Воронеж. 05.12.2013. ABIREG.RU – Эксклюзив – Почти два года назад из Центрально-Черноземного банка Сбербанка России выделилось воронежское головное отделение (ГОСБ). С тех пор в регионе произошли существенные изменения: в области появились крупные животноводческие проекты и серьезные инвесторы. Сейчас российская экономика переживает далеко не лучшие времена. Однако в Воронежской области ситуация лучше, чем в целом по стране. А рост кредитного портфеля Сбербанка в регионе опережает и этот рост региональной экономики. Как чувствует себя крупнейший кредитор региона, мы узнали у замуправляющего воронежского ГОСБ Александра Михайлуся.
- Александр Владимирович, есть ощущение, что взаимодействие воронежского отделения Сбербанка с региональной властью с каждым годом становится все более эффективным. Чем это можно объяснить?
- Задачи, которые поставлены перед воронежским отделением Сбербанка, во многом перекликаются со Стратегией развития Воронежской области. Поэтому, с одной стороны, свою роль сыграло взаимное стремление региональной власти и банка к сотрудничеству, чего не наблюдалось прежде. С другой стороны, региональная власть и банк выполняют каждый свою работу.
Например, сейчас в регионе функционируют четыре индустриальных парка. А Сбербанк в этом году предложил два новых банковских продукта, которые позволяют финансировать как создание инфраструктуры индустриального парка, так и самих резидентов.
Стратегией области определено развитие инфраструктуры для малого и среднего бизнеса, чтобы повысить его правовую, экономическую грамотность. Со своей стороны, Сбербанк на базе своих центров развития бизнеса (сейчас их в городе уже три) на бесплатной основе проводит для представителей малого и среднего бизнеса обучающие и практические семинары, форумы, вебинары с привлечением партнеров, в том числе из федеральных консалтинговых агентств, по самому широкому кругу тем, касающихся вопросов построения и развития бизнеса, возможных инструментов повышения эффективности ведения бизнеса, маркетинга, правовых вопросов, вопросов налогообложения и много другого.
Только в центрах развития бизнеса каждый месяц открывается 30-40 новых расчетных счетов, заключаются договоры на рассчетно-кассовое обслуживание, появляются новые клиенты, привлекающие кредитные продукты банка, растет доля кредитующихся клиентов и среди тех, кто ранее пользовался только ограниченным кругом услуг банка, преимущественно РКО. Только за девять месяцев этого года прирост кредитного портфеля по предприятиям малого и микробизнеса по воронежскому отделению банка составил более 30%.
- Итоги работы воронежского отделения банка перекликаются с динамикой развития региона? Сейчас, как утверждают экономисты, наблюдается стагнация в экономике...
- Я бы не сказал, что экономика области стагнирует. Воронежская область показывает темпы развития выше российских. Например, в сельском хозяйстве региона по результатам только девяти месяцев рост составил более 112%, индекс роста промышленного производства в Воронежской области превысил 105%. При том что в среднем по России рост в три-четыре раза меньше. Такая же ситуация наблюдается и в инвестиционной деятельности: в Воронежской области рост 122%, а в среднем по России даже, наоборот, наблюдается некий спад.
Что касается воронежского отделения Сбербанка, мы не отстаем. Сбербанк участвует в финансировании большинства инвестиционных проектов, активно финансирует текущую деятельность предприятий. За девять месяцев этого года рост кредитного портфеля Сбербанка в Воронежской области - более 112%.
Кроме того, в текущем году банк уделяет серьезное внимание расширению кредитования малого и микробизнеса.
- Продукты для малого бизнеса не такие и дешевые. Они пользуются спросом у воронежских предпринимателей?
- Стоимость кредитных продуктов банка связана, прежде всего, с уровнем риска, который, в свою очередь, напрямую зависит от финансового состояния клиента, целей использования кредитных ресурсов, сроков кредитования, наличия залогового обеспечения. Вместе с тем ценовое предложения Сбербанка для малого бизнеса – одно из лучших на рынке. Это характеризует рост кредитного портфеля в текущем году в данном сегменте – более 30%. Только по кредиту «Доверие» (беззалоговый продукт для предприятий микробизнеса) за девять месяцев 2013 года прирост кредитного портфеля составил полмиллиарда рублей. Для компаний, чья годовая выручка превышает планку в 60 млн рублей, предусмотрена отдельная линейка кредитных продуктов от финансирования оборотного капитала до инвестиционных целей, в том числе с частичным залоговым обеспечением, с возможностью привлечения поручительства государственного фонда поддержки предпринимательства Воронежской области.
Кроме того, сегодня ни один банк, кроме Сбербанка, не работает со стартапами, поскольку это считается самым высокорискованным продуктом. На первом этапе финансирование бизнеса клиента «с нуля» продвигали на основе покупки франшиз, которых сегодня порядка ста. Это, в свою очередь, позволяет значительно снижать и клиенту и банку риски реализации стартапа, так как используется уже проверенная временем бизнес-модель ведения бизнеса, известный бренд. Сейчас в Воронеже реализовано 17 проектов по программе «Бизнес-старт», и ни один из них не попал в дефолт.
Мы пошли дальше и работаем над развитием стандартных бизнес-планов уже без франшизы. Допустим, если вы решили открыть парикмахерскую, пекарню, спортзал и т.п., то банк готов предложить для реализации типовой бизнес-план, который подтвержден независимой консалтинговой компанией.
- Расширение спектра кредитных продуктов для такого высокорискованного сектора, как малый и микробизнес, видимо, повлекло увеличение просрочки?
- За девять месяцев нынешнего года доля просрочки даже сократилась. В сегменте малого и микробизнеса она не превышает 1,6%. И в целом по корпоративному портфелю мы на треть сократили уровень просроченной задолженности - он сегодня не превышает 2%.
- За счет чего произошло сокращение просрочки?
- За счет реструктуризации проблемных активов – пересмотра платежных графиков, снижения процентной нагрузки, и т.д. Другой путь – это привлечение новых, эффективных собственников, не доводя ситуацию до процедуры банкротства.
- Тем не менее вы же не станете отрицать, что уровень закредитованности юрлиц высок? Хотя, наверное, после кризиса 2008 года многие перестали так активно брать кредиты, поскольку кредитная нагрузка сыграла с ними злую шутку.
- Прежде чем выдать кредит, банк тщательно оценивает уровень риска конкретной сделки. Могу сказать, что финансовая ситуация у наших клиентов за последнее время в целом даже улучшилась. Кроме того, ежеквартальный мониторинг финансово-хозяйственной деятельности заемщиков позволяет своевременно выявлять критерии возможных проблем. Если возникли существенные отклонения параметров реализуемой сделки от ранее согласованных или возрастает вероятность дефолта, мы обращаем внимание клиента, предупреждая о возможных угрозах.
- Можете назвать пул проектов, которые вы предложили бы реализовать воронежским бизнесменам? И что вы делаете, чтобы их реализовать?
- Иногда инвесторы обращаются с такими вопросами в банк - можно ли реализовать какой-то типовой проект. Кредитный портфель всего ЦЧБ превышает 350 млрд рублей. Из них более половины - инвестиционные вложения банка, а это сотни реализуемых проектов. Понятно, что у нас очень богатый спектр проектов, которые мы могли бы предложить в различных сферах хозяйствования. Есть тиражируемые проекты в перерабатывающей отрасли, в отрасли сельского хозяйства и других. Мы готовы предлагать. Все зависит от того, что хочет клиент, какую цель поставил перед собой.
- Сбербанк серьезно изменился за последние годы в плане сервиса. По всему выходит, что, по крайней мере в Воронежской области, слон научился танцевать?
- Банк постоянно стремится повышать уровень сервисного обслуживания клиентов. Не секрет, что это является одним их ключевых моментов для успешного построения и развития тесного долгосрочного сотрудничества с клиентами. Повышение производительности в обработке клиентских операций за счет унификации и централизации внутренних процессов, оптимизация самих процессов, закрепление за клиентами персональных менеджеров со стороны банка, максимальное упрощение для понимания клиентами продуктовой линейки, формирование готовых пакетных решений для бизнеса, но в то же время индивидуальный подход к каждому клиенту, реализация программ нефинансовой поддержки клиентов и партнерских программ - этот список можно долго продолжать. Банком проводится значительная работа для реализации задач повышения сервиса.
- Чего еще ждать воронежским клиентам от Сбербанка в ближайшее время?
- В ноябре у нас стартовал новый продукт - «Лига бизнеса». Это пакетное предложение с фиксированной платой, которое позволяет сэкономить на широком спектре банковских услуг при одновременном получении в банке кредита «Доверие» по специальной кредитной ставке. При этом экономия в кредитной ставке составит до 5 процентных пунктов от стандартных условий. Кроме того, запускаем ряд интересных для клиентов малого бизнеса предновогодних акций.
Также мы сейчас активно развиваем продукт электронного документооборота. Услуга позволит серьезно сэкономить время и деньги нашим клиентам. И не только малому бизнесу. Все больше крупных компаний, как, например, «Х5 Ритейл групп», в работе со своими контрагентами активно переходят на электронный документооборот. Очевидно, что с помощью Сбербанка внедрить такую услугу предприятиям и организациям будет проще и быстрее.