WorldClass

30 сентября 2024, 12:27
Экономические деловые новости регионов Черноземья

ТОП-5 действий для сохранения бизнеса

Экономические деловые новости регионов Черноземья
Экономические новости Черноземья

ТОП-5 действий для сохранения бизнеса

Воронежский бизнес-журнал // Заказ в интерактиве

15.11.2013 11:10
Одна из многообещающих технологий бесконтактных платежей и обмена информацией — Near Field Communication — пробует заявить о себе в регионе. в узком, но интересном формате. Сервис NFC Cafe, предложенный воронежским разработчиком Вячеславом Черниковым, призван облегчить жизнь заведениям общепита и их клиентам. С его помощью посетители кафе получают доступ к дополнительным возможностям, используя QR-код и NFC-метки, что позволяет неплохо экономить время.

Одна из многообещающих технологий бесконтактных платежей и обмена информацией — Near Field Communication — пробует заявить о себе в регионе. в узком, но интересном формате.

Сервис NFC Cafe, предложенный воронежским разработчиком Вячеславом Черниковым, призван облегчить жизнь заведениям общепита и их клиентам. С его помощью посетители кафе получают доступ к дополнительным возможностям, используя QR-код и NFC-метки, что позволяет неплохо экономить время.

По словам разработчика, сервис NFC Cafe предусматривает массу сценариев, делающих посещение кафе более комфортным. С его помощью можно быстро найти ближайшее заведение — достаточно лишь запустить приложение в смартфоне. Посредством мобильного приложения пользователь получает доступ к электронному меню и может выбрать блюда. Останется лишь добавить их в корзину, нажать кнопку «подтвердить», и заказ уйдет на терминал официанта, а далее попадет в существующие системы автоматизации. К заказу можно добавить комментарий, выразив пожелания по своему заказу. Таким же образом клиент может сменить пепельницу, убрать со стола или сделать дозаказ. Также можно оплатить заказ и оставить чаевые.

Логика сервиса

— Сейчас существует большое количество проектов для заведений общественного питания, решающих самые разные задачи, — рассказывает разработчик сервиса NFC Cafe Вячеслав Черников. — Мы выбрали проблему, с которой сталкивается большое количество посетителей, — длительное время ожидания официантов. В некоторых заведениях Воронежа можно просидеть более 20-30 минут, прежде чем официант подойдет к вам принять заказ. Причина — в таких заведениях экономят на официантах, набирая необходимый минимум людей, чтобы повысить рентабельность бизнеса. В некоторых заведениях внедряют кнопку вызова официанта, однако самих официантов физически больше не становится, так что это практически ничего не решает. Это ключевая проблема от которой мы отталкиваемся и выстраиваем логику работы с сервисом.

Еще один важный вариант использования сервиса NFC Cafe — бронирование столика ко времени и возможность осуществить предзаказ на блюда ко времени, подтвердив заказ оплатой.

— Для заведений важными являются возможность увеличить поток посетителей, повышения лояльности клиентов, появление прямого канала взаимодействия с лояльными клиентами и широкая статистика по посетителям, — уверен Вячеслав Черников. — Как мы планируем этого достичь, пока не будем раскрывать. Ключевая особенность сервиса — привязка электронного меню или посетителя к столику. Для этого могут быть использованы QR-коды, NFC-метки или Bluetooth-маячки. На текущий момент мы планируем комбинировать QR и NFC.

Начинать — с Воронежа

Система только готовится к выходу на рынок. Пока NFC Cafe работает в тестовом режиме, но договоренности с предприятиями общественного питания уже есть.

— На текущий момент у нас есть договоренности с рядом крупных заведений в Воронеже, Москве и Санкт-Петербурге. Начинать в любом случае будем с Воронежа, так как сейчас предстоит этап доработки сервиса и реализации широких пилотных проектов.

Диапазон действия

NFC (от английского Near Field Communication — взаимодействие ближнего поля) — технология, в основе которой лежит беспроводная высокочастотная связь малого радиуса действия (до 10 см). Благодаря ей можно осуществлять бесконтактный обмен данными между устройствами, находящимися недалеко друг от друга, например, между считывающим информацию терминалом и смарт-картой.

Сегодня NFC активно внедряют такие крупные игроки рынка высокотехнологичных продуктов, как MasterCard, Citigroup, Barclaycard, Visa, Intel, Samsung, Google, Nokia.

В этой сфере развиваются сервисы на базе мобильных устройств и пластиковых смарт-карт, которые становятся многофункциональными устройствами для решения ряда задач. Они могут выступать в качестве проездного билета, платежного средства, бонусной карты, ключа, средства идентификации владельца. Специалисты прогнозируют интерес к NFC в области безопасности и контроля доступа.

За рубежом NFC используется довольно широко и порой в неожиданных местах. Например, в Ботаническом саду в Вашингтоне установили три NFC-указателя, с помощью которых посетители попадают на сайт ботанического сада и получают более подробную информацию о заинтересовавших их растениях.

Глобальных изменений в работе заведений, использующих технологию NFC, не произойдет.

— На первом этапе в заведении рядом с основным терминалом будет устанавливаться второй экран на базе планшета, на котором будут отображаться все заявки и заказы посетителей, — объясняет разработчик сервиса NFC Cafe. — И уже с этого планшета заказы будут попадать в системы вроде R-Keeper или iiko. Посетители будут получать доступ к системе бесплатно, а с заведений мы будем брать небольшую комиссию со всех заказов, сделанных через наш сервис.

Подключиться к системе заведения смогут бесплатно. То есть для небольших заведений с небольшим количеством заказов или хорошим сервисом (где нет такой необходимости в NFC cafe) использование системы будет практически бесплатным.

По словам Вячеслава Черникова, пока наибольший интерес к его проекту проявляют средние и крупные заведения со сложной геометрией и большим процентом молодых посетителей (до 35 лет). Однако ситуация со временем может измениться.

В тестовом режиме

Технологии NFC пророчат большое будущее и признают идеальной для оптимизации сложных бизнес-процессов, сферы ее возможного применения довольно широки. Благодаря ей смартфон или другое мобильное устройство может стать универсальным ключом для совершения различных операций — от платежей (в магазине, транспорте и т. д.) до заказа различных услуг.

— Технология NFC в последние полтора — два года активно продвигается как основными производителями смартфонов, так и платежными системами Visa и MasterCard, — рассказывает начальник управления массового бизнеса 00 «Воронежский» ОАО «Альфа-Банк» Сергей Шеленберг.

Но пока в России проекты, связанные с NFC, проходят по большей части в тестовом режиме. По-настоящему оценить их преимущества можно будет тогда, когда мобильные устройства, поддерживающие NFC, станут обычным явлением.

— Самые очевидные сферы применения NFC — бесконтактная оплата, проездные билеты, — говорит Вячеслав Черников. — Также возможно их использование на животноводческих фермах, где с помощью промышленных карманных компьютеров можно считывать RFID-метки на ушах животных и получать описание животного, историю прививок и многую другую информацию. На самом деле есть очень много сфер приложения технологии NFC, однако сейчас это сдерживается низкой популярностью устройств среди обычных пользователей.

Платежи «в одно касание»

Одно из важных направлений использования технологии, которое уже приобретает популярность, — платежи.

— Основное преимущество бесконтактных платежей — это скорость транзакции, — говорит Сергей Шеленберг. — Например, по сравнению с обычной картой (магнитной или чиповой), — время оплаты сокращается в несколько раз. По сравнению с оплатой наличными — иногда даже в десятки раз. Проходимость торговых точек увеличивается. Плюс, по статистике, когда покупатель рассчитывается «в одно касание», он делает это легче и чаще совершает покупки.

По словам Сергея Шеленберга, NFC в области платежей делится на два основных направления: бесконтактные технологии Visa PayWave, MasterCard PayWave и непосредственно платежи с мобильного телефона, оснащенного модулем NFC, и привязанным к банковскому/карточному счету (для этого нужна замена sim-карты мобильного оператора).

— В первом случае оплата происходит, когда покупатель подносит карту к терминалу, оснащенному модулем NFC, — поясняет Сергей Шеленберг. — При сумме оплаты более чем 1000 рублей покупателя попросят подтвердить покупку вводом PIN-кода. Такие карты уже выпускаются несколькими передовыми банками в России. Количество этих карт постоянно растет, и, мы считаем, что в этом году будут опубликованы хорошие результаты об эмиссии карт PayWave/ PayPass. Второй вариант NFC довольно медленно проникает на рынок; основная причина — поиск бизнес-модели между банком, оператором и платежной системой. Также можно отметить довольно сложную механику для клиента: нужен особый телефон, особая sim-карта и некоторые действия по подключению всего этого «бесконтактного платежного комплекта». Пока можно сказать, что в России реализуются пилотные проекты.

Сдерживающие факторы

Один из основных сдерживающих факторов распространения технологии NFC — неразвитая инфраструктура. Сейчас в этом направлении делаются лишь первые шаги.

— По информации от нашего партнера, компании Рау-mе, в 2014 году планируется выпуск новой модели мини-терминалов, которые поддерживают бесконтактные NFC платежи, в том числе PayPass/PayWave, — говорит Сергей Шеленберг. По его мнению, предполагаемые сложности — это относительно малое проникновение к покупателям бесконтактных карт и пока еще катастрофически малое оснащение смартфонов с NFC специальными sim-картами. Кроме того, для распространения бесконтактных платежей необходима замена парка терминалов, а это дорогостоящее мероприятие. Например, сегодня мини-терминал стоит для клиентов 1400 рублей, а такой же с NFC-функциями будет стоить не менее 2800 рублей, при пока еще малом проникновении карт. С подобными проблемами сталкиваются и разработчики сервиса NFC Cafe.

— В настоящее время процент воронежцев, у которых есть мобильные устройства, поддерживающие NFC, близится к нулю, так как самих устройств не так много в продаже, и в основном это достаточно дорогие смартфоны, — сетует Вячеслав Черников. — Именно поэтому мы сейчас больше базируемся на использовании QR-кодов, пусть мы их и не очень любим. Посетители смогут подключаться к NFC cafe со своего смартфона или планшета.

На первом этапе планируем поддержку iPhone/ iPad, Android, Windows Phone. В будущем предполагается поддержка Nokia Asha и, возможно, других платформ. Так что использовать решение смогут практически все пользователи смартфонов и планшетов с помощью NFC или QR.

Есть мнение, что одно из слабых мест NFC — безопасность. Но специалисты считают, что процент риска здесь небольшой, и связан он с защищенностью используемых устройств.

— Сама по себе технология NFC защиты от вирусов или «плохих» ссылок не дает, — поясняет Вячеслав Черников. — Все — на совести программистов. Однако мобильные платформы достаточно хорошо защищены, и здесь проблемы есть только у Android, которую очень любят вирусописатели за ее открытость.

А в некоторых случаях эту технологию считают даже более защищенной.

— Данная технология значительно надежнее и безопаснее, чем классические карты с магнитной полосой, — считает Сергей Шеленберг. — Сегодня эксперты утверждают, что можно сравнивать по уровню защищенности оплату картой с EMV-чипом и бесконтактные платежи. Тем более, что без соответствующих сертификатов безопасности международные платежные системы не выпускают подобные решения на рынок.

Пока к перспективам быстрого распространения сервисов, связанных с NFC, эксперты относятся скептически.

— NFC актуальна для оплаты при огромном (по региональным масштабам) трафике, — считает генеральный директор ООО «Мастерская маркетинга» Владимир Букреев. — Например, в качестве проездной карты — в метро, аэроэкспрессе и прочем транспорте. Такая кредитка значительно экономит время. И это, как мне кажется, доминирующая ситуация потребления данного продукта. Остальные мотивы оформить себе такую карту, по-моему, малозначимы. Разве что с целью сохранить конфиденциальность пин-кода (его не нужно вводить при оплате). В любом случае, в Воронеже я пока не вижу почвы для бурного развития NFC.

Тем не менее, такие проекты, как NFC Cafe могут стать здесь весьма популярными.

— В Воронеже много пользователей смартфонов и планшетов, — уверен Вячеслав Черников, — плюс много современных заведений на уровне не только региона, но и всей страны.

Мария Орлова
Воронежский бизнес-журнал, №11, 2013 год.

Подписывайтесь на Абирег в Дзен и Telegram
Комментарии 0