WorldClass

23 сентября 2024, 04:28
Экономические деловые новости регионов Черноземья

ТОП-5 действий для сохранения бизнеса

Экономические деловые новости регионов Черноземья
Экономические новости Черноземья

ТОП-5 действий для сохранения бизнеса

Экономика и жизнь - Черноземье // Александр ЮРОВ: «Вопрос сохранения и развития муниципального транспорта сегодня – один из самых актуальных в городском округе»

19.05.2009 12:48
Похоже, городские власти решили серьезно заняться проблемами пассажирского транспорта в Воронеже. Поддержка этой сферы для мэра Сергея Колиуха и его команды сегодня является одним из приоритетных направлений в функционировании городского хозяйства. В чем причина столь пристального внимания мэрии к нынешней ситуации в транспортной системе? Каковы ее болевые точки? Что сделано за последнее время для ее развития? На эти вопросы региональному деловому изданию ответил генеральный директор МТК МУП «Воронежпассажиртранс» Александр Юров.

Похоже, городские власти решили серьезно заняться проблемами пассажирского транспорта в Воронеже. Поддержка этой сферы для мэра Сергея Колиуха и его команды сегодня является одним из приоритетных направлений в функционировании городского хозяйства. В чем причина столь пристального внимания мэрии к нынешней ситуации в транспортной системе? Каковы ее болевые точки? Что сделано за последнее время для ее развития? На эти вопросы региональному деловому изданию ответил генеральный директор МТК МУП «Воронежпассажиртранс» Александр Юров.

– Александр Иванович! На первый взгляд, работа пассажирского транспорта в Воронеже удовлетворительна. По крайней мере, его хватает – «Газели» и большегрузные автобусы идут непрерывным потоком, порой им даже не удается припарковаться на остановках. Так в чем причина волнений?

– Давайте посмотрим на ситуацию трезвым взглядом. Поверьте, она не внушает оптимизма. На самом деле, транспорта объективно не хватает. Нашему городу необходимо только одних стоместных единиц подвижного состава полторы тысячи. А сейчас ежедневно на линии выходят 1300-1400 единиц, причем из них большая часть – «Газели» автобусы типа «ПАЗ». Состояние подвижного состава, мягко говоря, оставляет желать лучшего. Большинство перевозчиков не имеют ни техники, ни производственных баз, а используют наемный транспорт и арендуют территории. И самое печальное – монопольное положение частника на рынке транспортных услуг, его исключительно коммерческий интерес приводят к отсутствию стабильности в транспортном обслуживании населения. Ведь предприниматели работают в погоне за прибылью, что вполне объективно. И, к сожалению, мало кто гонится за качеством сервиса и безопасностью пассажиров. Вместе с тем, мэр признает, что без частника сегодня не обойдешься – город все на себя не возьмет. Но их необходимо дисциплинировать, создать определенные правила игры.

– Кстати, а какова доля муниципального транспорта во всей системе? Можно ли говорить о его конкурентоспособности по отношению к частным перевозчикам? Ведь диктовать условия и требовать игры по правилам можно только при наличии серьезной конкуренции.

– Никакой конкурентоспособности пока в принципе не существует. Это очень грустно, но доля муниципального транспорта сегодня – около 5 процентов. Остальные – частники. Подобного положения с муниципальным транспортом в других областных центрах нет. Например, в Липецке в общем выпуске подвижного состава на линию удельный вес муниципального транспорта составляет 56%, в Ярославле – 44%. Позиция Сергея Михайловича Колиуха достаточно четкая: доля муниципального транспорта в Воронеже должна составлять 25-30 процентов. Работа в этом направлении ведется, правда, хотелось бы добавить динамики этому процессу.

Далее. Серьезные опасения вызывает хаотичность, неупорядоченность работы всего пассажирского транспорта в целом. В данном случае речь идет об отсутствии планирования и диспетчирования. При правильном планировании должно быть определенное количество маршрутов, четкий график движения. Чтобы человек знал, что он 10 минут ждет, потом садится в автобус и уезжает. Сегодня, особенно в часы пик, есть риск простоять на остановке и полчаса, и час. В советское время маршрутная сеть была четко рассчитана. Целые институты считали пассажиропотоки – на заводы, в спальные районы, старались все учесть. Было серьезное, продуманное диспетчирование работы пассажирского транспорта. Мэр поставил конкретную задачу провести мониторинг пассажиропотока. И по его результатам, после тщательного анализа необходимо пересмотреть маршрутную сеть. Основная проблема – наличие огромного количества параллелей. Много маршрутов дублируется. Встаньте на любую остановку Московского проспекта, и вы запутаетесь в номерах маршруток. А человек приезжий и вовсе потеряется. Ситуацию усугубляет то, что на сегодняшний день практически весь транспорт сосредоточен на ключевых магистралях города – на Московском проспекте, проспекте Революции и Ленинском, улицах 20-летия Октября, Ворошилова и т.п. Такого быть не должно. Ведь большинство так называемых малодоходных маршрутов явно обделены транспортом – частникам там работать просто невыгодно. И муниципалитет со своими хилыми активами вынужден эти бреши закрывать, выполняя социальный заказ. А вы говорите о конкуренции! Мы станем конкурентами, когда только стоместных муниципальных автобусов и троллейбусов у нас будет около 400-500 единиц. А пока мы имеем старые, полуразвалившиеся «Икарусы» и «Пазики».

– Кстати, на ваш взгляд, что является наиболее приемлемым для нормального функционирования транспортной сети – большое количество «Газелей» или наоборот, сокращение их числа и увеличение доли большегрузных автобусов в потоке?

– На мой взгляд, подвижной состав большой вместимости. А маленькие маршрутки должны работать «на подхвате», их число нужно уменьшать, особенно в центре города. Опять вспомню советские времена – был большой автобус, были маршрутки, проезд на которых стоил намного дороже. Согласен, «Газель» маневреннее, быстрее. Но чтобы обеспечить нормальные перевозки и закрыть все бреши, их должно быть очень много, намного больше, чем сейчас. Делаем простой логический вывод: если увеличить количество маломестных маршруток, город просто задохнется в пробках. А нужно намного меньше. Говоря примитивным языком, они займут меньше места на улицах. Ведь Воронеж довольно специфический город, с точки зрения дорожной сети. У нас почти миллион населения, и вместе с тем, город очень компактный. Улицы узкие, с транспортным потоком не справляются. Необходимо строить магистрали-дублеры, разгружать центр. Но это уже отдельный разговор…

– И какие шаги власти планируют предпринять для выхода из кризиса? Расскажите подробнее: что конкретно в мэрии намерены сделать, чтобы увеличить долю муниципального транспорта в общем пассажиропотоке и упорядочить работу всех перевозчиков?

– Самое главное – принята муниципальная целевая программа развития городского пассажирского транспорта на 2009-2013 годы. Речь идет о довольно серьезном финансировании – его общий объем составляет 4275,9 млн. рублей. Четко прописаны основные цели программы – это повышение качества пассажирских перевозок в Воронеже, совершенствование системы управления городским транспортом, сохранение электрического транспорта, обеспечение сбалансированной работы перевозчиков всех форм собственности, повышение безопасности дорожного движения и улучшение экологической обстановки. Постепенно мы планируем внедрять новые технологии управления городским пассажирским транспортом, немало внимания будет уделяться работе диспетчеров – повторю, беспорядочное движение – одна из серьезнейших проблем. Далее, в программе в обязательном порядке предусмотрено развитие производственно-технической базы городского пассажирского транспорта и обновление подвижного состава. Так, на базе двух муниципальных ПАТП мы сейчас пытаемся взять в лизинг 50-60 автобусов. В прошлом году нам почти удалось провести эту сделку – но подошел кризис и мы, к сожалению, не успели. Хотя была хорошая договоренность… Сегодня пытаемся опять отработать этот вариант. В целом, на первом этапе реализации программы планируется приобрести 120 троллейбусов и 140 автобусов большой вместимости с использованием лизинговых схем, закупить станочное оборудование, реконструировать и восстановить троллейбусную контактную сеть, организовать обучение и переподготовку водительского состава.

– Вы говорили о закупке троллейбусов и обновлении инфраструктуры электрического транспорта. Но ведь город практически лишился трамвая и троллейбуса! Насколько известно, почти все имущество МУП «Горэлектротранс» ушло в частные руки. Так имеет ли смысл восстанавливать? Ведь предыдущая администрация избавлялась от непрофильных активов?..

– На мой взгляд, это как раз один из самых профильных активов. Не секрет, что во всем цивилизованном мире стараются максимально использовать электротранспорт. С точки зрения экологической безопасности, ему пока нет конкурентов. Так что восстанавливать троллейбус мы будем обязательно. Да, многое потеряно – 6 депо (три трамвайных, три троллейбусных), почти весь имущественный комплекс ушли в частные руки. Что касается трамвая, то у нас даже подвижного состава не осталось на сегодня, потому что по правилам эксплуатации и безопасности пассажирского транспорта его эксплуатировать просто нельзя. Мы видим, что он из себя представляет – 100 процентов износа. Рельсы тоже находятся в конкурсной массе – помните, прошлогодние скандалы с демонтажем рельсов на улице 20 лет Октября. По сей день идут суды!

– А вы сами как относитесь к тому, что трамвай уходит из Воронежа?

– Мы должны реально смотреть на вещи. Вот улица 20 лет Октября. По ней уже много лет не ходит транспорт. Прямо посередине улицы – импровизированная парковка. Где это видано? Причем мы понимаем, что трамвай не пойдет ни через год, ни через два, ни через пять. Да, когда-то трамвай был скоростным, быстрым транспортом. Но в силу объективных причин – узкие улицы, большая загруженность магистралей, пробки – ситуация изменилась. И чтобы иметь нормально функционирующий трамвай, сегодня необходимо серьезно изменить подход, всю систему. В нынешнем своем виде трамвай существовать не может. Представьте себе Московский проспект с трамваем. Через каждые 800 метров он останавливается, открывается дверь, и выходят люди. В полуметре едут машины, и не каждая пропустит пассажира. Только с точки зрения безопасности – полный провал! Необходимо как-то огораживать трамвайные пути, делать переходы. И это лишь один аспект серьезной проблемы.

– То есть, вы против трамвая?

– Я «за». Но судите сами: для трамвая должна быть определенная выделенная линия, в стороне от транспортного потока. Или воздушная, или подземная. Нужен новый подвижной состав. Нужна серьезная инфраструктура. Более того, рельсов сегодня у нас осталось около 115 кило- метров. И они изношены на 90 процентов. Производить их капитальный ремонт, по мнению специалистов, нецелесообразно и невыгодно. Проще их снять и установить новые. Но все упирается в финансирование. И потом, добавлю, что в результате конкурсного производства у нас многие конечные разворотные кольца проданы. На ул. Перхоровича их уже застраивают…

– Наивный вопрос – почему так получилось? Был трамвай, был троллейбус. Потом пришли неизвестные люди и забрали все имущество себе. Слишком как-то все просто получается. А завтра также здание мэрии кто-нибудь заберет?

– Не знаю, как и что в кулуарах там решалось, и что кому доставалось. Я не участник этого процесса. Мне тяжело судить, как вопрос решался. Но однозначно понятно, что позиция власти была нелогичной. Сейчас отношение в корне изменилось. Недавно мы вернули через суд часть троллейбусного депо на Космонавтов. Сейчас восстанавливаем его, и к 1 сентября планируем запустить. Это будет полноценное депо с выходом около 55-ти троллейбусов на линию.

– То есть, можно говорить о постепенном возрождении троллейбуса в Воронеже?

– В какой-то степени, да. В течение 2009 – 2011 годов планируется приобрести 200 троллейбусов – это уровень «советского» времени. Такого количества троллейбусов, на мой взгляд, Воронежу должно хватить. 21 троллейбус уже закупили. Правда, есть определенные сложности с водительским составом. Дело в том, что последние 15 лет водителей троллейбусов не обучали. Те, кто сейчас работает, в основном люди предпенсионного возраста. Нужны свежие кадры. Работа ведется: у нас есть технический колледж на 9 Января, у которого еще остались лицензии и права на обучение. Группу набрали – с первого апреля учатся 30 человек.

Так что троллейбус обязательно будет возрождаться. Постепенно планируется даже пересмотреть маршрутную сеть в пользу электротранспорта. Уже определены 12 ключевых троллейбусных маршрутов. Кстати, в случае параллельных, дублирующих маршрутах, приоритет будет отдаваться троллейбусам.

Так что в целом, развитие электротранспорта в программе четко рассчитано. К 2012 году на линии должны выйти 200 троллейбусов. И что немаловажно, планируется восстановить троллейбусное движение в Левобережной части города.

Даниил ЕНДОВИЦКИЙ
«ЭЖ-Черноземье», №9 от 16-29 мая 2009

Подписывайтесь на Абирег в Дзен и Telegram
Комментарии 0