WorldClass

30 сентября 2024, 12:25
Экономические деловые новости регионов Черноземья

ТОП-5 действий для сохранения бизнеса

Экономические деловые новости регионов Черноземья
Экономические новости Черноземья

ТОП-5 действий для сохранения бизнеса

De Facto // Чемоданное настроение

13.11.2013 19:24
Смена акционера аэропорта: чего ждать потребителям? DF продолжает анализировать по методике SWOT-анализа приход нового инвестора в воронежский аэропорт. В прошлом номере мы рассматривали, какие изменения ждут экономику региона, а сегодня узнаем мнение экспертов, как действия «Аксиомы» (или другого инвестора, если, например, аэропорт перепродадут) отразятся на основных клиентских группах «Воронежавиа» -пассажирах, авиакомпаниях и грузоперевозчиках.

Смена акционера аэропорта: чего ждать потребителям?

DF продолжает анализировать по методике SWOT-анализа приход нового инвестора в воронежский аэропорт. В прошлом номере мы рассматривали, какие изменения ждут экономику региона, а сегодня узнаем мнение экспертов, как действия «Аксиомы» (или другого инвестора, если, например, аэропорт перепродадут) отразятся на основных клиентских группах «Воронежавиа» -пассажирах, авиакомпаниях и грузоперевозчиках.

1 Сильные стороны

Пассажиры

При допуске среднемагистральных самолетов в аэропорт, возможно, снизятся цены на авиабилеты.

24 сентября аэропорт принял среднемагистральный самолет Boeing 737-800 авиакомпании UTair. Руководитель турагентства «Магазин путешествий» Борис МЯКИШЕВ считает, что это первый сигнал к понижению стоимости билетов. Эксперт утверждает: цена обратно пропорциональна количеству кресел в салоне.

— Почему в Белгороде билеты дешевле? Оттуда летают самолеты Boeing и Airbus с количеством пассажирских мест 150-200, а у нас в основном Ан-148 — 50-80 мест.

По мнению Мякишева, то, что новый инвестор смог «завести» в аэропорт большие самолеты, формирует сильную сторону: билеты можно удешевить чуть ли не в 2 раза.

Авиакомпании

Способность принимать вместительные самолеты делает аэропорт привлекательным для авиакомпаний.

Посадка Boeing является знаковой еще и для авиаперевозчиков. Она служит определенным маркером: воронежский аэропорт теперь способен работать с большим спектром авиакомпаний.

Член правления «Всемирного фонда безопасности полетов» (Вашингтон) Валерий ШЕЛКОВНИКОВ рассказывает: ситуация в авиаотрасли изменилась — доходы аэропортов напрямую стали зависеть от количества привлеченных авиакомпаний:

— Прошел период, когда авиакомпании искали новые регионы для полетов. Сейчас аэропорты бегают за перевозчиками и предлагают им свои услуги, среди которых одно из ключевых мест — возможность принимать разные типы самолетов.

Грузоперевозчики

Из аэропорта стали отправляться борты с более вместительным грузовым отделением.

Большинство региональных аэровокзалов не имеют отдельной инфра структуры для принятия только грузовых самолетов. Они работают по принципу: пассажирские рейсы дозагружаются почтой и товаром. Аэропорт «Воронеж» не исключение. Президент аналитического центра «Стратегия» Владимир ЛЕБЕДЕВ считает, что Boeing поможет хоть не намного, но увеличить количество отправляемых и принимаемых грузов.

2 Слабые стороны

Пассажиры

Терминал не готов принять трафик большого количества вместительных самолетов.

Одна из главных проблем — пропускная способность терминала. Новый инвестор, только придя в аэропорт, заявил о планах на его реконструкцию. Но она пока так и не начата. Руководитель агентства «Авиапорт» Олег ПАНТЕЛЕЕВ считает, что неправильно утверждать, будто терминал «Воронежавиа» физически не сможет пропускать больше 50 пассажиров за один раз. Яркий пример этому — недавняя посадка первого Boeing авиакомпании UTair. Однако если в Воронеж начнут регулярно летать самолеты с количеством кресел более 150, но при этом работы по реконструкции терминала не начнутся, то пострадают от этого в первую очередь пассажиры.

— С большой нагрузкой терминал может принимать до 120-150 пассажиров за раз, но это чревато огромными очередями и несколькими часами потерянного времени, еще большим ухудшением сервиса. Ведь при желании и в легковую машину можно набить и десять человек, — говорит Пантелеев.

Он утверждает, что искусственно увеличенный пассажиропоток не удастся удержать на высоком уровне. Он быстро вернется к начальному состоянию.

Отсутствие разрешения на принятие некоторых типов самолетов.

В октябре «Воронежавиа» анонсировала появление в регионе 2 новых перевозчиков (трансферы в Египет, ОАЭ и Среднюю Азию). Но рейс в Шарм-эль-Шейх, который должен был осуществлять Airbus А320 авиакомпании Nordwind, был отменен в самый последний момент из-за «отсутствия документов Росавиации на принятие аэропортом таких типов самолетов». Отправление перенесли в белгородский аэропорт, куда пассажиров доставили на автобусах.

А как рассказал заместитель генерального директора «Уральских авиалиний» Владимир ЧИКАЛЕВ, запланированный заход перевозчика в Воронеж не произошел из-за несоответствия технических характеристик «Воронежавиа» требованиям авиакомпании:

— Сейчас вопрос присутствия «Уральских авиалиний» в регионе находится в подвешенном состоянии. Но, скорее всего, компания примет решение не сотрудничать с аэропортом «Воронеж».

Авиакомпании

Новый инвестор, как и старый, имеет рычаг давления – расписание полетов.

Если руководство аэропорта не хочет пускать авиаперевозчика, то ставит его в расписании на «мертвые часы», рассказывает Пантелеев.

Такая ситуация не раз наблюдалась в воронежском аэропорту. Дирекция фактически не пускала компании – конкуренты «Полета» самым простым, но эффективным способом – неприемлемым расписанием.

Эксперт не исключает, что в ряде случаев такое может повториться, потому что это распространенная практика давления аэропортов на авиакомпании в конфликтах.

Инфраструктура не позволяет авиакомпаниям разместить в аэропорту свои представительства.

Зам. коммерческого директора «Руслайна» Владислав ЖУКОВ рассказывает: на неоднократные просьбы предоставить перевозчику помещение для открытия представительства в здании аэровокзала новая дирекция аэропорта отвечает отказом, объясняя его нехваткой пространства:

— Так мы охватываем меньшее количество потенциальных клиентов.

Грузоперевозчики

Инфраструктура для грузовых самолетов, вероятно, будет создана только после строительства терминала для пассажиров.

Чтобы стать серьезным логистическим узлом, «Воронежавиа» нужно строить грузовые терминалы, склады и модернизировать взлетно-посадочную полосу (ВПП).

- Нужно считать текущие грузопотоки — например, сколько можно забрать у железнодорожного транспорта. Даже если инвестор посчитает выгодным развивать направление, то к строительству приступит только после модернизации пассажирского терминала, потому что на сегодняшний момент эта задача важнее, — говорит Лебедев.

Даже после модернизации затраты на воздушную перевозку будут выше, чем на наземную.

Авиаперевозкой грузов через аэропорт «Воронеж» занимаются в основном крупные сетевые компании (из-за высокой стоимости услуги), рассказывает коммерческий директор компании «АэроСиб» Яков ЧЕРНОВ. Эксперт уверен, что даже после модернизации аэропорта доставка грузов в Москву по земле будет дешевле, чем на самолете.

3 Возможности

Авиакомпании

Снижение бортовых взносов за счет увеличения пассажиропотока и развития инвестором других направлений неавиационной деятельности.

Пантелеев утверждает, что модернизацию активов нужно начать со здания аэровокзала. На сегодняшний день его площадь «непростительно» мала для современного аэропорта — например, не предусматривает возможности размещать торговые точки.

— Наличие нормального фудкорта и дьюти-фри — это не только комфорт для пассажиров, но и значительное увеличение неавиационных доходов для самого аэропорта. За счет них «Воронежавиа» сможет снизить бортовые взносы с авиакомпаний и привлечь новых игроков рынка.

Валерий Шелковников приводит в пример английский аэропорт Gatwick, который получает 50% доходов от неавиационной деятельности:

— К сожалению, в России этой статье доходов почему-то уделяется мало внимания, но она реально помогает как самому аэропорту, так и его воздушным операторам.

Значительное увеличение числа пассажиров.

По данным агентства «Авиапорт», число людей, прошедших через аэропорт (отправленные и принятые международные и внутренние рейсы, регулярные и нерегулярные), не только остается стабильным, а даже немного увеличивается:

- 2011 год — более 27 8 тыс. человек,

- 2012 год — более 310 тыс.

Гендиректор ассоциации «Аэропорт» Виктор ГОРБАЧЕВ утверждает, что даже такие цифры выводят «Воронежавиа» на стабильный средний уровень среди региональных аэропортов, по статистике ассоциации, в которую входят более 200 объектов. Эксперты считают, что Воронеж способен генерировать даже больший трафик уже в ближайшее время.

Общероссийский рынок пассажирских перевозок растет, нет никаких причин прогнозировать замедление, утверждает Олег Пантелеев.

— Сейчас одним из самых востребованных направлений из воронежского аэропорта является Москва. Безусловно, увеличению трафика на этой линии способствует прием самолетов Boeing 737 и Airbus 320. Практика показывает, что на сопоставимых расстояниях борты этого класса загружаются полностью. Например, из Нижнего Новгорода летают в столицу только Airbus А319: 120-140 кресел. А из Ульяновска большие Boeing 737, — рассказывает эксперт.

Борис Мякишев считает, что увеличение пассажиропотока произойдет не только на внутренних линиях, но и на международных.

— Все региональные потоки пассажиров, которые летали на отдых через Москву и Белгород, пойдут через Воронеж. Людям больше не нужно будет сравнивать, где дешевле билеты. А если не будет большой ценовой разницы, то зачем создавать себе дополнительные неудобства и ехать в другой город?

Грузоперевозчики

Возможность отправки грузов на дальние расстояния.

Виктор Горбачев рассказывает, что грузовые авиаперевозки работают по принципу диспетчерской службы такси. Бизнес формирует запрос на перевозку из пункта А в пункт Б, а оператор подыскивает ближайший рейс в этом направлении и загружает товар в грузовые отсеки пассажирских самолетов.

— Если из аэропорта «Воронеж» будут летать пассажирские самолеты в отдаленные регионы страны, то и грузы можно будет переправлять воздушным транспортом.

4 Угрозы

Пассажиры и авиакомпании

Появление недобросовестных туроператоров из-за возросшего количества рейсов и пассажиропотока.

Если модернизация аэропорта произойдет, а все благоприятные прогнозы сбудутся, то в регионе появится почва для спекуляций с авиабилетами и туристическими турами. Борис Мякишев рассказывает, что некоторые туроператоры, заходя на незнакомый рынок, начинают демпинговать, а страдают от этого пассажиры.

— Для потребителей в несколько раз увеличивается риск банально не найти обещанного рейса. Потому что его отменили: туроператор не собрал необходимого количества пассажиров на чартер. Также основной проблемой демпинга является несоответствие заявленного сервиса и фактического. Человек покупал билеты в бизнес-класс, а в самолете обнаружил, что летит экономом. Еще демпингующие фирмы опасны для авиакомпаний из-за раздувания потока пассажиров, — резюмирует эксперт.

Грузоперевозчики

Есть риск, что грузосообщение будет прерываться постоянно.

На момент написания этого материала для «Воронежавиа» действовал запрет на перевозку грузов. Как поясняют представители аэропорта, она запрещена по «техническим причинам».

— Для отмены запрета воронежскому аэропорту нужно провести модернизацию грузовых помещений, — рассказывает Лебедев. — Но систематической реконструкцией заниматься никто не будет из-за более важных проблем аэропорта, потому что на данный момент для нормальной работы аэропорта необходимо в первую очередь реконструировать терминал.

Поэтому существует риск, что грузосообщение может прерываться неоднократно.

Даже развивая грузовое сообщение, воронежский аэропорт может проиграть конкуренцию белгородскому.

Расстояние между аэропортами по авиационным меркам незначительное.

— Белгородский аэропорт заранее в выигрышном состоянии, ему не нужно тратить деньги на модернизацию пассажирского сообщения, и если его руководство решит развиваться как логистический узел, то «Воронежавиа» даже при условии создания необходимой инфраструктуры будет сложно конкурировать. Все грузовые потоки пойдут мимо.

Для всех клиентских групп аэропорта

Аэропорт может стать фактически запасным для федеральных.

Горбачев рассказывает, что на модернизацию ВПП идут только федеральные средства. Инвестор не может вкладывать туда свои деньги, потому что сама полоса принадлежит государству. Эксперт предполагает, что реконструкция может быть затеяна не для улучшения возможностей аэропорта, а для получения статуса запасного аэродрома в случае ЧП в воздухе:

— В европейской части России у Москвы только 2 запасных аэропорта: Санкт-Петербург и Нижний Новгород. Воронеж вполне может стать третьим. Ведь за статус запасного Росавиация платит неплохие средства аэропорту для поддержания полосы в рабочем состоянии.

Получение статуса запасного не означает, что аэропорт «Воронеж» будет систематически принимать самолеты классов Boeing и Airbus. Все может остаться на бумаге, утверждает Лебедев.

Срок окупаемости модернизации долгий. Инвестор может не рассчитать силы и выйти из проекта.

Виктор Горбачев рассказывает, что при условии вливания инвестиций лишь в модернизацию терминала они начнут окупаться только через 8-10 лет: у аэропорта всего 2 основных источника прибыли: тариф с пассажиров (включенный в стоимость билета) и неавиационные доходы.

При этом инвестор не может заложить затраты в стоимость тарифа.

— Аэропорт всегда считался естественной монополией, поэтому всю экономическую деятельность он должен согласовывать с надзорными органами. Допустим, в «Воронежавиа» ставка на одного пассажира равна 50 рублям. Чтобы повысить ее даже на 1 рубль, руководство должно подготовить серьезное финансовое обоснование и представить его на рассмотрение в Федеральную службу по тарифам. На согласования повышения уходит 1-1,5 года. О резком повышении ставки в разы, чтобы «отбить» инвестиции, и речи быть не может, — рассказывает Горбачев.

Эксперт опасается, что акционер, пришедший из другой сферы бизнеса и привыкший по-другому выстраивать экономические процессы, может не рассчитать силы на реализацию проекта и выйти из этого сектора на середине пути, перепродав аэропорт. В этом случае модернизация так и не будет доведена до конца.

Суд помешает началу инвестиций в модернизацию.

Инвестор чаще вкладывает в развитие не свои средства, а заемные, рассказывает Горбачев. Кредит выдают под залог имущества — терминала. В случае же с «Воронежавиа», по мнению Горбачева, практически все уже заложено. А арбитраж по требованию одного из акционеров — «СекьюритизИнвестГрупп» (СИГ) — арестовал активы аэропорта, отданные под залог кредита в 50 млн рублей «ЮниКредит банку».

Горбачев считает, что в связи с процессом получение нового кредита будет затруднительно.

Людмила Байдерова
De Facto, ноябрь, 2013.

Подписывайтесь на Абирег в Дзен и Telegram
Комментарии 0