27 октября в селе Александровка Терновского района произошло ЧП, которое стало страшным ударом не только для семьи пострадавшего, но и всколыхнуло не один район Воронежской области. Поздно вечером в воскресенье в 40-летнего фермера Анатолия Лапшева дважды стреляли во дворе его собственного дома. Он получил тяжелые ранения, но остался жив. Вскоре сотрудники главного управления МВД по Воронежской области задержали подозреваемых в покушении на убийство главы крестьянско-фермерского хозяйства. А 1 ноября фермеры нескольких районов области: Аннинского, Бобровского, Борисоглебского, Воробьевского, Грибановского, Эртильского, Семилукского и Терновского собрались в п. Анне для того, чтобы выразить возмущение расправой с неугодным хозяйственником, предпринять шаги для защиты и высказать слова поддержки Анатолию и его семье.
Понятно, что на собрании было много эмоций, большинство из выступавших не скрывали своих опасений, что подобная ситуация может произойти и с ними, ведь практически на каждого в той или иной степени в разное время оказывалось давление. Угрожали незадолго до покушения и Анатолию Лапшеву. Угрозы были связаны с бизнесом, от фермера требовали отдать поля, которые он возделывал. Об этом родным сообщил сам Лапшев, когда пришел в сознание.
- Последние полгода мы с братом разлучались только на сон, - рассказал Иван Жуков, двоюродный брат и помощник Анатолия Лапшева. - Мне трудно говорить. Претензии предъявлять глупо. Произошло покушение на человека, который меньше всего это заслуживал. Мы сидели в мастерской, он пошел домой. До дома ему было идти метров пять. На его пути стояла машина. Выстрелили с расстояния трех метров в упор. Выстрелы были дуплетом, с интервалом буквально в секунду. Его не пытались припугнуть. Они его убивали. Сейчас Анатолий в больнице, в тяжелом состоянии. Хорошо, что народ быстро среагировал, вокруг деревни все перекрыли и в течение двух-трех часов преступников поймали. Но они исполнители. А кто заказчик? И кто еще ему окажется неугоден? Кто из фермеров может стать следующим? Я не представляю, как такая ситуация вообще могла случиться. Но беда пришла. И теперь надо наказать виновных и предотвратить повтор. Нужно вести дело таким образом, чтобы такого больше не происходило.
- Где вы видели фермера, который владеет самолетами, островами? Нет таких фермеров! Мы простые рабочие люди, - отметила Инна Мезенцева, фермер из Борисоглебского района. - И мы приехали сюда, чтобы защитить себя и свои семьи! В свое время мы взяли заросшие поля, которые никому не нужны, своими руками их выпестовали, как за ребенком, за землей ухаживали! У нас есть договор, по которому мы обеспечиваем страну зерном, создаем рабочие места, платим налоги. Кто из нас, фермеров, не радуется, когда поле дает большой урожай, когда земля начинает колоситься, когда идут комбайны? Все радуются, все счастливы. А довольны ли мы, когда приезжают перекупщики? Но ничего не поделаешь. Мы работаем и не можем найти ни защиты, ни прав. Анатолий Лапшев – человек, который любит своих людей, свою землю, свое село и дело. И вдруг он не уступил… И вот что мы получили. Воронежская область – это лакомый кусочек! Хорошая земля, хорошие люди.
В версии случившегося практически все выступающие были единодушны. О ней доходчивей других рассказа фермер, фамилию которого мы плохо разобрали, но зовут его Игорь:
- Часть земли у нас своя, большая часть арендована на длительный срок. Сейчас идет жесткое давление на фермеров с целью того, чтобы мы отдали землю. Есть случаи подкупа людей, когда они жалуются на нас, фермеров, пишут заявления, хотят продать свои земли. Сегодня сахарный завод предлагает за пай земли 100 тысяч рублей при сложившейся цене на рынке в несколько раз меньшей. И люди нам предлагают выкупить у них землю по такой же цене. Хотя у нас долгосрочный договор на аренду. Выкупить сразу эти земли по такой цене мы не можем. В 2008 году меня тоже прессинговали, прокуратура меня вызывала, требовали, чтобы я земли отдал. Но документы у меня все были в норме, не удалось меня запугать.
- У меня 1127 га земли. Мы близко общаемся с Анатолием: у нас поля рядом, работали и, надеюсь, будем работать рука об руку. Все у нас получалось, - рассказал Андрей Цветков, глава ИП КФХ «Цветков А.Ю.». - Пока меня лично никто не притеснял. Но то, как работает Грибановский сахарный завод, – это же ужас! Дороги разбиты, людям не помогают.
- Мы все боимся сказать, - возмутился фермер из Грибановского района Игорь Старилов, - про наши беды от холдинга. В 2008 году меня вызвал сахарный завод и потребовал, чтобы я землю отдал. Я не согласился. Так потом меня вызвал прокурор, заявил, что у меня скандал с сахарным заводом, что я уступить должен, отдать землю. У меня оформлено все по закону. Теперь что, и в меня стрелять? Стрелков поймали, почему следствие до сих пор не выяснило, кто заказчик? Люди-то знают, в каком доме стрелок жил в Грибановке, на каких машинах ездил. У нас многое на виду. Почему нас не информируют. Куда это все идет? Мы боимся, что все закончится на исполнителях. Заказчики откупятся - и все. Фермеры не защищены!
- Это у нас не в первый раз случилось, - уточнил Павел Кирилов, глава крестьянского хозяйства. - В 2006 году была подобная стрельба. Вся общественность объединилась, встала на защиту, только это и остановило беспредел. И вот теперь снова. То, что фермеры бесправные люди, подтвержу. Законы меняются. Два года не могу один участок оформить. Тот отказался, этот передумал, бумаги не те. Власть устранилась. А сами мы решить эти вопросы не можем.
- Этот трагический случай – метод запугивания, - считает Тамара Жукова, фермер из Панинского района. - В области есть земли, которые вышли из оборота. Пусть агрохолдинги возьмут тысячу гектаров такой земли и рекультивируют ее. Ни один глава администрации против не будет. Нет, они ведь туда лезут, где люди работают по 20 лет.
Вступил в разговор Николай Утешин, глава крестьянского хозяйства «Аргида» Грибановского района. - Надо принять резолюцию, обращение к губернатору, чтобы нас услышали, защитили. Есть закон, и надо всем жить по закону...
- Мы все прекрасно понимаем, что инвестор – это не всегда хорошо, - отметила Наталья Комова, председатель районной грибановской ассоциации, руководитель фермерского хозяйства. - Там, где есть фермер, крепкое хозяйство, там живет село. Фермеры 20 процентов, а то и более выделяют из своей прибыли на социальную сферу. Нам дорога наша земля. Для фермера главная задача – помочь своему народу. А для инвестора - чем меньше народу, тем лучше. Мы молимся на каждого старика, как это прекрасно, когда он в 80 лет живет на своих ногах! Дай Бог всем жить долго и работать. Сельское хозяйство – это не бизнес, а образ жизни. Человек, который работает своим трудом, он, конечно, не заработает на замки и самолеты. Но он ведет счастливую жизнь. Анатолий Лапшев, в первую очередь, человек, фермер, наш соратник! И за 500 гектаров пытаться человека лишить жизни?! Это беспредел! Нам надо с обращением обратиться к губернатору. Чтобы он навел порядок на своей земле. Примерный текст резолюции: «Просим Алексея Гордеева взять под особый контроль расследование дела покушения на убийство фермера Лапшева Анатолия. О ходе следствия публично информировать в СМИ. Надеемся, что при его непосредственном участии данное дело найдет свое разрешение и виновные будут наказаны». Такое обращение предлагаю направить губернатору, президенту, в генеральную прокуратору, в Министерство сельского хозяйства. А также главе Терновского района и главам других районов. Эти люди обязаны защищать людей на вверенной им территории. Я благодарю всех фермеров за то, что они пришли. Не испугались. Поодиночке с нами расправятся. Мы все окружены инвесторами. Нам нужно бороться вместе. От нас зависит, как доведут дело до конца. Человек, который любит землю, крестьянский труд, не способен убивать. Наше правительство, органы власти обязаны нас защищать.
Предложенная резолюция принята единогласно.
Справка
Фермер получил тяжелые ранения в брюшную полость и грудь. У него раздроблен тазобедренный сустав. По словам родных, состояние Анатолия Лапшева остается стабильно тяжелым. Ему сделали вторую операцию и перевезли в областную больницу.