Воронеж. 14.11.2013. ABIREG.RU – Для того чтобы закон о торговле в России начал обеспечивать баланс интересов и равный доступ всех участников на рынок ритейла, а не только компаний-монополистов, необходимо провести инвентаризацию и актуализацию отраслевых нормативных правовых актов, в первую очередь, антимонопольного законодательства, сообщает депутат Госдумы от Воронежской области Аркадий Пономарев.
По его мнению, в сегодняшнем своем виде закон о торговле, вступивший в силу с начала 2010 года, не работает должным образом. В частности, отдельные его положения «не только противоречат между собой, но и не согласуются с нормами антимонопольного, гражданского законодательства», а также служат почвой для излишней налоговой нагрузки. Поэтому парламентарий считает, что ряд нормативных определений нуждаются в уточнении из-за своей правовой неопределенности для участников торговой деятельности.
«Действующие правила заключения и исполнения договоров таковы, что «хозяевами» положения становятся крупные по масштабам бизнеса компании, обладающие рыночной властью. Причем в современных реалиях уже независимо от того – ритейлеры это либо поставщики», – отмечает Аркадий Пономарев.
Не секрет, что сегодня доминирующее положение на рынке позволяет монополистам манипулировать ценами на товары и услуги, искусственно создавать барьеры вхождения другим участникам торгового оборота, серьезно ограничивать конкуренцию. Таким образом, крупные ритейлеры получают возможность перераспределять в свою пользу платежеспособный спрос, а использование «теневых схем ценообразования гарантирует получение монопольно высокой прибыли».
При этом господин Пономарев констатирует, что четких государственно-правовых механизмов, способных кардинальным образом повлиять на такую антиконкурентную практику, в России «пока нет», в то время как сложившаяся судебная практика по таким вопросам «немногочисленна» и «состоит из разнородных решений».
Самым же уязвимым звеном в складывающейся ситуации оказывается рядовой покупатель. Ведь цены на продукты, в том числе на социально значимые, в такой ситуации растут, а качество товаров порой оставляет желать лучшего.
«Очевидно, что вопрос увеличения в магазинах доли товаров местного производства и также их ценовой доступности остается за гранью коммерческих интересов иностранцев-монополистов», – резюмирует Аркадий Пономарев.