципах деятельности ведомства, о том, как выстраиваются взаимоотношения с главами города и области, а также о взаимодействии с федеральной Счетной палатой.

- Елена Станиславовна, вы не так давно вступили в должность. Удалось ли достичь тех результатов, которые вы перед собой ставили? Если можно, несколько слов о них.

- Уже в текущем году палата должна полноценно работать в условиях нового законодательства. И здесь важными являются не только традиционные функции, такие, например, как контроль за формированием бюджета и целевым использованием бюджетных средств, но и новые. Среди них – экспертиза принимаемых нормативных актов, экспертиза муниципальных программ, проведение аудита в сфере закупок, оценка эффективности управления и распоряжения муниципальными ресурсами. Такого рода функции, безусловно, требуют взаимодействия не только с представительной, но и с исполнительной властью.

Поэтому основное, чего удалось добиться, – это прямой диалог с главой города, который искренне хочет изменить к лучшему качество жизни воронежцев. И несмотря на то что Гусев – профессионал и четко знает, что и как нужно делать, я считаю, что палата – первый помощник и, если хотите, действенный рычаг в наведении порядка, особенно в бюджетной сфере и ЖКХ.

Не менее важна и принципиальная позиция председателя городской Думы Владимира Федоровича Ходырева, который очень серьезно относится к материалам КСП. Его поддержку в реализации наших предложений и рекомендаций я ощутила с первого дня работы.

Сегодня уже налажены конструктивные отношения со многими структурными подразделениями администрации и с депутатским корпусом, что позволяет устранять выявленные нами нарушения и недостатки в кратчайшие сроки или быстро предпринимать упреждающие меры, позволяющие предотвратить возможные нарушения.

- Как можно оценить эффективность расходования бюджетных средств в Воронеже? Что считать критериями этой эффективности?

- В этом году серьезно подкосили бюджет ситуация с «Теплосетью» и новый виток кризиса, который уже негативно сказывается на налоговых доходах бюджета. Поэтому эффективность использования бюджетных средств особенно важна для города. Если Воронеж сравнивать с другими крупными городами, то показатель эффективности у нас примерно на уровне среднероссийского, однако результат практически каждой проверки КСП свидетельствует либо о неэффективных расходах, либо о неиспользованных резервах.

Вот лишь пара примеров. На канализование улиц в районе Березовой Рощи было запланировано софинансирование областного бюджета, но из-за бездействия работников Управления градостроительства все работы оплачены за счет бюджета города, а лимиты областного бюджета в конце 2012 года были отозваны, поскольку отсутствовали документы о выполненных работах. Я уже не говорю о таком ставшем «обыденным» нарушении, как завышение сметных расчетов и объемов оплаченных работ.

Из-за некорректного формирования в предыдущие годы реестра аварийных домов, предназначенных для переселения (казалось бы, просто мелкий недочет), бюджет города несет огромные потери, оплачивая расселение по решениям судов, а отсутствие своевременного запрета на прописку и деление лицевых счетов в домах, признанных аварийными, привело к тому, что из одной комнаты в квартире или общежитии граждане расселялись в несколько отдельных квартир. Кто-то скажет: «Ну и хорошо, пусть живут в отдельных квартирах...», но не забывайте о том, что когда одна семья получает квартиру гораздо больше расселяемой, или несколько квартир, то другая воронежская семья лишается и одной, продолжая жить в аварийном доме.

- Меняются ли требования законодательства относительно расходования бюджетных средств? Ужесточаются ли?

- Последние существенные нововведения внесены в Бюджетный кодекс РФ в июле. В частности, отдельно установлены виды бюджетных нарушений – например, нецелевое использование или невозврат бюджетного кредита, – и определены меры бюджетного принуждения, применяемые за их совершение, – сюда относятся различные взыскания или приостановление выделения средств. Кроме того, введена административная ответственность за нарушение условий предоставления субсидий или бюджетных инвестиций, сроков погашения муниципального долга и т.д.

Контрольно-счетные органы правом налагать административные штрафы пока не наделены, однако меры бюджетного принуждения по уведомлению КСП применяют финансовые или казначейские органы.

- Что значит все-таки нецелевое расходование средств? Какие рычаги борьбы с этим явлением использует КСП города?

- По Бюджетному кодексу, нецелевые расходы – это направление средств бюджета на цели, не соответствующие полностью или частично документу, являющемуся правовым основанием для предоставления указанных средств. В пору становления современной финансовой системы факты «нецелевки», выявляемые молодыми тогда еще контрольно-счетными органами, исчислялись сотнями миллионов рублей. Однако сейчас, благодаря повышению финансовой дисциплины, ужесточению системы финансового контроля и особенно – введению уголовной ответственности за нецелевое расходование средств, подобные нарушения практически исчезли из практики. Так что основной рычаг – это Уголовный кодекс.

- Какие проведенные проверки КСП вы бы выделили?

- Прежде всего, надо отметить, что при планировании проверок применяется системный подход: охватываются целые направления, например, дошкольное образование, благоустройство города или ремонт дорог. Только по таким комплексным мероприятиям видны системные ошибки, устранение которых позволяет кардинально изменить ситуацию к лучшему.

Я уже говорила про проверку программы переселения. Так вот по результатам этой проверки администрация города всерьез занялась проработкой темы строительства нового муниципального жилья для переселения граждан из аварийных домов.

Нарушения, выявленные при проверке капитального ремонта общежитий, также не должны остаться без внимания. Основное, что надо менять в городе, – это выбор подрядчиков и некачественный технадзор. Такие нарушения, как плохо закрепленные оконные блоки, отслоившаяся штукатурка, неисправная вентиляция и заваленные мусором после ремонта дворы и чердаки, – это вопросы строительного надзора, без подписи которого деньги подрядчику перечисляться не должны. Или старые трубы, зарытые в землю в качестве новых. А у нас эти нарушения выявляет КСП, когда с подрядчиком уже расплатились и возместить потери можно только через суд.

Поэтому, когда на встрече с Алексеем Васильевичем Гордеевым он сказал, что надо сделать акцент на проверках текущих работ, чтобы еще в ходе строительства или ремонта можно было пресечь нарушения, я порадовалась, потому что мы к тому времени уже начали проверку текущих работ на строительстве школьных стадионов и канализовании частного сектора в Центральном районе. Значит, мысли и планы совпадают, а это самое главное.

- Какие проверки ждут город в ближайшее время?

- В ближайшей перспективе – экспертиза проекта бюджета города на 2014 год и плановый период 2015-2016 годов. Бюджет будет сформирован по программному принципу, на базе 15 муниципальных программ. Переход на такой принцип обсуждался давно, осуществлялся постепенно, но все же многих «застал врасплох». Глава города на одном из последних совещаний поставил жесткие условия – до 15 ноября подготовить и защитить программы. Поэтому на нас одновременно «свалится» и экспертиза программ, и работа над заключением на проект бюджета, а это надо сделать качественно и в кратчайшие сроки. Вот такие ближайшие планы.

- Одна из функций КСП – экспертиза вносимых на утверждение законопроектов на предмет коррупционной составляющей. Много документов приходится исправлять?

- Положением о КСП как таковая антикоррупционная экспертиза проектов нормативных актов не предусмотрена. Вместе с тем Контрольно-счетная палата участвует в пределах компетенции в мероприятиях, направленных на противодействие коррупции.

Например, в рамках контрольных мероприятий мы зачастую выявляем коррупциогенные факторы, признаки правонарушений с коррупционной составляющей, что непременно отражаем в наших итоговых документах, а информацию передаем в правоохранительные органы. Наиболее часто встречаются такие признаки коррупции, как наличие дублирующих полномочий органов власти или органов местного самоуправления, отсутствие сроков или условий принятия решения должностным лицом, отсутствие порядка совершения каких-либо действий, уход от проведения конкурса.

- Сейчас проходит проверка управления служебных зданий мэрии. Есть предварительные результаты? Когда она завершится?

- Для работы над заключением мы временно приостановили эту проверку, но вопросы, которые будут изучены, я назову. Это анализ того, насколько эффективно используется имущество, переданное учреждению, проведено ли своевременно оформление права собственности на недвижимость, оценка использования средств и качество ремонтных работ в 34 административных зданиях. Проверка будет завершена не раньше декабря, тогда же будут подведены её итоги.

- КСП объявила о проведении анкетирования населения в рамках аудита эффективности использования бюджетных средств на текущее содержание территории города. Почему КСП? Куда будут направлены результаты?

- Анкетирование проводится в рамках аудита эффективности использования бюджетных средств в рамках программы «Чистый город». Аудит всегда нацелен на определение экономности и результативности использования бюджетных средств. В ходе аудита в качестве доказательств применяется информация из широкого круга источников, в том числе это мнение населения – один из самых значимых индикаторов оценки для органов местного самоуправления. Анкетирование позволит определить удовлетворенность воронежцев санитарным состоянием города, выявить и оценить наличие диалога с властью, а нам – сделать объективные выводы и дать соответствующие предложения администрации города по совершенствованию работы в данном направлении. Это реальная возможность каждого жителя влиять на будущее нашего города.

- КСП выявляет множество нарушений. Какой процент из них потом исправляется? Довольны ли вы результатом?

- По итогам работы за прошлый год палатой выявлено нарушений и недостатков почти на полмиллиарда рублей. Отрадно отметить, что доля устраняемых нарушений растет. С одной стороны, это результат систематического контроля КСП за исполнением представлений, с другой – реакция администрации города и проверяемых организаций. За 2012 год КСП направила 62 представления и одно предписание, из них 48 исполнены, остальные остаются на контроле до полного устранения нарушений. Возмещено в бюджет в прошлом году около 20 млн рублей, в этом сумма будет больше, причем еще большую часть нарушений удалось предотвратить на предварительном этапе, практически по каждой проверке к должностным лицам применяются меры административного воздействия.

Вместе с тем не все зависит от нас. При передаче материалов в правоохранительные органы практически каждый эпизод заканчивается отказом в возбуждении уголовного дела «...за отсутствием состава преступления», хотя в наших материалах сейчас полная доказательная база от фотофиксации до письменных объяснений.

К примеру, по рынку «Южный» длительное время ведется безрезультатная переписка с правоохранительными органами по поводу оплаты невыполненных работ на сумму порядка полутора миллионов. Уголовные дела возбуждаются, прекращаются, направляются на доследование, снова возбуждаются. Уже с моим приходом эта процедура повторялась дважды, хотя у МУПа есть все основания обратиться в суд с исковым требованием о признании заключенных сделок недействительными, чтобы иметь неоспоримое основание для возобновления конструктивного (надеюсь) взаимодействия с правоохранительными органами.

- Назовите проверки с наиболее громкими результатами, которые проводились в прошлом и этом году. Кто-то оказался на скамье подсудимых?

- За 2012-й и текущий период 2013 года нами в правоохранительные органы направлено свыше 40 материалов проверок. На сегодняшний день по результатам пяти контрольных мероприятий возбуждено девять уголовных дел. Речь идет о проверках МКП «Воронежтеплосеть», использования средств на капитальный ремонт домов ТСЖ «Проспект 26/28», реализации МЦП «Капитальный ремонт и реставрация фасадов...», проверка МИВЦ и т.д. Про скамью подсудимых в Интернете есть все и даже больше. Правда, не всегда упоминается, что то или иное дело заведено по материалам КСП Воронежа.

- Как строятся взаимоотношения с новым мэром и его командой?

- Нормальная конструктивная работа. Все результаты проверок докладываются ему лично, и ни один материал не оставлен без внимания. Я уже сказала, что Александр Викторович делает все, чтобы жизнь горожан стала заметно лучше, а для этого многое нужно менять, но прежде во всем надо досконально разобраться. Он работает именно так.

- Какие тенденции в работе КСП задает федеральный центр и как строится работа с ним?

- Строгой вертикали «федерация – регион – город» в системе внешнего финансового контроля, по сути, не существует. КСП в своей деятельности, и это написано в нашем положении, подотчетна только городской Думе и руководствуется Бюджетным кодексом и федеральным законом «Об общих принципах КСО...». Сотрудничество со Счетной палатой РФ строится на основе соглашения о взаимодействии и носит добровольный характер.

В основном это проведение совместных контрольных и экспертных мероприятий, обмен информацией, методическими материалами, обучение на базе федеральной палаты и организация электронной коммуникативной связи ФГУП «СП-Центр», который оказывает нам огромную помощь.

В 2014 году планируется проведение совместного со Счетной палатой контрольного мероприятия по проверке социально значимых расходов, в том числе в городах-милионниках, к которым теперь относится и Воронеж.

- Как вы относитесь к назначению главой Счетной палаты Татьяны Голиковой?

- С большим уважением я отношусь к Татьяне Алексеевне, несмотря на все нападки, в том числе со стороны СМИ. Женщину, как художника, обидеть легко.

Но я бы посмотрела на любого мужчину, который после Степашина, с его харизмой и авторитетом, рискнул вступить на этот пост, а она согласилась. И у Голиковой все получится, поскольку она не только профессионал высокого класса, но и трудоголик, пожертвовавший на госслужбе очень многим... Желаю ей удачи от всей души!

Подписывайтесь на Абирег в Дзен и Telegram
Комментарии 3