Липецк. 22.11.2013. ABIREG.RU – Аналитика – Воронежская компания «Союзспецстрой» специализируется на возведении объектов промышленного, сельскохозяйственного и гражданского назначения. Но некоторое время назад она начала продвигать в России идею строительства бетонных дорог по американской технологии. Площадкой для демонстрации преимуществ бетона перед асфальтом стал в этом году город Лебедянь, где «Союзспецстрой» построил километровую дорогу из бетона. О том, что это за технология, почему «Союзспецстрой» взял ее на вооружение и как к ней относятся в Черноземье, рассказал «Абирегу» директор ООО «Союзспецстрой» Сергей Будасов.
- Сергей Борисович, что это за технология, по которой вы построили дорогу в Лебедяни?
- Мы строим дороги с монолитным бетонным покрытием. Такое покрытие имеет большая часть европейских и американских автотрасс. Асфальтом там покрыто буквально 5-10% дорог - остальное выполнено в бетоне. Но главное в этой технологии не то, что вместо асфальта мы укладываем бетон, а то, что дорожное полотно заливается одновременно с сопровождающими сооружениями, которые сопутствуют дороге. Это цельнотянутые бордюры, бордюры с водостоком, ограждающие подпорные стенки высотой до 1 м. Все это выполняется машинами американской компании GOMACO. И вот в Лебедяни мы построили такую цельнобетонную дорогу. Я думаю, теперь про ремонт этого участка можно забыть лет на 50. Кроме того, мы делаем дороги с бетонной основой, а сверху покрываем асфальтом, и они вот уже 10 лет стоят и выглядят прекрасно.
- Бетонные дороги дороже или дешевле асфальтных?
- Года три назад, с точки зрения сиюминутной выгоды, они были дороже. Но это, я повторяю, если судить с точки зрения тех, кто живет одним днем. С учетом того, что бетонные дороги не надо ремонтировать так часто, как дороги с асфальтным покрытием, то лет через восемь окажется, что они гораздо дешевле. За счет того, что их не надо ремонтировать, они даже могут приносить прибыль. Но эту простую истину я доказывал еще три года назад. Сегодня цена на бетон и асфальт примерно одинаковая. Кроме того, наша компания занимается еще так называемой стабилизацией грунтов. Это вообще интереснейшая тема. При строительстве дорог можно отказаться от вывозки местных грунтов, застабилизировать их, и не нужно использовать щебень – сразу поверх грунта строить либо бетонные, либо асфальтные дороги. Поэтому мы говорим: дайте нам самый плохой участок, самый неудобный в плане геологии, в плане близких грунтовых вод, и мы построим хорошую долговечную и недорогую дорогу.
- Вы, наверное, считаете, что для России бетонные дороги актуальны?
- Я думаю, очень актуальны. Почему нас пригласили в Лебедянь? Там есть спуск с Тяпкиной горы к так называемому Казенному мосту. На спусках в летнее время асфальт всегда размягчается, плывет и морщится. Кроме того, образуется колея. По нему едешь как по стиральной доске. Эту дорогу там каждый год ремонтировали, и такие дороги повсеместно по всей России. Но это, так сказать, вечная российская беда. А недавно появилась новая проблема. Раньше асфальт держался еще и потому, что нагрузки на ось были небольшие. А все наши большегрузные машины имели на заднем мосту спаренные колеса. Сейчас зачастую идут еврофуры, и у них сзади одиночные колеса, поэтому нагрузка на квадратный сантиметр дороги возросла. Эти фуры уже никуда не денешь, они стали как неизбежное стихийное бедствие. Поэтому надо подстраиваться под это колесо, и в этом случае, конечно, поможет только бетон. Кроме того бетонные дороги более экологичны. Вспомните, что представляет асфальт в июльский жаркий день. После нескольких лет эксплуатации почва у асфальтовых дорог не пригодна к посевам.
- Сергей Борисович, как вы вышли на эти технологии? У вас ведь строительная, а не дорожная компания.
- Да, мы строим объекты различного назначения. Мы в Воронежской, например, области построили элеватор на 150 тыс. тонн зерна, в Тамбовской области – на 100 тыс. тонн. Это большие портовые элеваторы. В Липецкой области построили роботизированные коровники, молочный завод в Хлевном, в других областях мы строили свинокомплексы и коровники. А на американские технологии строительства дорог вышли благодаря разумному и рациональному подходу к возведению объектов. Когда мы строили сельскохозяйственные объекты, то столкнулись с серьезной проблемой: заказчики отказывались оплачивать строительство временных дорог. Вы же понимаете, с чего начинается стройка: сначала прокладывают временные дороги. И получается, что мы строим их бесплатно, за счет собственной прибыли. Мы в то время работали с господином Бабаевым, и я ему предложил: «Юрий Алексеевич, давайте я вам буду делать проектные дороги, но не асфальтные, а в бетоне собственного изготовления. Мы будем по ним обеспечивать строительство, а потом я их передам в эксплуатацию». Он сказал, что, если дороги будут надлежащего качества, он не против. Тогда встал другой вопрос: как делать качественные бетонные дороги? И тогда мы нашли вот эту технологию, и сегодня мы владеем этой технологией, у нас есть американские бетоноукладчики.
- Я знаю, что дорогу, которую вы построили в Лебедяни, хвалил первый вице-мэр Липецка Николай Новиков, который курирует городское дорожное хозяйство. Он не предлагал вам заняться строительством таких дорог в Липецке?
- Пока нет. Когда мы строили дорогу в Лебедяни, туда приезжало много делегаций. Два раза был первый вице-губернатор господин Божко. Приезжал главный смотритель Липецка. Он, говорят, отлично разбирается в дорожном строительстве и содержании дорог. Мы с ним ходили, смотрели, спорили, и я его, по-моему, убедил, что в дорожном строительстве будущее за бетоном. Я так понял, что на заметку они взяли эту тему, она им понравилась. Но предложений пока не поступило ни от мэрии Липецка, ни от администрации Липецкой области. Я их хорошо понимаю. Дело это для России новое и вызывает у людей какое-то законное опасение, они осторожничают. Естественно, все увидели, как мы строим, а теперь хотят посмотреть, чем все это закончится.
- А в других регионах у вас есть заказы?
- В Воронежской и Белгородских областях рассматривают наши предложения.
- Говорят, вы развиваете тему строительства дорог из бетона.
- Да, мы эту тематику не оставили и пошли еще дальше. Сейчас стало модно мостить тротуары тротуарной плиткой. Я к ней очень хорошо отношусь, мне она нравится, особенно когда это качественная плитка, когда она хорошо уложена. Но у меня есть один интересный вопрос. Я его всегда задаю и не получаю на него ответа. Дело в том, что по СНиПам, по всем правилам плитку положено класть на 10-12-сантиметровый бетон. Я это не сам придумал, я это все подсмотрел в той же Америке. У них на Манхэттене 70% тротуаров сделано из бетона и покрыто плиткой. А у нас никто этого не делает. Плитку кладут на песок, в лучшем случае на трамбованный щебень, и потом эта плитка идет волнами, проваливается. Вот мы сейчас строим объекты в Нововоронеже и занимаемся благоустройством – делаем в том числе тротуары из тротуарной плитки. Но укладываем плитку на бетон. Хотим доказать, что в нашей небогатой стране так делать выгодней – потом не придется тратиться на ремонт.