Воронеж. 15.11.2013. ABIREG.RU – Аналитика – Похоже, долгая история с банкротством ОАО «Воронежшина», начавшаяся в 2000 году, завершилась. За воронежский завод боролась компания «СИБУР», но у нее из под носа ее увел холдинг «Амтел». 13 лет вокруг завода шла борьба, его модернизировали, несколько раз перезапускали, затем останавливали, и только теперь завод выходит на стабильную работу. 6 ноября 2013 года в Лондоне была презентована стратегия развития компании Pirelli, СП которой владеет воронежским заводом: как и планировал еще «Амтел», воронежский завод будет специализироваться на выпуске премиум-шин.
Банкротство ОАО «Воронежшина» еще в 2000 году затеяла компания «СИБУР». Однако поставленный арбитражный управляющий Олег Терехов неожиданно в 2002 году продал завод холдинговой компании «Амтел» примерно за 350 млн рублей. Уже в 2004 году шинный завод, переименованный в «Амтел-Черноземье», выпустил 2,4 млн шин.
«Амтел» решила построить в Воронеже совершенно новый современный завод. Инвестировав порядка 120 млн долларов, «Амтел» реконструировал одно производство мощностью 2,4 млн шин и приступил к строительству нового производства мощностью 3 млн шин в год – ««АМТЕЛ»-Черноземье-II-Гринфилд». Второе производство, ориентированное на выпуск шин радиальной конструкции для легковых автомобилей (16-18 дюймов), считается наиболее рентабельным активом, но его так и не смогли запустить. Ожидалось, что в Воронеже уже в 2005 году будет производится 5,3 млн хорошей резины, однако этого не произошло.
«Амтел» никак не мог выйти на прибыльность несмотря на оборот в 2004 году в 350 млн долларов. В 2005-2006 году «Амтел» провел неудачное IPO и поэтому так и не смог запустить новое производство в Воронеже. Хотя и позиционировалось, что осталось вложить 10-50 (по разным данным) млн долларов в его запуск. Предприятие закрывает производство велошин и аграрных, и грузовых.
В кризисный 2008 году холдинг «Амтел» не смог выполнять финансовые обязательства, и производство было остановлено. В мае 2009 года инициируется банкротство «Амтел-Черноземье». Кредиторская задолженность оценивалась в сумму от 16 до 35 млрд рублей. Борьбу за активы «Амтела» развязали «СИБУР» и «Альфа-Групп» (подразделение А1). Первоначально власть получило А1. Воронежский завод простаивал. «СИБУР» поддавливал власти, что вложит в предприятие 50 млн долларов. А1 в начале 2010 года пытается перезапустить производство в Воронеже.
В октябре 2010 года «СИБУР Русские шины» приобретает большую кредиторскую задолженность воронежского и кировского заводов «Амтел» у А1. Многие долги покупались с дисконтом в 80%, поэтому можно оценить затраты в 3 млрд рублей. Расчистив долги, «СИБУР», так ничего и не вложив в воронежский завод, в октябре 2011 года продает Кировский шинный завод, а в феврале 2012 года – Воронежский шинный завод совместному предприятию Pirelli и «Ростехнологии» за 222 млн долларов (9,5 млрд рублей).
С марта 2012 компания Pirelli в лице российского представительства ООО «Э-Волюшн Тайр», а затем – ООО «Пирелли Тайр Руссия» осуществляет операционную деятельность на заводе. Компания заявляет, что вложила в модернизацию воронежского завода порядка 60 млн евро. Очередной запуск производства на Воронежском шинном заводе состоялся в январе 2013 года, однако основное производство заработало лишь к середине года.
В эксклюзивном интервью «Абирегу» главный исполнительный директор Pirelli & C. S.p.a. Марко Тронкетти Провера отметил, что два года Pirelli потратила на доведение производства на своих российских активах до ума. «Сейчас все готово», - сказал он. При этом в 2013 году компания еще работает в минус: оборот остался на уровне 2012 года – 240 млн евро (10,3 млрд рублей). По индустриальному плану, рассчитанному до 2017 года, уже в 2014 году объем реализации в России и странах СНГ планируется в 280 млн евро (с положительной EBITDA) и ростом до 370 млн евро в 2016 году. Этого компания планируется добиться за счет того, что в 2014 году рынку будет представлен хороший ассортимент российской резины.
Кроме того, благодаря стратегическому партнерству с «Ростехнологиями» СП уже с 2012 года поставляет свою резину для комплектации автомобилей на заводах ГАЗ, «Лада» и «Рено». С 2014 года планируется поставка шин в Daimler, Volkswagen и Ford, а с 15 года – и в Nissan. Стратегическое партнерство с «Ростехом» заключено до 2017 года.
Воронежский шинный завод успешно попадает в концепцию Pirelli по захвату рынка премиум-шин как в России, так и в мире. Однако это является и минусом. Из-за низких макроэкономических факторов России и снижения продажи автомобилей производство премиум-шин в Воронеже планируется держать на уровне 2 млн шин в год, хотя первоначально планировался рост объемов производства до 4 млн шин. Правда, Марко Тронкетти Провера говорит, что при изменение внешних факторов увеличить производство шин в Воронеже можно будет легко.
Фактически следует, что на Воронежском шинном заводе для экспансии в премиум-сегмент у «Пирелли» все готово. Уже в июле 2013 года, на год опережая собственные планы и графики, «Пирелли» перешла на производство продуктов под собственными брендами – «Пирелли» и «Формула» (бренды категории «А» и «Б» соответственно).
«Мы не разочарованы в том, что наш индустриальный план на 2011-2013 годы не выполнен по российским заводам. Когда мы входим в регион, то рассчитываем на десятки лет, а не на один-два года», - говорит руководитель компании. Интересно, что если бы Pirelli начала строить завод в России с нуля, то нынешних показателей добилась бы лишь к 2018 году. И этот проект обошелся бы гораздо дороже. Интересно также, что к 2017 году Pirelli рассчитывает импортировать из России порядка 2 млн брендовых шин.
Радует, что несмотря на то что Pirelli работает на пяти континентах и владеет 22 шинными заводами в мире, Россия признана одним из стратегически важных для компании регионов. Развитие планируется по всем направлениям. Предполагается расширение линейки зимней продукции, ориентированной на специфику отечественного рынка. Будет увеличение дилерской сети и даже «развитие собственного розничного проекта».
Планируется и пересмотр мер по повышению узнаваемости бренда. Все это должно привести к увеличению рентабельности деятельности компании, тем более что российский сегмент бизнеса имеет, как сказано в презентации, «почти отрицательную» маржу по EBIT «из-за снижения темпов роста шинного рынка, недостаточного использования мощностей заводов, незавершенной линейки шинной продукции». Безусловно, не обошлось и без упоминания о необходимости повысить эффективность, правда, предполагается это не за счет традиционного для отечественной практики снижения издержек, а за счет «приведения всех процессов работы в соответствие со стандартами Pirelli».
Именно на повышение эффективности бизнеса, его рентабельности ориентирована стратегия. Рост маржи будет одним из основных показателей. Впрочем, добиваться его планируют не за счет роста цен, а ориентируясь на потребности рынка и рост доли высокомаржинальных продуктов.
Однако не будем переоценивать роль нашего рынка для компании – в целом значительно большее внимание руководства фирмы приковывают Латинская Америка, Африка и Ближний Восток. В материалах компании резонно указывается на низкие темпы роста российской экономики, «что привело к снижению количества регистрируемых автомобилей (-5% в 2013 году), падению спроса на шины (по предварительным оценкам, -3,5% в 2013 году)». В то же время указано, что «эффективность реализации российских автомобилей все еще очень мала по сравнению с Европой, что подтверждает возможности среднесрочного роста». Именно надежды на рост потребления автомобилей и переход на более дорогие марки шин являются основными причинами оптимистичного взгляда компании на рынок России.
Для нашего же региона можно сделать только один важный вывод: инвестор в шинное производство в Воронеже – серьезная стабильная компания, готовая мыслить долгосрочно. Именно таких игроков, ориентированных не на сиюминутные результаты, а на долгосрочное эффективное развитие, не хватает отечественной экономике.